Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Нетычай Н.В., учитель начальных классов гимназии №4 г. Мурманска

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Конспект урока

Презентация


Цель: сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне – Арктике,
обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека.

Задачи:

  • продолжить развитие экологического, рационально – логического, эмоционально – образного мышления;
  • формировать умения выявлять причинно – следственные связи, устанавливать зависимости между неживой и живой природой, между деятельностью человека и благополучием природы;
  • развивать умения работать с учебным текстом, таблицами, алгоритмом, способность обобщать и систематизировать полученные знания;
  • воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родину, чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал (см.приложения).
Примечание: урок проводился в рамках городского семинара «Проектная задача в начальной школе».
Учащиеся до урока были разделены на группы по 4 – 5 человек.

Этапы урока Ход урока Действия учащихся
1
Организационный момент    
2
Тема и цели урока Сегодня на уроке мы выполняем задание редакции журнала «Мир природы». Очередной номер этого журнала расскажет своим читателям о природной зоне, название которой – Арктика. Нам предстоит изучить справочные материалы по этой теме, выделить главное и оформить страницы журнала. Все интересующие читателя вопросы вы узнаете, работая с таблицами. Работать будете группами.
1 группа изучает климатические условия Арктики.
2 группа подготовит информацию о растительном мире, о том, как растения приспособились к климатическим условиям Арктики.
3 группа подготовит информацию о животном мире, о том, как животные приспособились к климатическим условиям Арктики.
4 группа расскажет о коренном населении Арктики, об их занятиях.
5 группа расскажет о том, как человек осваивает Арктику, какие работы он ведёт там, как деятельность человека отражается на окружающей среде.
Задания получите чуть позже.
 
3
Представление учителем первых страницы журнала Я – главный редактор. Вы можете рассчитывать на мою помощь и поддержку. А сейчас я представлю первую страницу журнала, которая расскажет о географическом положении Арктики.  
(Презентация)
Слайды 2, 3

(географическое положение природной зоны)
Арктика – это край белого безмолвия, шапка мира, макушка Земли, зона арктических пустынь, царство льда и снега.
Арктика - географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу, этот район занимает почти весь Северный Ледовитый океан с островами (показ по карте) и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и северную часть полуострова Таймыр.
 
Слайды 4 – 11
(фото Арктики)
А эти слайды помогут нам представить удивительную, необыкновенную Арктику.  
Слайды 12, 13 На этих слайдах вы видите первые страницы журнала, печатный вариант этих страниц (листы А4) помещаю на доску.  
4
Подготовка к самостоятельной работе Ребята, я раздаю вам задания и справочный материал. Несколько советов перед самостоятельной работой: работайте дружно; сначала внимательно прочитайте задания; распределите обязанности внутри группы; изучая текст, работайте карандашом, подчёркивая нужное.
Желаю удачи.
 
5
Самостоятельная работа детей в группах   Учащиеся читают задание, напечатанное на отдельном листе;
распределяют между собой вопросы, на которые должна ответить группа;
читают справочный материал (у каждого ученика отдельный экземпляр текста), находят в нём ответы на поставленные задачи;
вписывают в таблицу ответы. Выполнив задания, заполнив таблицы, ученики составляют рассказ с опорой на получившиеся таблицы.
1 группа

Задание для группы. Тема: «Климатические условия Арктики»
Страница 1. Заполните таблицу 1 (Приложение 2)

  • Обозначьте положение Солнца над горизонтом.
  • Обозначьте протяжённость полярной ночи, полярного дня (используйте цветные карандаши).
  • Если сможете, укажите по данной теме числовую информацию.
Учащиеся выполняют задания, используя справочный материал Приложение 1
 

Страница 2. Заполните таблицу 2 (Приложение 3)

  • Запишите необходимую информацию в таблицу 2.
  • Какое слово из справочного бюро наиболее точно характеризует климат Арктики?
    Запишите это слово под таблицей.

(Справочное бюро: умеренный, жаркий, суровый, холодный.)

Учащиеся выполняют задания, используя справочный материал Приложение 1.
 

Страница 3. Чудеса природы

  • Какое природное явление в Арктике можно наблюдать на небе полярной ночью?
  • Найдите соответствующую загадку.
  • Оформите страницу, подберите соответствующую иллюстрацию.

Оформляя страницы 1, 2, не забудьте про иллюстрации.

Учащиеся оформляют страницу журнала «Чудеса природы», используя справочный материал Приложение 4.
Разгадывают загадки, предложенные учителем, выбирают загадку о северном (полярном) сиянии, на листе А4 записывают загадку (вариант: вырезают нужный текст и приклеивают ), из предложенных иллюстраций выбирают фото по теме, приклеивают на страницу.
Ученики могут выборочно использовать иллюстративный материал из презентации, заранее подготовленной учителем (слайды 14 – 16, невыбранные слайды удаляются).
2 группа Задание для группы. Тема: « Растительный мир Арктики».
Страница 1
• Пользуясь текстом, заполните таблицу (Приложение 6)
• Какое слово из справочного бюро наиболее точно характеризует растительный мир Арктики?
Запишите его под таблицей.
(Справочное бюро: богатый, бедный, скудный, разнообразный).
Учащиеся выполняют задания, используя справочный материал Приложение 5.
  Страница 2
Используя иллюстрации, оформите страницу по теме: «Растительный мир Арктики».
Ученики выбирают из предложенной наглядности иллюстрации на тему «Растительный мир Арктики».
Ученики могут выборочно использовать иллюстративный материал из презентации, заранее подготовленной учителем (слайды 17 – 28, невыбранные слайды удаляются).
3 группа Задание для группы. Тема: «Животный мир Арктики».
Страница 1
Пользуясь текстом, заполните таблицу по теме «Млекопитающие» (Приложение 8).
Учащиеся выполняют задания, используя справочный материал Приложение 7.
 
  • Страница 2
    Пользуясь текстом, заполните таблицу по теме «Птицы» (Приложение 10).

Какое слово (слова) из справочного бюро наиболее точно характеризует животный мир Арктики?
(Справочное бюро: бедный, своеобразный, уникальный, богатый, неповторимый).

Учащиеся выполняют задания, используя справочный материал Приложение 9.
 
  • Страница 3.

Используя иллюстрации, оформите страницу по теме: «Животный мир Арктики».

Дети выбирают из предложенной наглядности иллюстрации на тему «Животный мир Арктики».
Они могут выборочно использовать фото из презентации, заранее подготовленной учителем (слайды 29 – 48, невыбранные слайды удаляются).
  Страница 4. Пищевая цепь для арктической зоны
Приведите пример пищевой цепочки питания (Приложение 11).
Учащиеся выполняют задания, используя справочный материал Приложение 7.
(Вариант: можно нарисовать пищевую цепочку, приклеить иллюстрации).
4 группа

Задание для группы. Тема: «Коренное население Арктики».
Страница 1

  • Пользуясь текстом, заполните таблицу (Приложение 13).
  • Пользуясь текстом, закончите предложение (под таблицей), отразите в нём главную особенность коренного населения Арктики.
Учащиеся выполняют задания, используя справочный материал Приложение 12 .
  Страница 2.
Используя иллюстрации, оформите страницу по теме: «Коренное население Арктики».
Ученики выбирают из предложенной наглядности иллюстрации на тему «Коренное население Арктики». Ученики могут выборочно использовать иллюстративный материал из презентации, заранее подготовленной учителем (слайды 49 – 56, невыбранные слайды удаляются).
5 группа Задание для группы. Тема: «Освоение Арктики человеком».
Страница 1.
• Пользуясь текстом, заполните таблицу
(Приложение 15).
• Выразите главную мысль текста, выбрав соответствующий знак, закончите его оформление.
Учащиеся выполняют задания, используя справочный материал Приложение 14.

Детям предлагаются варианты знаков – шаблонов (по аналогии с дорожными знаками): в форме круга с красной каймой, в форме треугольника, прямоугольника с синей каймой. Объяснить выбор знака, оформить центральную его часть (выбор темы: «Береги Арктику»!) .

  Страница 2.
Используя иллюстрации, оформите страницу по теме «Освоение Арктики человеком».
Ученики выбирают из предложенной наглядности иллюстрации на тему «Освоение Арктики человеком». Ученики могут выборочно использовать иллюстративный материал из презентации, заранее подготовленной учителем (слайды 57 – 71, невыбранные слайды удаляются).
6
Представление учащимися работ Ребята, пришло время представить свои работы. Какой материал вы подготовили для читателей журнала?
Задание для слушателей: на специальном листе запишите главное из услышанного, то, что вас заинтересовало. Дома по этим материалам вы можете продолжить работу: подготовить сообщение, презентацию.
Молодцы!
Группы представляют свои работы: рассказ по заданной теме (отвечают у доски). Используют отобранный иллюстративный материал из презентации.
Получившиеся страницы (Листы А4) помещают на доску.)
7 Итоги урока. Рефлексия А теперь подведите итог вашей групповой работы. Заполните оценочный лист (Приложение 16 ). Ученики заполняют оценочный лист, а учитель снимает листы – страницы журнала, складывает в папку – журнал.
    Представляю итог работы – журнал, рассказывающий о природной зоне – Арктике.
Молодцы!
 
    Какие выводы сделали, подводя итог групповой работе? Ребята приводят 1 – 2 примера: итоги по оценочному листу.
  Спасибо за работу.  

 

Приложения в конспекте урока

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений