- Актуализация знаний. Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
- О чем мы начали говорить на предыдущем уроке? (О Родине,
о России)
/Учитель демонстрирует слайд №1/
- Что мы знаем с вами о России? (Многонациональная страна
с очень большой территорией, столица Москва)
/Учитель демонстрирует слайд №2 с изображением
карты мира/
- Посмотрите на карту мира, кто может показать территорию нашей
страны?
- Сравните ее с территориями других государств. (Россия занимает
самую большую территорию среди стран мира, но уступает по численности
населения Китаю, Индии, США)
/Демонстрация слайда №3 с изображением карты
России/
- Посмотрите на карту России, чем территория нашей страны отделяется
от территории соседних стран? (границы)
- Какие границы мы видим на карте? (морские, сухопутные)
- Кто охраняет границы государства? (армия)
Задавая последний вопрос, я произнесла «государство», а вы раньше
слышали это слово? Где?
- Изучение новой темы. Учитель задает вопросы:
- Кто знает, что такое «государство»?
- Если у нас возникает затруднение в объяснении значения слова,
то что мы должны сделать? (Обратиться к толковому словарю)
Учитель берет толковый словарь С.И. Ожегова, где заранее вложена
закладка на статье «Государство», и показывает его детям.
- Итак, обратимся к словарю Ожегова.
Учитель по закладке открывает словарь и предлагает одному из учеников
прочитать объяснение значения слова «государство».
«Государство – страна, находящаяся под управлением политической
организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной
структуры».
Учитель продолжает беседу:
- Сегодня на уроке будем говорить о нашем государстве, мы должны
упорядочить те знания, которые уже есть у вас и, конечно, узнать
новое.
- Как называется наше государство? (Россия, Российская Федерация)
- Какое слово в названии государства требует уточнения?
/Учитель демонстрирует слайд №4/
Слайд №4: «Федерация означает, что государство объединяет много
республик, краев и областей».
- Кто управляет нашим государством? (Президент)
/Учитель демонстрирует слайд №5 с фотографией
президента/
- Каждое государство имеет отличительные знаки – символы.
- Кто знает, что относится к государственным символам? (Флаг,
гимн, герб)
/Учитель демонстрирует слайд №6 с перечнем символов/
- Откроем учебники, прочитаем текст и проверим свои знания.
Дети открывают учебник на странице 72 и читают первый абзац.
Учитель задает вопрос:
- Что нового узнали из этого текста? (Самые большие территории
в РФ – республика Саха (Якутия), Красноярский край и Тюменская
область, на их территории могли бы разместиться все государства
Европы)
- Давайте убедимся в этом, откройте форзац и внимательно рассмотрите
политическую карту России. (Дети открывают форзац учебника и рассматривают
политическую карту России, высказывают свои впечатления).
Далее учитель предлагает детям продолжить работу с текстом учебника,
а так же с индивидуальным конспектом, который раздает каждому
ученику. (см. Приложение)
- Ребята, у вас на партах лежат листы для индивидуальной работы,
куда вы будете записывать самую важную информацию из прочитанного
текста.
- Прочитайте второй абзац, впишите в схему, что относится к символам
государства. (Дети, прочитав второй абзац текста, работают с индивидуальным
конспектом).
- Что обозначает звездочка рядом со словом? (загляни в словарик).
Дети открывают учебник на странице 126 и читают объяснение терминов
«герб», «гимн»:
герб – официальная эмблема государства, а также города, рода.
Новый герб Российской Федерации учрежден в 1993 году;
гимн – официальный символ государства, торжественная песня.
Учитель говорит:
- Обратимся к первому символу: герб РФ.
- Приходилось ли вам раньше видеть герб нашей страны? Где? (Монеты,
бумажные купюры, печати …)
/Учитель демонстрирует слайд №7 с изображением
герба РФ/
- Что на нем изображено? Что это обозначает?
- Обобщим ответы по учебнику.
Дети читают первый абзац на странице 73. После прочтения учитель
предлагает детям продолжить предложения:
- Итак, орел – это символ … (могущества и единства).
Дети записывают эти слова в своих индивидуальных конспектах.
- Всадник – это символ … (готовности встать на защиту Родины).
Заполним строки в нашем конспекте.
- Обратимся к следующему символу: флаг РФ
/Учитель демонстрирует слайд №8 с изображением
флага РФ и предлагает детям описать словами увиденное/
- Опишите флаг РФ: сколько цветов, как они располагаются.
Теперь раскрасьте флаг в конспекте и выпишите из учебника, что
символизирует каждый цвет.
- Где и когда поднимают флаг государства?
- Обратимся к гимну РФ. Прочитайте в учебнике текст на странице
74.
После прочтения текста учитель задает вопрос:
- Что нового узнали из текста учебника? (Когда исполняют гимн,
правила прослушивания гимна, кто является автором музыки и слов
российского гимна)
/Учитель демонстрирует слайд №9 с указанием авторов
гимна РФ и их фотографиями/
Учитель предлагает прочитать текст гимна на странице 75:
- Прочитаем гимн России. Что говорится в нем о нашей Родине?
Дети читают текст гимна и отвечают на вопрос учителя.
Далее учитель включает запись гимна, дети слушают, выполняя правила
прослушивания гимна.
Прослушивание записи гимна РФ.
- Подведение итогов урока.
/Учитель демонстрирует слайд №10 с подготовленными
заранее фразами и предлагает детям закончить их/
- Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам закончить предложения,
которые помогут нам подвести итог урока.
- Продолжите, пожалуйста, фразы:
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке мне было трудно…»
«Сегодня на уроке мне было легко …»
Д/з Сегодня на уроке мы познакомились с официальными государственными
символами России. У каждого из них есть своя история. К следующему
уроку можно подготовить сообщение об одном из них. А еще у России
есть неофициальные символы, кто захочет, может узнать, что является
такими символами.