Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Козлова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска гимназия №4

Урок окружающего мира во втором классе
(УМК «Гармония», авт. учебника О.Т. Поглазова)

Тема: «Российская Федерация, ее государственные символы»

Конспект урока

Презентация

Гимн России


Цель: знакомство с государственной символикой Российской Федерации

Задачи:

  • формирование понятий государство, государственные символы, государственные границы, армия, президент;
  • формирование умений работать с текстом;
  • воспитание патриотических чувств, уважения к своей Родине

Оборудование: ноутбук, проектор, политическая карта мира, России, запись гимна России, индивидуальные конспекты для каждого ученика

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
    - О чем мы начали говорить на предыдущем уроке? (О Родине, о России)
    /Учитель демонстрирует слайд №1/
  2. - Что мы знаем с вами о России? (Многонациональная страна с очень большой территорией, столица Москва)

    /Учитель демонстрирует слайд №2 с изображением карты мира/
    - Посмотрите на карту мира, кто может показать территорию нашей страны?
    - Сравните ее с территориями других государств. (Россия занимает самую большую территорию среди стран мира, но уступает по численности населения Китаю, Индии, США)

    /Демонстрация слайда №3 с изображением карты России/
    - Посмотрите на карту России, чем территория нашей страны отделяется от территории соседних стран? (границы)
    - Какие границы мы видим на карте? (морские, сухопутные)
    - Кто охраняет границы государства? (армия)
    Задавая последний вопрос, я произнесла «государство», а вы раньше слышали это слово? Где?

     

  3. Изучение новой темы. Учитель задает вопросы:
    - Кто знает, что такое «государство»?
    - Если у нас возникает затруднение в объяснении значения слова, то что мы должны сделать? (Обратиться к толковому словарю)
    Учитель берет толковый словарь С.И. Ожегова, где заранее вложена закладка на статье «Государство», и показывает его детям.
  4. - Итак, обратимся к словарю Ожегова.
    Учитель по закладке открывает словарь и предлагает одному из учеников прочитать объяснение значения слова «государство».
    «Государство – страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».
    Учитель продолжает беседу:
    - Сегодня на уроке будем говорить о нашем государстве, мы должны упорядочить те знания, которые уже есть у вас и, конечно, узнать новое.
    - Как называется наше государство? (Россия, Российская Федерация)
    - Какое слово в названии государства требует уточнения?

    /Учитель демонстрирует слайд №4/
    Слайд №4: «Федерация означает, что государство объединяет много республик, краев и областей».

    - Кто управляет нашим государством? (Президент)
    /Учитель демонстрирует слайд №5 с фотографией президента/

    - Каждое государство имеет отличительные знаки – символы.
    - Кто знает, что относится к государственным символам? (Флаг, гимн, герб)
    /Учитель демонстрирует слайд №6 с перечнем символов/
    - Откроем учебники, прочитаем текст и проверим свои знания.
    Дети открывают учебник на странице 72 и читают первый абзац.
    Учитель задает вопрос:
    - Что нового узнали из этого текста? (Самые большие территории в РФ – республика Саха (Якутия), Красноярский край и Тюменская область, на их территории могли бы разместиться все государства Европы)
    - Давайте убедимся в этом, откройте форзац и внимательно рассмотрите политическую карту России. (Дети открывают форзац учебника и рассматривают политическую карту России, высказывают свои впечатления).

    Далее учитель предлагает детям продолжить работу с текстом учебника, а так же с индивидуальным конспектом, который раздает каждому ученику. (см. Приложение)
    - Ребята, у вас на партах лежат листы для индивидуальной работы, куда вы будете записывать самую важную информацию из прочитанного текста.
    - Прочитайте второй абзац, впишите в схему, что относится к символам государства. (Дети, прочитав второй абзац текста, работают с индивидуальным конспектом).
    - Что обозначает звездочка рядом со словом? (загляни в словарик).
    Дети открывают учебник на странице 126 и читают объяснение терминов «герб», «гимн»:
    герб – официальная эмблема государства, а также города, рода. Новый герб Российской Федерации учрежден в 1993 году;
    гимн – официальный символ государства, торжественная песня.

    Учитель говорит:
    - Обратимся к первому символу: герб РФ.
    - Приходилось ли вам раньше видеть герб нашей страны? Где? (Монеты, бумажные купюры, печати …)
    /Учитель демонстрирует слайд №7 с изображением герба РФ/
    - Что на нем изображено? Что это обозначает?
    - Обобщим ответы по учебнику.
    Дети читают первый абзац на странице 73. После прочтения учитель предлагает детям продолжить предложения:
    - Итак, орел – это символ … (могущества и единства).
    Дети записывают эти слова в своих индивидуальных конспектах.
    - Всадник – это символ … (готовности встать на защиту Родины). Заполним строки в нашем конспекте.

    - Обратимся к следующему символу: флаг РФ
    /Учитель демонстрирует слайд №8 с изображением флага РФ и предлагает детям описать словами увиденное/
    - Опишите флаг РФ: сколько цветов, как они располагаются.
    Теперь раскрасьте флаг в конспекте и выпишите из учебника, что символизирует каждый цвет.
    - Где и когда поднимают флаг государства?


    - Обратимся к гимну РФ. Прочитайте в учебнике текст на странице 74.
    После прочтения текста учитель задает вопрос:
    - Что нового узнали из текста учебника? (Когда исполняют гимн, правила прослушивания гимна, кто является автором музыки и слов российского гимна)
    /Учитель демонстрирует слайд №9 с указанием авторов гимна РФ и их фотографиями/

    Учитель предлагает прочитать текст гимна на странице 75:
    - Прочитаем гимн России. Что говорится в нем о нашей Родине?
    Дети читают текст гимна и отвечают на вопрос учителя.

    Далее учитель включает запись гимна, дети слушают, выполняя правила прослушивания гимна.
    Прослушивание записи гимна РФ.

  5. Подведение итогов урока.
    /Учитель демонстрирует слайд №10 с подготовленными заранее фразами и предлагает детям закончить их/
    - Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам закончить предложения, которые помогут нам подвести итог урока.
    - Продолжите, пожалуйста, фразы:
    «Сегодня на уроке я узнал …»
    «Сегодня на уроке мне было трудно…»
    «Сегодня на уроке мне было легко …»
  6. Д/з Сегодня на уроке мы познакомились с официальными государственными символами России. У каждого из них есть своя история. К следующему уроку можно подготовить сообщение об одном из них. А еще у России есть неофициальные символы, кто захочет, может узнать, что является такими символами.

 


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений