Педагогическая мастерская
Нетычай Наталья Владимировна, учитель начальных классов 1 категории гимназии № 4 г. Мурманска
Урок литературного чтения
программа «Гармония», 4 класс
Тема: В. Губарев. В открытом космосе.
Цели и задачи:
- продолжить работу по формированию навыков правильного осознанного чтения, пересказа по плану;
- развивать монологическую речь, творческие способности детей;
- расширять кругозор, словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство гордости за свою родину;
- совершенствовать навыки работы в группе.
- воспитывать толерантность;
- совершенствовать умение оценивать свою работу и работу товарища.
Оборудование:
- мультимедийная система, презентация к уроку «Сергий Радонежский»,
- лента времени,
- задания группам на отдельных листах,
- гуашь, лист ватмана, кисточки, вода в стаканчике,
- наглядный материал: портреты космонавтов, рисунки Леонова, фотография Лайки и т.д.,
- видеофильм «Зачем человеку космос»,
- выставка книг о космосе,
- стенгазета «12 апреля – День космонавтики».
Ход урока |
Сопровождение урока |
Межпредметные
связи |
1. |
|
|
- Проверка домашнего задания -
Н.Соловьёв. Сергий Радонежский.
Имя русского святого Сергия Радонежского хорошо известно. Что знаете о нём вы?
Расскажите по плану:
- жизнь в семье;
- вдали от людей;
- монастырская жизнь;
- Русь в опасности;
- великая судьба.
|
Ответы учеников сопровождаются презентацией «Сергий Радонежский».
Слайды 1- 6 |
Окружающий мир, история
«Крещение Руси»
|
- Ребята, чей рассказ вам понравился? Почему? Помните о правилах вежливого критика. |
Оценка ответов учителем и учащимися. |
Риторика
«Вежливая оценка» |
- Почему Сергия Радонежского называют учителем всей Руси и миротворцем? |
|
|
|
2. |
|
|
- На ленте времени укажите период, когда жил и совершал свои добрые дела Сергий Радонежский? |
Даты жизни обозначены на карточке, которую ученик крепит на ленту времени.
(14 век, 1321 -1391г.г.) |
Окружающий мир
«Послевоенные годы в Советской России».
«Кем и чем гордится Россия?»
|
- А о чём говорит вам дата 12 апреля 1961 года?
Обозначьте эту дату на ленте времени.
|
(20 век) |
|
|
3. |
|
|
- Тема урока: В. Губарев. В открытом космосе.
Стр. 45. Читаем рассказ.
Задание: что вас заинтересовало, что узнали нового? |
|
|
|
Чтение вслух законченными отрывками. Объяснение непонятных слов и выражений. |
Русский язык
«Слово и его лексическое значение» |
- Что же вас заинтересовало в рассказе, что вы узнали нового? Поделитесь своими впечатлениями. |
|
|
|
4. |
|
|
- Ребята, следующее задание вы будете выполнять, работая в группах.
1 группа «Восток» - так назывался космический корабль, на котором совершил полёт Ю.А.Гагарин. Командир группы – …
2 группа «Восход» - так назывался корабль, на котором совершил полёт А.Леонов. Он впервые совершил выход в открытый космос. Командир группы - …
3 группа «Союз» - так назывался космический корабль, на котором совершил полёт Гречко. Командир группы -…
4 группа «Салют» - так называлась орбитальная станция.
Командир группы - …
5 группа «Мир» - так называлась орбитальная станция. Командир группы - …
Командиры, получите задания.
Время на выполнение задания - …
|
|
|
|
Учащиеся знакомятся с заданиями и выполняют их.
1 группа: выбрать отрывки из текста, подготовить рассказ на тему «Космос и животные».
2 группа: найдите описание скафандра, перечитайте, подготовьте рассказ на тему «Скафандр космонавта»
3 группа: используя прочитанный рассказ, подготовьте словарную страницу на тему «Космос».
4 группа: подготовьте словарную страницу на тему «Каким должен быть космонавт?»
|
|
|
5 группа: представьте, что вы оказались в открытом космосе вместе с героями рассказа. Что вы увидели? Перечитайте отрывки соответствующего содержания. Нарисуйте к ним иллюстрацию. |
ИЗО
«Рисование по представлению на космическую тематику» |
|
5. |
|
|
- Командам приготовиться к проверке заданий. |
Представление результатов работы команд.
Использование при ответах наглядного материала.
Оценка ответов учителем и учащимися. |
|
|
6. |
|
|
- А теперь задание для всех. «Что мы знаем о космосе?»
Так называется кроссворд, который вам предстоит разгадать.
|
|
|
- Космос. Назовите синоним к этому слову. (Вселенная)
- Человек, который испытывает космическую технику в космическом полёте. (Космонавт)
- Рабочая одежда космонавта, который обеспечивает его жизнедеятельность. (Скафандр)
- Лётчик – космонавт. Дважды Герой Советского Союза. Трижды совершал космические полёты. О нём вы читали в рассказе. (Гречко)
- Название орбитальной станции. («Салют»)
- «Свободное падение» - какому состоянию оно является родственным? (Невесомость)
- Лётчик – космонавт. Герой Советского Союза. Первый космонавт мира. (Гагарин)
- Лётчик – космонавт. Герой Советского Союза. Впервые вышел в открытый космос. (Леонов)
- Легендарная собака, которая в 1957 г. стала первым живым существом, побывавшем в космосе. (Лайка)
- Фотографии, сделанные из космоса, дали очередное подтверждение, что эта планета имеет форму шара. О какой планете идёт речь? (Земля)
|
Работа сопровождаются презентацией «Сергий Радонежский».
Слайды 7- 18.
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
- Завершается урок.
Но один вопрос к вам у меня ещё есть. Заниматься космонавтикой – сложно, трудно, часто опасно. Но люди не перестают изучать космос. Государство выделяет огромные средства на развитие космонавтики. А для чего, с какой целью запускают спутники, совершают полёты в космос? Ваши предположения.
|
|
|
- Ответ на поставленный вопрос вы можете узнать из фильма «Зачем человеку космос». |
Просмотр видеофрагмента. |
|
|
|
|
|
8. |
|
|
- Завершая урок, представляю выставку книг о космосе, стенгазету «12 апреля – День космонавтики». |
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
Итог урока |
|
|
- Какая часть урока вам понравилась больше всего? Почему? |
|
|
|
Ответы детей |
|
-Молодцы! Все работали хорошо. Урок окончен. Всем спасибо. |
|
|
|
|