Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Саамская сказка «Гирвас-озеро»

Урок литературного чтения

2 класс «Гармония»

Учитель: Овсянникова В.А.

МОУ СОШ № 50
МУРМАНСК
4 марта 2007 - 2008 уч. г.

Тема: Саамская сказка «Гирвас - озеро».

Цели:

  • познакомить с саамской сказкой, расширить кругозор детей о жизни саамского народа, обогатить словарный запас
    учащихся;
  • развивать умение анализировать сказки, понимать их;
  • пробудить эмоциональное отношение к культурному наследию родного края;
  • воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к народному богатству Севера.

Оборудование:

  • карта Кольского полуострова
  • ¦магнитофон
  • записи саамских мелодий
  • мультимедийная система
  • иллюстрации дворца, избушки, теремка (рукавички)
  • раздаточный материал: карточки для групповой и парной работы
  • «Словарик саамских слов»
  • «Словарик настроений»
  • выставка книг

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1)

- Наш урок мне хочется начать со слов А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Там на неведомых дорожках . (1-й слайд) ..

- Что значит неведомые?

- Подумайте и скажите, почему с них начинается урок.

 
2)

- У нас урок краеведения. Откуда можно узнать историю родного края? (В музее, из книг, получить информацию из радиопередач, телепередач, ui рассказов старших.)
- Давайте вспомним историю своего края. Я вам предлагаю разгадать
кроссворд. (2 - 10 слайды)
1. Название нашего государства. (Россия)
2. Столица Заполярья. (Мурманск)
3. Название нашего края в старину. (Лапландия)
4. Замкнутый в берегах большой естественный водоем. Ими богат наш край. (Озеро)
5. Полуостров, на котором мы живем. (Кольский)
6. Коренные жители Кольского полуострова. (Саами)
- По вертикали найдите слово, которое обозначает жанр произведения. С ним
будем работать на уроке. Напишите это слово носом и подбородком в воздухе.
Какое слово у вас получилось? (Сказка)

 
3) - Сказки бывают разные. Те, которые сочинили авторы, называются авторскими. А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются народными.
- Какие из них появились раньше?
- Какие виды сказок знаете? (Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.)
Учитель вывешивает на доску изображение дворца, избушки, теремка (рукавички).
- В один из этих домиков поместим героев нашей сказки.
 

III. Работа над новым материалом.

1) (Звучит саамская музыка.)
- Сегодня на уроке познакомимся со сказкой народа, который издавна проживает на Кольской земле. Как вы думаете, кто это? (Саами)
- Саамский народ талантлив, богат своим прошлым, бережно относится к традициям своего народа. У него есть своя музыка, песни, танцы, игры и, конечно же, сказки - Какую саамскую сказку мы уже читали? («Чахкли»)
- Кто такие чахкли?
Для чего знакомимся с саамскими сказками? (11-й слайд)
- Сказки возникли много тысяч лет назад, когда саами жили, в основном, за
счет рыбной ловли и охоты. Слагали сказки только о знакомых животных и тех,
на которых охотились. Больше всего сказок о диких оленях.
- Как вы думаете, почему?
- Да, олень был основным источником питания, одежды и средством транспорта. Саами так себя и называли «оленными людьми».
В саамских сказках почти всё правда. Если прочитать саамскую сказку, а потом побродить по здешним местам, то они покажутся на удивление знакомыми. Потому что, как только увидит покрасивее сопку или посильнее падун на реке (водопад), или озеро какое-нибудь необыкновенное - саам обязательно про это сказку сложит.
 
2)

- Сказка, которую будем читать включена в сборник «Семилетний стрелок из лука». Послушайте ее. (Комбинированное чтение: учитель - 2 ученика (по ролям); чтение сказки до половины произведения.)
- Как вы думаете, какие события произошли дальше? (Предположения детей.)

Чтение сказки до конца.

- Чье предположение совпало с сюжетом сказки?
- Кто такой гирвас?
- Какое настроение вызвала сказка? (Ученики используют «Словарик настроений»,)
Физминутка.
- Сейчас будем читать сказку. Какую учебную задачу поставите перед собой?

 
3)

Подготовительная работа . (Ученики работают по карточкам.)

1. Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.

  ак-ку-рат-но - аккуратно
со-стя-зать-ся - состязаться
вспе-ни-лись - вспенились
у-ни-что-жал - уничтожал
ба-хваль-ство - бахвальство
 
2. Читай целыми словами:
  диво - удивительно - неудивительно
корм - кормил - кормильцем
плыть - переплыть - переплывать
сила - без силы - обессилели
любо - любовались – залюбовались
бахвальство - хвастовство, любование самим собой
 
 
5.) Первичное чтение.
- Откройте книгу по закладке. (В книге заголовок закрыт.)
- Кто догадался, какое задание я хочу вам предложить? (Озаглавить сказку.) Читаем сказку на 29 стр.: 1-й абзац - шепотом; 2-й абзац - чтение «про себя».
- Какие слова вам непонятны?
тужить - горевать, расстраиваться
погост - (дети обращаются к словарику саамских слов) Стр. 30 - чтение по цепочке.
бывалый - опытный
ладит - приводит в готовность
тундра - пространство со скудной растительностью
 
6.)

Беседа по содержанию.
- Назовите героев сказки. (Охотник, сыновья, олень - гирвас.)
- Что же сказочного, необычного в этой истории?
- А что такого, что в жизни встречается?
- Чего больше: жизненного или сказочного?

- Интересно получается: литературное произведение - сказка, а сказочного волшебного в ней очень мало. Тем не менее, в какой домик поместим героев это? сказки? Почему?
- Сказка не может существовать без превращений, без волшебных предметов без волшебных животных.

 
  Физминутка.  
7)

Выборочное чтение текста. Работа в группах.
- Сейчас будем работать в группах. Повторим правила работы.

1 группа
Почему саами ценили оленей? Прочитайте. Как саам охотился на оленя? Прочитайте. Что значит «аккуратно охотился»?

2 группа
Кто жил на берегу озера? Чему радовался старик? Прочитайте.
Что значит «хорошие охотники»? (Смелые, удачливые наблюдательные, терпеливые.)

3 группа
Какой секрет охоты открыл отец сыновьям? Прочитайте по ролям.

4 группа
Найдите и прочитайте описание гирваса. Почему сыновья решили его убить?
Какие черты характера братьев проявились в данном случае? (Хвастовство, жадность, зло, честолюбие - стремление к славе.)

5 группа
Найдите и прочитайте, как олень превратился в каменный остров. Как повело себя стадо оленей?

6 группа
Почему сыновья пришли с охоты ни с чем? Что сказал отец сыновьям?
Какие чувства он испытал? (Он осуждал сыновей, был недоволен, сгорал от стыда)
- Чем закончилась сказка? Найдите главную мысль, то, ради чего саамский
народ сочинил эту сказку.

 
8) Работа с заголовком.
- Как можно озаглавить сказку?
- Сравним наше название с названием сказки. (12-й слайд)
- Кто был более точен?
- Кто такой гирвас? Допишем в словарик саамских слов это новое слово.
- Озеро Гирвас существует на самом деле. Посмотрите на карту. (Учитель обращается к карте Кольского олуострова и к увеличенному изображению на слайде проектора: (13-й слайд.)
 
9) - А.С. Пушкин в «Сказке о Золотом Петушке» писал, что
«Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок».
(14-й слайд)
- Как вы понимаете эти слова?
- Какой урок жизни дает нам сказка? (Слушать старших, не нарушать законы природы, видеть в природе красоту, не вредить ей, за свои поступки надо отвечать.)
- Да, сказание гласит, что после этого случая, что произошел на озере, дикие олени совсем исчезли из этих мест. А чтобы их вернуть обратно, саами были вынуждены в другом месте ловить их и приручать. Так появились домашние олени. (15-й слайд)
 
10) Работа с планом. Работа в парах.
- Расположите предложения по порядку так, чтобы они соответствовали
содержанию сказки. (Проверка: (16-й слайд).
 
  Расставь цифры в том порядке, как происходили события в сказке  
  Оленье стадо на озере    
Секрет старого охотника  
Каменный остров  
Охотничьего счастья нет  
Охотник гордится сыновьями  
11) Работа с пословицами.
- Прочитай те пословицы. Выберите ту, которая подходит к содержанию сказки. Почему?
Всякий человек в деле познается.
Каков мастер - такова и работа. (17-й слайд)
- Могла бы эта пословица стать названием сказки? Почему?
 

IV. Итог урока.

- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
- Какие уроки жизни для себя извлекли?
- Что нового узнали? (18-й слайд)
- Кто сделал для себя открытие? Какое?
- Для чего мы знакомимся с саамскими сказками? (Нам интересно узнать о жизни другого народа, будем уважать их традиции; сказки поучительны; узнали новые слова.)

V. Домашнее задание.
1. Рассказать сказку родителям, друзьям.
2. По выбору: нарисовать иллюстрацию к сказке, вылепить героев сказки из пластилина, прочитать другие саамские сказки.

VI. Выставка книг с саамскими сказками.


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений