Городской семинар
"Формирование функциональной грамотности младших школьников"
28 ноября 2007-2008 уч.г.
Урок-исследование
Русский язык
2 класс ("Гармония")
Учитель: Овсянникова В.А., МОУ СОШ №50, г. Мурманск
Тема: Слова и их значение.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Технология: личночтно-ориентированная.
Цель: показать, что в слове ведущую роль играет
его лексическое значение (часто от него зависит написание слова).
Задачи:
- повторить изученное о слове, тексте;
- развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова
в правильном значении, монологическую речь учащихся;
- воспитывать умение внимательно относиться к лексическому значению
слова, работать в парах, коллективе.
Оборудование: карточки, толковый словарь русского
языка С. Ожегова, иллюстративный материал.
I. Организационный момент.
а)
- Настроимся на работу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте
за мной:
- Я на уроке.
- Я радуюсь этому.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
б)
- Откройте тетради. Запишите: дата, классная работа, словарь.
II. Введение в тему.
1) Давайте поиграем. А как называется игра,
попробуйте прочитать.
(Пойми меня)
- Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово
и записать в тетради, на доске слово пишем в клеточках. (Показ учителем
выделенных соединений на доске.)
1 |
с |
а |
х |
а |
р |
|
|
2 |
л |
и |
м |
о |
н |
|
|
3 |
о |
г |
у |
р |
е |
ц |
|
4 |
в |
а |
с |
и |
л |
ё |
к |
5 |
о |
л |
а |
д |
ь |
и |
|
- Питательное белое сладкое вещество, которое добывают из свеклы
или тростника.
- Цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твёрдой ароматной
кожурой жёлтого цвета.
- Огородное растение с продолговатым зелёным плодом.
- Тёмно-голубой полевой цветок, растущий во ржи и других злаках.
- Толстые мягкие лепёшки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
2) Минутка чистописания.
- Подчеркните букву, сочетания букв, которые получились красиво,
а которые не получились, напишите ещё раз на полях. Потренируйтесь
дома в их написании.
3) Назовите слово, которое получилось в первых
клетках по вертикали. Оно обозначает тему нашего урока. (На доску
вывешивается карточка)
Слово
- Да, мы с вами много говорили о слове, многое уже знаем о нём,
но сегодня попробуем взглянуть на него с самой главной стороны.
- Определите первую задачу урока.
Повторить изученное о слове
III. Актуализация знаний.
1)
Вернёмся к нашему кроссворду.
- Назовите «лишнее» слово. Почему?
- Давайте его исследуем. В этом нам поможет карточка № 1 (Парная
работа.)
- Прочитайте задания и отметьте те, с которым вы можете справиться.
2)
Работа с карточкой.
- Какое задание вызвало затруднение?
- Работаем по плану.
- Для чего надо уметь выполнять звуко-буквенный разбор?
- Для чего надо уметь составлять предложения со словом?
- Для чего надо знать происхождение слов?
3)
Что из сказанного является главным для слова «василёк»?
Ваши предположения?
- Итак, задание одно, а предположений несколько.
- Вот это нам и предстоит выяснить на уроке.
Что в слове главное?
- Поставьте перед собой вторую учебную задачу.
Узнать, что в слове главное?
IV. Работа по теме.
1)
Со словом «василёк» вы составляли предложения.
А сейчас прочитайте моё предложение.
! Испугавшись грозы, василёк громко
заплакал.
- Что заметили?
- Найдите ошибку. Почему вы считаете, что это слово написано с ошибкой?
- Назовите полное имя мальчика, неполное.
- Сколько значений имеет это слово?
- Что нужно знать, чтобы правильно его написать?
ВЫВОД: Чтобы правильно написать слово, надо знать
его значение.
(Учитель на доску вывешивает карточку)
значение
ФИЗМИНУТКА.
2)
Следующее задание на карточке №2 (по вариантам).
- Прочитайте. Что у вас написано? (Предложения.)
- Можно ли считать эти предложения текстом? Почему? Что для этого
надо сделать?
- Цифрами покажите правильный порядок предложений, чтобы получился
текст.
- Проверим, какой текст у вас получился.
1 вариант.
- Прочитайте свой текст.
- Назовите тему. (О шарике)
- С какой буквы написано это слово. Почему? (шарик)
2 вариант.
- Прочитайте свой текст.
- Назовите тему. (О Шарике)
- Как оно написано. Почему? (ШАРИК)
- Сравните слова. Чем похожи? Чем отличаются?
- Почему слова написаны по-разному?
- От чего зависит их написание?
ВЫВОД: Написание слов зависит от их значения.
(Вывешивается карточка)
написание
3)
Откройте учебники, упр. 284.
а)
- Прочитайте предложение,
- Что в нём понятно? Что нет? Почему? (Нет смысла).
- Попробуем сделать его понятным.
- Что для этого надо сделать? (Заменить слова).
- Что может обозначать слово Мряка?
- Почему имя девочки? Придумайте имя.
- Что могла найти Оля?
- Какое предложение у нас получилось?
- Оно стало понятным? Почему? (Все слова имеют смысл).
б)
- Запишем предложение в тетради. Но сначала поработаем над трудными
словами.
- Прочитайте второе слово так, как оно написано. Найдите орфограммы.
- Как напишите имя девочки?
- Найдите слово, в котором есть орфограмма: мягкий согласный
перед мягким. О чём надо помнить при написании этого
слова? (Шесть)
- Какие орфограммы в последнем слове?
- Кто его напишет с «окошком»? А кто знает, какую букву надо написать?
в)
- Запишите это предложение в тетради.
- Самостоятельно проверьте, выделите орфограммы. Сколько их нашли?
(18).
- Так что же в слове главное? (Значение).
ВЫВОД: Главное в слове значение.
- Сравним наш вывод с выводом учебника. (С. 102)
- Прочитайте правило.
- Что в слове главное? Почему?
- Что зависит от значения?
- Правильный ли вывод мы с вами сделали?
4)
- Отдохнём. Встаньте, поиграем.
Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы наклоняетесь,
если смысла нет,
стоите на месте.
Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим,
рисунок, внимательные.
- Молодцы. Умеете отличать слова.
- А как вы их узнавали?
5)
- А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 102.
- Прочитайте последнее предложение.
- Хочу обратить ваше внимание на слово «часто».
- Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не
всегда).
- Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.
6)
Театральная минутка. Н. Сладков «Овсянка».
- Почему мальчики сначала не поняли друг друга?
- Сколько значений имеет это слово? Какие? (Крупа или каша из неё;
маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных).
- Посмотрите на написание этих слов, сравните.
- Чем похожи слова? (Произношением, написанием). Чем отличаются?
(Значением.)
- Зависит ли написание этих слов от их значения?
ВЫВОД: Написание этих слов не зависит от значения.
7)
А знаете ли вы слова с несколькими значениями? Оглянитесь, присмотритесь
(Ключ, коса, ручка).
- Да, эти слова имеют не одно значение, а много. У них есть своё
название в
русском языке. Кто-то знает его?
многозначные
- Прочитаем, как написано.
- Прочитаем, как произносим.
- Какие орфограммы встретились в этом слове?
8)
Поработаем с другими многозначными словами: часть детей будет работать
самостоятельно, в группах (один ряд), остальные со мной.
а)
Задание для групп. Игра «Объяснялки».
- На столах у вас лежит карточка. На ней написано слово и указано
одно из его
значений. Допишите другие значения.
Пятачок- 1) маленькая круглая площадка;
2) монета в 5 копеек;
3) рыльце у свиньи.
б)
Отгадайте загадки. (Работа с остальными учащимися.)
Ключ
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Родник, дверной ключ).
Лопатка
- Какой лопаткой не вскопаешь грядку? (Плоская треугольная кость
на спине).
Ноготки
- Из каких ноготков нельзя собрать букет? (Ногти на пальцах).
Лук
- Какой лук не кладут в суп? (Оружие для метания стрел).
в)
- Проверим, как ребята выполнили задание в группах. Прочитайте слова,
какие
значения есть у ваших слов? Как называются эти слова? Что о них
узнали? (Звучат
и пишутся одинаково, а имеют разные значения).
9)
- Послушайте отрывок из стихотворения Я. Козловского «Вы откуда,
молодцы?»
- О каких словах говорится?
- Что надо о них помнить?
ВЫВОД: Для грамотного человека важно знать точное
значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи.
10)
Работа со словарём.
- Где можно узнать точное значение слова?
- Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие
(у нас в
учебнике). Мы будем работать со словарём Н. Неусыповой.
- Ваша задача найти в словарике многозначные слова.
С. 12 (высокий- 4, галерея- 2, герой- 2, гимн- 2)
С. 57 (словарь- 2, слово- 4).
- Почему важно внимательно относиться к значению слова?
ВЫВОД: От значения слова зависит его написание.
V. Итог.
1)
Подведём итог.
- Возьмите карточку «Узелки на память» (Самостоятельная работа).
- Дополните её недостающими словами.
1. Многозначные слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют
разный _________
2. Важно знать точное ________ слов, чтобы грамотно говорить и писать.
2)
- Прочитаем, что надо запомнить о словах (Имеют несколько значений).
- Так что же в слове главное? Почему?
VI. Домашнее задание: упражнение 289 (по выбору)
VII. Рефлексия.
- Выберите и дополните одно предложение:
- Мне на уроке было интересно...
- Мне на уроке было трудно... -Что меня удивило?
- Мне захотелось узнать...
- На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что
ещё может зависеть от значения слова.
Карточка №1.
1. Звуко-буквенный разбор
( ...б., ...зв., ...гл., ...согл., ...сл.).
2. Найти орфограммы.
3. Поставить вопрос.
4. Объяснить значение.
5. Рассказать о происхождении слов.
6. Придумать предложение (по цели: повеств., вопрос, побудит.).
Карточка № 2.
I вариант
Я был рад подарку. Он был большой, продолговатый, разноцветный,
на длинной палочке. На день рождения мне подарили красивый шарик.
II вариант.
Он был лохматенький, толстенький, еле передвигался на своих маленьких
лапках. Я назвал его Шарик. На день рождения мне подарили щенка.
Узелки на память.
1. Многозначные слова одинаково произносятся и пишутся, но имеют
разный ___________.
2. Важно знать точное _____________ слов, чтобы грамотно говорить
и писать.
|