Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

«Начальная школа ХХ1 века» 3 класс.

Учитель: Окань Елена Леонидовна, первая квалификационная категории, МОУ гимназия № 10 г. Мурманска

Тема урока: «Способы образования имён существительных»

Тип урока: комбинированный

Технология: проблемного обучения и воспитания (проблемно-диалогический урок)

Цели:

Образовательные:

  • дать понятие нового способа образования имени существительного;

  • закрепить знания о способах образования имён существительных;

  • учить аргументировать свою точку зрения;

Развивающие:

  • содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,

  • развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

  • умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитывающие:

  • содействовать воспитанию интереса к языку, слову;

  • умение работать в паре; самостоятельность, трудолюбие;

  • создать благожелательную творческую атмосферу

Оборудование для учителя: магнитофон, диск с записью мелодии из м\ф «Следствие ведут Колобки», звуков аплодисментов , сигнала о помощи, словообразовательные словари, материалы к уроку.

Оборудование для учащихся: рабочий лист ходом урока и заданиями.


Ход урока

1. Организационный момент.

(звучит фрагмент м /ф «Следствие ведут Колобки» - звуки выстрелов, характерные слова, позволяющие узнать героев)

- Кто спешит к нам сегодня на урок? Догадались? ( Это колобки-сыщики)

- Вероятно, трудное задание задержало их. Они прислали телеграмму.
(Текст телеграммы: Мы отправились в страну слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Требуется помощь! )

- Ну что? Поможем?

- Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова.

- Следствие ведут ученики 3 «А» класса.

- Уважаемые коллеги, вы готовы к расследованию?

- Прежде давайте узнаем тему сегодняшнего урока

( На доске)

Сп_с_б_

_бр_з_в_н_ _ _м_н с_щ_ств_т_льн_х

(Способы образования имён существительных)

- Молодцы! А вот и наши коллеги Колобки, они ждут нашей помощи.
(На доске появляется картинка сыщиков-Колобков)

- Какие цели поставим перед собой?

- научиться …

- закрепить ….

2. Определение этапов урока.

- Чтобы наше следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования.
( На доске появляются переставленные этапы урока.)

  1. Итог расследования.
  2. Открытие новой тайны слов.
  3. Помощь пострадавшим.
  4. Сбор известной информации.
  5. Наблюдение за подозреваемыми (словами)

- В какой последовательности будем вести следствие?
( Дети предлагают свою последовательность этапов урока)

        1. Сбор известной информации
        2. .Наблюдение за подозреваемыми.
          (словами)
        3. Открытие новой тайны слов.
        4. Помощь пострадавшим.
        5. Итог расследования.


3. Актуализация опорных знаний.

-1 этап - Собираем известную информацию о способах образования имён существительных.
Итак, вы получаете задания. (рабочие листы)
На выполнение даётся 3 минуты. Можете советоваться в парах.

  • Задание 1 ряду

    Определить способ образования имён существительных в группе. Докажите.

    Неудача, невезение, неуважение.

    Образец устного ответа:

  • непогода – когда нет хорошей погоды.
    Не- + погода = непогода

  • Задание 2 гряду

    Разобрать имена существительные по составу.
    Определить способ образования в группе. Докажите.

    Грибок, лесок, гномик.

    Образец устного ответа:

    дубок – маленький дуб.

    Дуб + -ок- = дубок

  • Задание 3 ряду

    Разобрать имена существительные по составу.
    Определить способ образования в группе. Докажите.

    Подстаканник, подоконник, подлокотник.

    Образец устного ответа:

подсвечник – подставка под свечу.
Под- + свеча + -ник- = подсвечник


- Прослушаем собранную вами информацию.
( По мере ответов детей по группам на доске появляются названия способов образования имён существительных – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный)

- Все ли известные нам способы образования имён существительных вспомнили?

  • Задание всему классу. (несколько человек работает у доски, остальные в рабочих листах на свободных строчках)

-Образуйте имена существительные ещё одним способом

земл(я)   проводить ( ножницами отрезать
вод(а) -о- мерить суффиксы и окончания)
звёзд(ы) -е- падать  

- Какой способ использовали? ( способ сложения корней с соединительной гласной) - Итак подведём итог этапу сбора информации. - Какие способы образования существительных вы знаете?

- Приставочный
- Суффиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Сложение корней с соединительной гласной


(Магнитофон-аплодисменты)

Следующий этап нашего расследования – наблюдение за подозреваемыми.
Чтобы вести наблюдение надо быть очень внимательными.

Физминутка.( для глаз)

(В классе, в зоне видимости развешаны портреты сказочных героев.)

-Найдите глазками героя загадки.

Красна девица грустна,
Её не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

 

 

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок)

Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает раны
Африканской обезьяне.
И любой вам подтвердит,
Это доктор … (Айболит)

 

 

Вы знаете девушку эту.
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Вокруг только грязь и зола.
Не видела ясного солнышка,
А звали красавицы … (Золушка)

Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит верный друг.
Портрет у друзей
Получился отменный.
На нём Чебурашка,
А рядом с ним … (Гена крокодил)

 

 

Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти.
А помог ему клубок
Его звали … (Иван-царевич)

-Из первых букв имён героев составьте слово. (сказки)

-У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова.


4.Наблюдение

(Из книги выпадает группа слов)

– А вот и подозреваемые слова. Прочитайте.

самолёт скатерть
самобранка сапоги
скороходы ковёр

 

- Определите, какой частью речи являются слова?

- Вспомните, в сказках как звучат эти волшебные предметы.( Дети образуют пары слов)

- Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно? ( предложения детей - на доске)

- Есть предположения, как пишутся слова? ( слитно, с соединительной гласной, через дефис)

5. Открытие

-Мы выслушали результаты наблюдений и собираем оперативный совет.

-Уважаемые коллеги, каким способом образовали слова? ( сложение, соединение)

- Ваши предположения - как пишутся слова?

- Сравним наши предположения с выводами учёных ( учебник стр. 57)

- Что можем сказать? ( наши предположения подтвердились…)

- Какую же новую тайну образования имён существительных мы открыли

(3 этап расследования на доске)

(Некоторые имена существительные образуются сложением целых слов
без соединительных гласных. Пишутся через дефис)
( Добавляется табличка к способам
)

(Магнитофон-аплодисменты)

- Д/З Дома найдите в сказках ещё имена существительные, образованные сложением слов без соединительной гласной.

6. Работа по теме урока

(Магнитофон – сигнал о помощи)

-Ребята, у нас оказались пострадавшие. (4 этап расследования)

-Слова, образованные разными способами перепутались, требуется ваша помощь!

-Попробуйте справиться самостоятельно

  • ( Группе сильных – упр.7 у доски)

    Подбери слова к схемам.

  • Класс (Упражнение учебника 6, стр. 58)

Запиши в два столбика:

    1. существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных;
    2. существительные, образованные сложением с соединительными гласными;

Вездеход, выставка-продажа, подснежник, самокат, кафе-ресторан, пароход, пришкольный


Проверка:

      1. упражнение у доски (доказать свой выбор)
        (Обратиться к словообразовательному словарю)
      2. работа на местах
    пароход выставка-продажа
    самокат кафе-ресторан
      вездеход (ловушка)

-Все ли слова вы смогли определить в группы?
( Остались - подснежник, пришкольный)

- Докажите (разбор по составу).

- Что ещё заметили? (все – сущ., а пришкольный – прил.)

(Магнитофон-аплодисменты)


7. Итог урока

- Итак, коллеги, наше расследование подошло к концу.

- О каких итогах мы сообщим сыщикам? Какое новое открытие вы совершили?

- Я думаю, что Колобки оценят вашу работу.

(Магнитофон-аплодисменты)

8. Рефлексия

- А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке?
На рабочем листе прочитайте утверждения и отметьте то или те, которые отражают ваше состояние и работу на уроке

- Узнал новый способ

- Активно работал

- Было трудно

- Было интересно

- Было легко.

 

- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.

 

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений