Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Милина Е.А., учитель гимназии № 2

 

МАСТЕР - КЛАСС

«Активизация мыслительной деятельности
в условиях реализации современных образовательных программ»

 

Тема занятия: «Край мой морошковый»

Цели:

  • обобщение знаний о растениях и животных родного края;
  • развитие познавательного интереса к родному краю;
  • развитие основ исследовательской деятельности;
  • развитие экологического мышления;
  • воспитание бережного отношения к окружающей нас природе.

Оборудование: листы A3 с надписями «Ягоды», «Птицы», «Деревья», изображения птиц, запись голосов птиц, семена цветов, фломастеры или цветные карандаши.

 

Ход занатия

 

1. В цветах, в траве или под снегом -
Ты дорога нам даже и в горсти.
Любому я скажу - будь человеком!
Куда бы ты ни шел -
Земле не навреди!

О. Воронова

- Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что ее надо охранять. В СМИ почти ежедневно появляются тревожные сообщения об экологических проблемах. Да и на себе мы их ощущаем.
- Приведите примеры экологических проблем, о которых вы знаете. (загрязнение воздуха, рек, озер, озоновая дыра, глобальное потепление и т.д.)
- Сегодня мы подумаем вместе, как сберечь наш край, такой удивительный и неповторимый. И сегодня на занятии мы попробуем с вами разобраться, как влияет человек на природу, и что человек, а конкретно - мы, можем сделать для сохранения природы нашего края
- А поможет нам в этом ролевая игра. Одна группа будет представлять ягоды, вторая птиц, третья - деревья и кустарники. С этими объектами мы все знакомы.
- Придумайте названия своих групп и напишите их на листах, которые лежат у вас на столе.
- Итак, у нас группа «деревья» , «птицы» и «ягоды».

 

2. - Какими ягодами славится наш край?
- Почему издавна запасали их на зиму?
- Сама природа позаботилась о мурманчанах. Ведь нам не нужно далеко ходить, чтобы полакомиться ягодами. Давайте спросим у ягод,а хорошо ли живется им рядом с нами? Напишите на отдельных листочках, какой вред наносит вам деятельность человека. (группа «Ягоды»работает самостоятельно)

ВСЕ

- Все ли мы знаем о ягодах? Обратимся к рубрике «А знаете ли вы?»- Например, знаете ли вы, какая из этих ягод бывает белого цвета? (Брусника - растет в Козьей губе Коловицкого озера., а также недалеко от села Кашкаранцы в Терском районе.)

- Какую ягоду в народе прозвали «гонобобель» или « гоноболь», а еще пьяникой и дурникой? (голубика) Гони боль - против головной боли, но при сборе испытывали головную боль. Как так получалось? ( голова болела от багульника, который издавал пряный запах)

- Какая ягода является идеальным средством утоления жажды и восстановления сил (вороника. : несколько горстей ягод практически снимают усталость после многочасового перехода. Это, видимо, хорошо знают медведи, потребляющие воронику в большом количестве)

- Эту ягоду включали в рацион летчиков, а сейчас - в меню космонавтов ( черника)

- Кольские поморы поставляли ее в Петербург к императорскому двору, (морошка)

- Когда больной мечется в жару, из всех ягод поднимет только она. (клюква)

- Запасы ягод не одинаковы. Все они занимают разную площадь. Используя свой жизненный опыт, предположите, какую площадь занимает каждая ягода, (на доске записаны только числа площади)

Черника 214 тыс га Брусника - 200 тыс га, Морошка - 53 Голубика 19 Клюква- 15

- Послушаем, что написали нам ягоды. (вытаптывание, пожары, вырубка леса, сбор грабилками ) (Ответы наклеиваются на лист «Ягоды»)

- Чем можем помочь мы? Сформулируйте правила, как сохранить ягодники. (группы по очереди отвечают, ответ обсуждается, записывается одним участником на листке, остальные в это время обсуждают следующее предложение)

(беречь лес от пожара, не вытаптывать, собирать ягоды руками «не губи кусты тупым расчетом - Быстро и побольше нахватать»)

(правила наклеиваются на лист «Ягоды» во второй столбик)

 

3. - Для нас ягоды это лакомство, полезные морсы, компоты, отвары. А для кого они являются кормом? (для птиц)
- Куда бы ты ни шел везде встретишь птиц. Без них невозможно представить нашу планету. А знаете ли вы, сколько видов птиц насчитывается в России? (около 800 видов). А в нашем крае? (270) Много это или нет?
- Почему, несмотря на суровые условия Заполярья, такое большое кол-во видов? (обитают птицы морские, птицы тундры, леса)
- Что могут сказать нам птицы о том, как влияет на них деятельность человека? (группа «Птицы»работает самостоятельно, ответы записываются на отдельных листочках)

ВСЕ

- Птицы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что в своей речи мы используем выражения связанные с ними. В них отразилась наблюдательность народа. Поиграем в игру «Птичий образ»: Дополните фразеологизм названием птицы. Например, я говорю «синяя», а вы ... «птица» Что значит это выражение?

Стреляный ...воробей
Глухая ... тетеря
Подсадная ... утка
Курский ... соловей
Песня... лебединая
Первая ... ласточка

- А базар какой? Птичий.
- Нельзя в разговоре о птицах нашего края не упомянуть о птичьих базарах, о птицах тундры и леса. Всех конечно, знать невозможно, но вот некоторых представителей вы наверняка узнаете. Подпишите тех птиц, которых узнали. (группам выдается по листку, на котором изображены только силуэты пяти птиц)
- Проверим, как вы справились. Какая из птиц так поет? (включается запись голоса. Когда команда угадывает, показать изображение этой птицы. Взяты птицы: чайка, снегирь, синица, свиристель)
- Осталась одна птица. Кто это? (кайра) А знаете ли вы, ч ем она уникальна? (Ныряют на 10-15 метров, ловят под водой мелкую рыбу. Им помогают быстро двигаться под водой не лапы, а крылья. Кайры под водой летят! Показ фотографии)
- Послушаем, что сказали бы нам птицы, если бы умели говорить. (заслушиваем группу птиц) ( пожары, неумеренный вылов рыбы, загрязнение воздуха, водоемов, разорение гнезд, шум в лесу, голод - приклеить на страничку «Птицы»)
- Что мы можем сделать? ( соблюдать в лесу тишину, беречь лес от пожаров, не собирать ягод рябины, делать кормушки)
Ответы выслушиваются, записываются на листочках, приклеиваются на страничку «Птицы»
- Что для птиц самое страшное? (Голод. Ведущим фактором, определяющим все жизненные процессы птиц, является состояние их кормовой базы.) Грустная статистика: в суровые зимы гибнет до 90 % птиц.
(Одной из проблем является дефицит рыбных кормов. Из-за ухудшения состояния рыбных запасов на Мурмане чайки, серебристые и сизые, вынуж-дены были осваивать другой массовый источник корма мусорные свалки у населенных пунктов. Среди чаек наблюдается нападение на тупиков, чистиков . Отсюда сокращение этого вида птиц. Среди птиц наблюдаются клептопаразитизм, хищничество)
- Когда численность вида опускается ниже 2 тыс особей, чаще всего наступает грань, за которой вымирание неизбежно. И тогда только человек способен его спасти. Какие меры приняты на уровне государства для охраны птиц? {заповедники, заказники, ввод ограничения сроков охоты)
- Какие заповедники с этой цель созданы в Мурманской области? (Кандалакшский - создан в 1930 году для охраны гаги. Разбросан на островах Белого и Баренцева морей.)
- Покажите на карте. (Прикрепить красные магниты. В состав входят острова Семь островов, Айновы острова, острова Кандалакшского залива)
- Что явилось причиной создания этого заповедника? (истребление птицы гаги из-за ценного пуха)
- Какой еще заповедник создан для сохранения и изучения птиц? («Пасвик»)
- Где он находится?( граница России и Норвегии по обоим берегам реки Паз)
- Кто может показать на карте? ( прикрепить красный магнит)
- Какие птицы здесь обитают? (лебедь-кликун, кулик, хохлатая чернеть, крохаль, скопа, беркут, сокол, орлан-белохвост и редкая птица - луток.)
-
Птица луток изображена на эмблеме заповедника. Чем она интересна? ( Эта некрупная утка питается не рыбой, а насекомыми и водными беспозвоночными)

 

4. Ф/М
- Весной прилетает в наши края маленькая птичка. Вы ее узнали? ( на экране) Да, это трясогузка. Почему ее так назвали? ( Название ей дали по одной особенности: когда она садилась, хвостовая часть ее туловища трясется.)
- Дети поморья придумали игру, где поют песенку именно про неё. Поиграем и мы в эту игру.
- Встаньте парами, возьмитесь за руки. Кому не хватило пары - он ведущий. Договоритесь, кто будет хвостик, а кто клювик.
Изба расписная, крыша смоляная.
Села трясогузка - хвост прилип, (хвост приседает)
Выдернула хвостик - клюв прилип, (клюв приседает)
Вот она какая крыша смоляная! (меняемся парами, ведущий старается занять чужое место, кто остался тот ведущий)

 

5. - Отметьте на карте Лапландский заповедник.

- Какова была цель его создания? (Сохранение северной тайги и горных тундр Кольского полуострова, защита дикого северного оленя)
- Чем ценна тайга Лапландского заповедника? ( этот участок леса появился после схода ледника несколько тысяч лет назад. Н а протяжении сотен лет рука человека не касалась этого леса. Здесь растут самые огромные сосны ок. 30 м, а диаметр ствола - 50-60 см. Возраст достигает 300-400 лет. Это самые старые леса на территории всей Европы. )
-
А знаете ли вы, каков возраст самой старой сосны? (В 1970 году было обнаружено дерево в возрасте 648 лет)
-
А знаете ли вы, какая часть от общей площади области входит в государственный лесной фонд ? (3/4 или 68 %). На Кольском полуострове леса богаче и продуктивнее лесов, встречающихся на тех же широтах в других районах Крайнего Севера и даже встречается тайга, характерная для Европейского Севера. Почему? (КАРТА природных зон) (Оказывает влияние теплое течение Гольфстрим)
- Какие деревья и кустарники характерны для нашего края?
- Как живется им рядом с человеком? - об этом нам скажет группа через несколько минут (группа «Деревья» пишет на отдельных листочках)

ВСЕ

- Среди листьев, собранных осенью, дети принесли и такие. (клена и липы) Что вы можете об этом сказать? Что потребовалось для того, чтобы смогли прижиться и вырасти эти два теплолюбивых растения? (Найти место, защищенное от ветров, чтобы не было затенено, привезти почву, а самое главное, забота человека, желание видеть эти деревья в своем городе)
- Зачем человек стремится вырастить эти деревья и многие другие, не характерные для нашей природы?
- В современной медецине существует шшгае <шандщафтотерапия>>. Л знаете ли си, что это златит?
(Механизмы, поздсйспшия весной раститалы-юапи на многие стороны здоровья до конца не выяснены, благотворное вляяниелеса на чел&века трудно переоценить. Благоприятно сказываются лесная тишина, прохлада, зеленый цвет яиакеы, безупречная чистота снега чимои, игра света и теки, шелест листьев, журчание ручейка, многообразие форм растений* аромат цветов. Цветовая гамма, форма р&стеиип смфшно ал ияът mi психику *№лавеха. Зезен мп ще-т

, осенним. ц«ет леса создает хорошее настроение. ! тубой цвет неба

-Как нйзывакя лес 13(Легкие наймиплаиеты)

  • Сколько ^испорола вырабатывает 1 дерево? (окапи !80 я)
  • А сколько литров кислорода требуется в сутки человеку при шопшншЙ

-Получается несложная" задата

1 дерево кустарника суткиныраЪшпынает okOjio 180л кислорода. Человеку при активной работе тнребуется вдень 720 л к&сяорФ&х. Ос. деревьев должно бытье городе с настениел* в 400 тысяч , чтобы обеопемить зяа&ей нисяород&м?

вывод можно сделать?

в черге города пе так уж и много.

  • Послушаем, что скажут на_ч деревья ? ( выру&са леса, жюкары, $ городе
    нб.юыывают esmt ^ i , загазованность.)
  • Что мы можем сделать?

повыв деревья, сохранить / tie , что уже

- Прошлой осенью мы с детьми класса по время городской акции «Чистый ropvw » ди^алили ку01Ы емвродинынх на учаегке у О?радлс созтгавать, что так сделали не только мы

6.

  • (своряно треи^!но относятся 1С природе, к зеленым яаезжденияы, и воце диыив
    можно 'часто уичдеть палнссшличии, сдс- iaiiiifcie заботливыми р;1сачи самих
    жшо-цов. А. школа наш ыорим дом Хотим ля мы, чтобы возле него росли деревья,
    благоухали цветы? Ою Юяиситоп »ас
  • Что можем сделать мы, кроме посадки деревьев н куотарникоа?
    (Посадить цветы)
  • Каждая группа создаст проект счоей клумбы. Какую p ^ Gaiy нужно проделать,
    чтобы посадить цветы, чтобы они порадовали вас? Составим, план yeticia*ra.
    1)Выбор места.

2} И&дгитишл почвы к посадке

2) Отбор оемяп, учесть условт га прорастания

3 J Цил1Ш1 ю*умбы

- Перед вама демеш цсегов. план приусадейз-гого участка одной и^ елко.т

Я дуиаю,. "по в течении 3 чину г ^ы справитесь

итогов (место для цветов нулто выбырогнь солнечное, но закрытое ощ . Выбирать ыулпго сорта хш&х'-пкшхи^ рдыы&щешущие-. Высижинцть греты нужно papcttdotf , иначе опи не успеют


- С заданием вы справились замечательно. Думаю, что эти проекты помогут вам украсить двор своей школы.

 

7 . Итог.

- У Антуана де Сент Экзюпери есть такие слова: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся , привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету.» Так что же мы можем сделать для того, чтобы наша планета, дающая нам жизнь, была всегда в порядке? (соблюдать те правила, которые мы сегодня написали)

- А начинать нужно каждому со своего дома, двора, города, с самого себя. Я думаю, что сегодняшний урок вам в лом поможет.

Проводя сегодня занятие, я все время помнила, что за каждой го вас стоит целый класс ребят . И мне очень хотелось бы сейчас узнать, что из сегодняшнего урока вы возьмете для своей работы, что принесете своим ученикам
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений