Педагогическая мастерская
Милина Е.А., учитель гимназии № 2
МАСТЕР - КЛАСС
«Активизация мыслительной деятельности
в условиях реализации современных образовательных программ»
Тема занятия: «Край мой морошковый»
Цели:
- обобщение знаний о растениях и животных родного края;
- развитие познавательного интереса к родному краю;
- развитие основ исследовательской деятельности;
- развитие экологического мышления;
- воспитание бережного отношения к окружающей нас природе.
Оборудование: листы A3 с надписями «Ягоды», «Птицы», «Деревья», изображения птиц, запись голосов птиц, семена цветов, фломастеры или цветные карандаши.
Ход занатия
1. |
В цветах, в траве или под снегом -
Ты дорога нам даже и в горсти.
Любому я скажу - будь человеком!
Куда бы ты ни шел -
Земле не навреди!
О. Воронова |
- Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем
пришел к мысли о том, что ее надо охранять. В СМИ почти ежедневно появляются
тревожные сообщения об экологических проблемах. Да и на себе мы их ощущаем.
-
Приведите примеры экологических проблем, о которых вы знаете. (загрязнение воздуха,
рек, озер, озоновая дыра, глобальное потепление и т.д.)
- Сегодня мы подумаем вместе, как сберечь наш край, такой удивительный и
неповторимый. И сегодня на занятии мы попробуем с вами разобраться, как
влияет человек на природу, и что человек, а конкретно - мы, можем сделать для
сохранения природы нашего края
- А поможет нам в этом ролевая игра. Одна группа будет представлять ягоды,
вторая птиц, третья - деревья и кустарники. С этими объектами мы все знакомы.
- Придумайте названия своих групп и напишите их на листах, которые лежат у вас на
столе.
-
Итак, у нас группа «деревья» , «птицы» и «ягоды».
2. |
- Какими ягодами славится наш край?
- Почему издавна запасали их на зиму?
- Сама природа позаботилась о мурманчанах. Ведь нам не нужно далеко ходить,
чтобы полакомиться ягодами. Давайте спросим у ягод,а хорошо ли живется им
рядом с нами? Напишите на отдельных листочках, какой вред наносит вам
деятельность человека. (группа «Ягоды»работает самостоятельно) |
ВСЕ
- Все ли мы знаем о ягодах? Обратимся к рубрике «А знаете ли вы?»- Например, знаете ли вы, какая из этих ягод бывает белого цвета? (Брусника - растет в Козьей губе Коловицкого озера., а также недалеко от села Кашкаранцы в Терском районе.)
- Какую ягоду в народе прозвали «гонобобель» или « гоноболь», а еще пьяникой и
дурникой? (голубика) Гони боль - против головной боли, но при сборе
испытывали головную боль. Как так получалось? ( голова болела от багульника,
который издавал пряный запах)
- Какая ягода является идеальным средством утоления жажды и восстановления
сил (вороника. : несколько горстей ягод практически снимают усталость после
многочасового перехода. Это, видимо, хорошо знают медведи, потребляющие
воронику в большом количестве)
- Эту ягоду включали в рацион летчиков, а сейчас - в меню космонавтов ( черника)
- Кольские поморы поставляли ее в Петербург к императорскому двору, (морошка)
- Когда больной мечется в жару, из всех ягод поднимет только она. (клюква)
- Запасы ягод не одинаковы. Все они занимают разную площадь. Используя свой
жизненный опыт, предположите, какую площадь занимает каждая ягода, (на доске
записаны только числа площади)
Черника 214 тыс га Брусника - 200 тыс га, Морошка - 53 Голубика 19 Клюква- 15
- Послушаем, что написали нам ягоды. (вытаптывание, пожары, вырубка леса,
сбор грабилками ) (Ответы наклеиваются на лист «Ягоды»)
- Чем можем помочь мы? Сформулируйте правила, как сохранить ягодники.
(группы по очереди отвечают, ответ обсуждается, записывается одним
участником на листке, остальные в это время обсуждают следующее
предложение)
(беречь лес от пожара, не вытаптывать, собирать ягоды руками «не губи кусты тупым расчетом - Быстро и побольше нахватать»)
(правила наклеиваются на лист «Ягоды» во второй столбик)
3. |
- Для нас ягоды это лакомство, полезные морсы, компоты, отвары. А для кого они являются кормом? (для птиц)
- Куда бы ты ни шел везде встретишь птиц. Без них невозможно представить нашу
планету. А знаете ли вы, сколько видов птиц насчитывается в России? (около 800
видов). А в нашем крае? (270) Много это или нет?
-
Почему, несмотря на суровые условия Заполярья, такое большое кол-во видов? (обитают птицы морские, птицы тундры, леса)
-
Что могут сказать нам птицы о том, как влияет на них деятельность человека? (группа «Птицы»работает самостоятельно, ответы записываются на
отдельных листочках) |
ВСЕ
- Птицы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что в своей речи мы используем
выражения связанные с ними. В них отразилась наблюдательность народа.
Поиграем в игру «Птичий образ»: Дополните фразеологизм названием птицы.
Например, я говорю «синяя», а вы ... «птица» Что значит это выражение?
Стреляный ...воробей
Глухая ... тетеря
Подсадная ... утка
Курский ... соловей
Песня... лебединая
Первая ... ласточка
- А базар какой? Птичий.
- Нельзя в разговоре о птицах нашего края не упомянуть о птичьих базарах, о
птицах тундры и леса. Всех конечно, знать невозможно, но вот некоторых
представителей вы наверняка узнаете. Подпишите тех птиц, которых узнали.
(группам выдается по листку, на котором изображены только силуэты пяти
птиц)
- Проверим, как вы справились. Какая из птиц так поет? (включается запись голоса. Когда команда угадывает, показать изображение этой птицы. Взяты птицы: чайка, снегирь, синица, свиристель)
- Осталась одна птица. Кто это? (кайра) А знаете ли вы, ч ем она уникальна?
(Ныряют на 10-15 метров, ловят под водой мелкую рыбу. Им помогают быстро двигаться под водой не лапы, а крылья. Кайры под водой летят! Показ фотографии)
- Послушаем, что сказали бы нам птицы, если бы умели говорить. (заслушиваем
группу птиц) ( пожары, неумеренный вылов рыбы, загрязнение воздуха, водоемов,
разорение гнезд, шум в лесу, голод - приклеить на страничку «Птицы»)
- Что мы можем сделать? ( соблюдать в лесу тишину, беречь лес от пожаров, не
собирать ягод рябины, делать кормушки)
Ответы выслушиваются, записываются на листочках, приклеиваются на страничку «Птицы»
- Что для птиц самое страшное? (Голод. Ведущим фактором, определяющим все жизненные процессы птиц, является состояние их кормовой базы.) Грустная статистика: в суровые зимы гибнет до 90 % птиц.
(Одной из проблем является дефицит рыбных кормов. Из-за ухудшения состояния рыбных запасов на Мурмане чайки, серебристые и сизые, вынуж-дены были осваивать другой массовый источник корма мусорные свалки у населенных пунктов. Среди чаек наблюдается нападение на тупиков, чистиков . Отсюда сокращение этого вида птиц. Среди птиц наблюдаются клептопаразитизм, хищничество)
- Когда численность вида опускается ниже 2 тыс особей, чаще всего наступает грань, за которой вымирание неизбежно. И тогда только человек способен его спасти. Какие меры приняты на уровне государства для охраны птиц? {заповедники, заказники, ввод ограничения сроков охоты)
- Какие заповедники с этой цель созданы в Мурманской области? (Кандалакшский - создан в 1930 году для охраны гаги. Разбросан на островах Белого и Баренцева морей.)
- Покажите на карте. (Прикрепить красные магниты. В состав входят острова Семь
островов, Айновы острова, острова Кандалакшского залива)
- Что явилось причиной создания этого заповедника? (истребление птицы гаги из-за ценного пуха)
- Какой еще заповедник создан для сохранения и изучения птиц? («Пасвик»)
- Где он находится?( граница России и Норвегии по обоим берегам реки Паз)
- Кто
может показать на карте? ( прикрепить красный магнит)
- Какие птицы здесь обитают? (лебедь-кликун, кулик, хохлатая чернеть, крохаль,
скопа, беркут, сокол, орлан-белохвост и редкая птица - луток.)
-
Птица луток изображена на эмблеме заповедника. Чем она интересна? ( Эта
некрупная утка питается не рыбой, а насекомыми и водными беспозвоночными)
4. Ф/М
- Весной прилетает в наши края маленькая птичка. Вы ее узнали? ( на экране) Да, это трясогузка. Почему ее так назвали? ( Название ей дали по одной особенности: когда она садилась, хвостовая часть ее туловища трясется.)
- Дети поморья придумали игру, где поют песенку именно про неё. Поиграем и мы
в эту игру.
- Встаньте парами, возьмитесь за руки. Кому не хватило пары - он ведущий.
Договоритесь, кто будет хвостик, а кто клювик.
Изба расписная, крыша смоляная.
Села трясогузка - хвост прилип, (хвост приседает)
Выдернула хвостик - клюв прилип, (клюв приседает)
Вот она какая крыша смоляная! (меняемся парами, ведущий старается занять чужое место, кто остался тот ведущий)
5. - Отметьте на карте Лапландский заповедник.
- Какова была цель его создания? (Сохранение северной тайги и горных тундр
Кольского полуострова, защита дикого северного оленя)
- Чем ценна тайга Лапландского заповедника? ( этот участок леса появился после схода ледника несколько тысяч лет назад. Н а протяжении сотен лет рука человека не касалась этого леса. Здесь растут самые огромные сосны ок. 30 м, а диаметр ствола - 50-60 см. Возраст достигает 300-400 лет. Это самые старые леса на территории всей Европы. )
-
А знаете ли вы, каков возраст самой старой сосны? (В 1970 году было
обнаружено дерево в возрасте 648 лет)
-
А знаете ли вы, какая часть от общей площади области входит в
государственный лесной фонд ? (3/4 или 68 %). На Кольском полуострове леса богаче и продуктивнее лесов, встречающихся на
тех же широтах в других районах Крайнего Севера и даже встречается тайга,
характерная для Европейского Севера. Почему? (КАРТА природных зон) (Оказывает влияние теплое течение Гольфстрим)
- Какие деревья и кустарники характерны для нашего края?
- Как живется им рядом с человеком? - об этом нам скажет группа через несколько
минут (группа «Деревья» пишет на отдельных листочках)
ВСЕ
- Среди листьев, собранных осенью, дети принесли и такие. (клена и липы) Что вы
можете об этом сказать? Что потребовалось для того, чтобы смогли прижиться и
вырасти эти два теплолюбивых растения? (Найти место, защищенное от ветров,
чтобы не было затенено, привезти почву, а самое главное, забота человека,
желание видеть эти деревья в своем городе)
- Зачем человек стремится вырастить эти деревья и многие другие, не характерные для нашей природы?
- В современной медецине существует шшгае <шандщафтотерапия>>. Л знаете ли си, что это златит?
(Механизмы, поздсйспшия весной раститалы-юапи на многие стороны здоровья до конца не выяснены, благотворное вляяниелеса на чел&века трудно переоценить. Благоприятно сказываются лесная тишина, прохлада, зеленый цвет яиакеы, безупречная чистота снега чимои, игра света и теки, шелест листьев, журчание ручейка, многообразие форм растений* аромат цветов. Цветовая гамма, форма р&стеиип смфшно ал ияът mi психику *№лавеха. Зезен мп ще-т
, осенним. ц«ет леса создает хорошее настроение. ! тубой цвет неба
-Как нйзывакя лес 13(Легкие наймиплаиеты)
- Сколько ^испорола вырабатывает 1 дерево? (окапи !80 я)
- А сколько литров кислорода требуется в сутки человеку при шопшншЙ
-Получается несложная" задата
1 дерево кустарника суткиныраЪшпынает okOjio 180л кислорода. Человеку при активной работе тнребуется вдень 720 л к&сяорФ&х. Ос. деревьев должно бытье городе с настениел* в 400 тысяч , чтобы обеопемить зяа&ей нисяород&м?
вывод можно сделать?
в черге города пе так уж и много.
- Послушаем, что скажут на_ч деревья ? ( выру&са леса, жюкары, $ городе
нб.юыывают esmt ^ i , загазованность.)
- Что мы можем сделать?
повыв деревья, сохранить / tie , что уже
- Прошлой осенью мы с детьми класса по время городской акции «Чистый ropvw » ди^алили ку01Ы емвродинынх на учаегке у О?радлс созтгавать, что так сделали не только мы
6.
- (своряно треи^!но относятся 1С природе, к зеленым яаезжденияы, и воце диыив
можно 'часто уичдеть палнссшличии, сдс- iaiiiifcie заботливыми р;1сачи самих
жшо-цов. А. школа наш ыорим дом Хотим ля мы, чтобы возле него росли деревья,
благоухали цветы? Ою Юяиситоп »ас
- Что можем сделать мы, кроме посадки деревьев н куотарникоа?
(Посадить цветы)
- Каждая группа создаст проект счоей клумбы. Какую p ^ Gaiy нужно проделать,
чтобы посадить цветы, чтобы они порадовали вас? Составим, план yeticia*ra.
1)Выбор места.
2} И&дгитишл почвы к посадке
2) Отбор оемяп, учесть условт га прорастания
3 J Цил1Ш1 ю*умбы
- Перед вама демеш цсегов. план приусадейз-гого участка одной и^ елко.т
Я дуиаю,. "по в течении 3 чину г ^ы справитесь
итогов (место для цветов нулто выбырогнь солнечное, но закрытое ощ . Выбирать ыулпго сорта хш&х'-пкшхи^ рдыы&щешущие-. Высижинцть греты нужно papcttdotf , иначе опи не успеют
- С заданием вы справились замечательно. Думаю, что эти проекты помогут вам
украсить двор своей школы.
7 . Итог.
- У Антуана де Сент Экзюпери есть такие слова: «Есть такое твердое правило:
встал поутру, умылся , привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок
планету.» Так что же мы можем сделать для того, чтобы наша планета, дающая
нам жизнь, была всегда в порядке? (соблюдать те правила, которые мы сегодня
написали)
- А начинать нужно каждому со своего дома, двора, города, с самого себя. Я думаю,
что сегодняшний урок вам в лом поможет. Проводя сегодня занятие, я все время помнила, что за каждой го вас стоит целый
класс ребят . И мне очень хотелось бы сейчас узнать, что из сегодняшнего урока
вы возьмете для своей работы, что принесете своим ученикам |