Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Городской семинар
"Формирование функциональной грамотности младших школьников"
28 ноября 2007-2008 уч.г.

Урок-исследование

Русский язык

2 класс ("Гармония")

Учитель: Овсянникова В.А., МОУ СОШ №50, г. Мурманск

 

Тема: Слова и их значение.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Технология: личночтно-ориентированная.

Цель: показать, что в слове ведущую роль играет его лексическое значение (часто от него зависит написание слова).

Задачи:

  • повторить изученное о слове, тексте;
  • развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова в правильном значении, монологическую речь учащихся;
  • воспитывать умение внимательно относиться к лексическому значению слова, работать в парах, коллективе.

Оборудование: карточки, толковый словарь русского языка С. Ожегова, иллюстративный материал.

I. Организационный момент.

а)

- Настроимся на работу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

- Я на уроке.
- Я радуюсь этому.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.

б)

- Откройте тетради. Запишите: дата, классная работа, словарь.

II. Введение в тему.

1) Давайте поиграем. А как называется игра, попробуйте прочитать.


(Пойми меня)

- Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради, на доске слово пишем в клеточках. (Показ учителем выделенных соединений на доске.)

1
с
а
х
а
р
2
л
и
м
о
н
3
о
г
у
р
е
ц
4
в
а
с
и
л
ё
к
5
о
л
а
д
ь
и
  1. Питательное белое сладкое вещество, которое добывают из свеклы или тростника.
  2. Цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой жёлтого цвета.
  3. Огородное растение с продолговатым зелёным плодом.
  4. Тёмно-голубой полевой цветок, растущий во ржи и других злаках.
  5. Толстые мягкие лепёшки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.

2) Минутка чистописания.

- Подчеркните букву, сочетания букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите ещё раз на полях. Потренируйтесь дома в их написании.

3) Назовите слово, которое получилось в первых клетках по вертикали. Оно обозначает тему нашего урока. (На доску вывешивается карточка)

Слово

- Да, мы с вами много говорили о слове, многое уже знаем о нём, но сегодня попробуем взглянуть на него с самой главной стороны.

- Определите первую задачу урока.

Повторить изученное о слове

III. Актуализация знаний.

1)

Вернёмся к нашему кроссворду.
- Назовите «лишнее» слово. Почему?

- Давайте его исследуем. В этом нам поможет карточка № 1 (Парная работа.)

- Прочитайте задания и отметьте те, с которым вы можете справиться.

2)

Работа с карточкой.
- Какое задание вызвало затруднение?
- Работаем по плану.

  • Для чего надо уметь выполнять звуко-буквенный разбор?
  • Для чего надо уметь составлять предложения со словом?
  • Для чего надо знать происхождение слов?

3)

Что из сказанного является главным для слова «василёк»? Ваши предположения?

- Итак, задание одно, а предположений несколько.
- Вот это нам и предстоит выяснить на уроке.

Что в слове главное?

- Поставьте перед собой вторую учебную задачу.

Узнать, что в слове главное?

IV. Работа по теме.

1)

Со словом «василёк» вы составляли предложения. А сейчас прочитайте моё предложение.

! Испугавшись грозы, василёк громко заплакал.

- Что заметили?
- Найдите ошибку. Почему вы считаете, что это слово написано с ошибкой?
- Назовите полное имя мальчика, неполное.
- Сколько значений имеет это слово?
- Что нужно знать, чтобы правильно его написать?

ВЫВОД: Чтобы правильно написать слово, надо знать его значение.
(Учитель на доску вывешивает карточку)

значение

ФИЗМИНУТКА.

2)

Следующее задание на карточке №2 (по вариантам).

- Прочитайте. Что у вас написано? (Предложения.)
- Можно ли считать эти предложения текстом? Почему? Что для этого надо сделать?
- Цифрами покажите правильный порядок предложений, чтобы получился текст.
- Проверим, какой текст у вас получился.

1 вариант.
- Прочитайте свой текст.
- Назовите тему. (О шарике)
- С какой буквы написано это слово. Почему? (шарик)

2 вариант.
- Прочитайте свой текст.
- Назовите тему. (О Шарике)
- Как оно написано. Почему? (ШАРИК)

- Сравните слова. Чем похожи? Чем отличаются?
- Почему слова написаны по-разному?
- От чего зависит их написание?

ВЫВОД: Написание слов зависит от их значения.
(Вывешивается карточка)

написание

3)
Откройте учебники, упр. 284.

а)
- Прочитайте предложение,
- Что в нём понятно? Что нет? Почему? (Нет смысла).
- Попробуем сделать его понятным.
- Что для этого надо сделать? (Заменить слова).
- Что может обозначать слово Мряка?
- Почему имя девочки? Придумайте имя.
- Что могла найти Оля?
- Какое предложение у нас получилось?
- Оно стало понятным? Почему? (Все слова имеют смысл).

б)
- Запишем предложение в тетради. Но сначала поработаем над трудными словами.
- Прочитайте второе слово так, как оно написано. Найдите орфограммы.
- Как напишите имя девочки?
- Найдите слово, в котором есть орфограмма: мягкий согласный перед мягким. О чём надо помнить при написании этого слова? (Шесть)
- Какие орфограммы в последнем слове?
- Кто его напишет с «окошком»? А кто знает, какую букву надо написать?


в)
- Запишите это предложение в тетради.
- Самостоятельно проверьте, выделите орфограммы. Сколько их нашли? (18).
- Так что же в слове главное? (Значение).

ВЫВОД: Главное в слове значение.

- Сравним наш вывод с выводом учебника. (С. 102)
- Прочитайте правило.
- Что в слове главное? Почему?
- Что зависит от значения?
- Правильный ли вывод мы с вами сделали?

4)
- Отдохнём. Встаньте, поиграем.
Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы наклоняетесь, если смысла нет,
стоите на месте.

Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим, рисунок, внимательные.

- Молодцы. Умеете отличать слова.
- А как вы их узнавали?

5)
- А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 102.
- Прочитайте последнее предложение.
- Хочу обратить ваше внимание на слово «часто».
- Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда).
- Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.

6)
Театральная минутка. Н. Сладков «Овсянка».

- Почему мальчики сначала не поняли друг друга?
- Сколько значений имеет это слово? Какие? (Крупа или каша из неё; маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных).
- Посмотрите на написание этих слов, сравните.
- Чем похожи слова? (Произношением, написанием). Чем отличаются? (Значением.)
- Зависит ли написание этих слов от их значения?

ВЫВОД: Написание этих слов не зависит от значения.

7)
А знаете ли вы слова с несколькими значениями? Оглянитесь, присмотритесь (Ключ, коса, ручка).
- Да, эти слова имеют не одно значение, а много. У них есть своё название в
русском языке. Кто-то знает его?

многозначные

- Прочитаем, как написано.
- Прочитаем, как произносим.
- Какие орфограммы встретились в этом слове?

8)
Поработаем с другими многозначными словами: часть детей будет работать самостоятельно, в группах (один ряд), остальные со мной.

а)
Задание для групп. Игра «Объяснялки».

- На столах у вас лежит карточка. На ней написано слово и указано одно из его
значений. Допишите другие значения.

Пятачок- 1) маленькая круглая площадка;
2) монета в 5 копеек;
3) рыльце у свиньи.

б)
Отгадайте загадки. (Работа с остальными учащимися.)

Ключ
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Родник, дверной ключ).
Лопатка
- Какой лопаткой не вскопаешь грядку? (Плоская треугольная кость на спине).
Ноготки
- Из каких ноготков нельзя собрать букет? (Ногти на пальцах).
Лук
- Какой лук не кладут в суп? (Оружие для метания стрел).

в)
- Проверим, как ребята выполнили задание в группах. Прочитайте слова, какие
значения есть у ваших слов? Как называются эти слова? Что о них узнали? (Звучат
и пишутся одинаково, а имеют разные значения).

9)
- Послушайте отрывок из стихотворения Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?»
- О каких словах говорится?
- Что надо о них помнить?

ВЫВОД: Для грамотного человека важно знать точное значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи.

10)
Работа со словарём.

- Где можно узнать точное значение слова?
- Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в
учебнике). Мы будем работать со словарём Н. Неусыповой.
- Ваша задача найти в словарике многозначные слова.
С. 12 (высокий- 4, галерея- 2, герой- 2, гимн- 2)
С. 57 (словарь- 2, слово- 4).

- Почему важно внимательно относиться к значению слова?

ВЫВОД: От значения слова зависит его написание.

V. Итог.

1)
Подведём итог.
- Возьмите карточку «Узелки на память» (Самостоятельная работа).
- Дополните её недостающими словами.

1. Многозначные слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разный _________
2. Важно знать точное ________ слов, чтобы грамотно говорить и писать.

2)
- Прочитаем, что надо запомнить о словах (Имеют несколько значений).
- Так что же в слове главное? Почему?

VI. Домашнее задание: упражнение 289 (по выбору)

VII. Рефлексия.

- Выберите и дополните одно предложение:

- Мне на уроке было интересно...
- Мне на уроке было трудно... -Что меня удивило?
- Мне захотелось узнать...

- На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что
ещё может зависеть от значения слова.

Карточка №1.

1. Звуко-буквенный разбор
( ...б., ...зв., ...гл., ...согл., ...сл.).
2. Найти орфограммы.
3. Поставить вопрос.
4. Объяснить значение.
5. Рассказать о происхождении слов.
6. Придумать предложение (по цели: повеств., вопрос, побудит.).

Карточка № 2.

I вариант
Я был рад подарку. Он был большой, продолговатый, разноцветный, на длинной палочке. На день рождения мне подарили красивый шарик.

II вариант.
Он был лохматенький, толстенький, еле передвигался на своих маленьких лапках. Я назвал его Шарик. На день рождения мне подарили щенка.

Узелки на память.

1. Многозначные слова одинаково произносятся и пишутся, но имеют разный ___________.
2. Важно знать точное _____________ слов, чтобы грамотно говорить и писать.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений