Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Перепёлкина Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ лицей № 2 г. Мурманска

Урок по окружающему миру для 3 класса
Программа «Школа России»

На свете все нужны
(Развитие экологического сознания различными методами)

Цели:

  • совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения,
  • развивать познавательную активность и речь учащихся,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход учебного занятия

- Здравствуйте дети, куда вы пришли? (на урок)
- Для чего? (учиться)
- Я вам хочу предложить поиграть, согласны?
- А можно ли в игре чему-либо научиться?
- Сегодня к вам на урок я пришла со своим другом, он любит играть, и приготовил вам викторину.

ВИКТОРИНА в КМ-ШКОЛЕ

  1. Где живёт белый медведь? (Арктике, Антарктике, Арктические побережья, Экватор)
  2. Как белый медведь приспособился переносить суровые климатические условия? (густая шерсть, подкожный жир, большой размер, белый цвет шерсти)
  3. Чем питается белый медведь? (рыбой, тюленями, мелкими грызунами, льдом)
  4. Как зовут белого мишку из знаменитого мультфильма? (Умка)
  5. Является ли белый медведь редким животным? (Да)

Что нового вы узнали о белом медведе? (редкое животное)
-Да, в ходе игры мы узнали, что белый медведь редкое животное.
А знаете ли вы куда занесены редкие, исчезающие представители животного мира? (в красную книгу)

СЛАЙД 1 Страница из красной книги.

-Я со своим другом, полистав эту книгу, увидила, что белый медведь в ней не один. Хотите узнать, про кого мы с мишкой ещё прочитали?

ПАРНАЯ РАБОТА НА ЛИСТКЕ

Кроссворд.

 

- Послушайте, как вы будете работать. ( работа в паре 2 минуты)

- Возьмите второй вариант карандаш, вы будете вписывать слова, а первый вариант, вы будете читать задания.

Самостоятельная работа детей

Кроссворд проверяется коллективно. Учащиеся под руководством учителя проверяют правильность заполнения кроссворда и безошибочность написания слов. Учитель сообщает детям дополнительную информацию о животных и с помощью презентации формирует у учащихся зрительный образ этих представителей животного мира.

Дополнительная информация.

ДЕЛЬФИН СЕРЫЙ единственный представитель рода серых дельфинов. Клюва он не имеет. Общая окраска серая или темно-серая. Дельфин распространен широко в Мировом океане, кроме полярных морей. Он предпочитает теплые и умеренно-теплые воды. Питается в основном моллюсками. В связи с такой диетой у него утрачены верхние зубы и часть нижних.

- Обратите внимание существительное КЕНГУРУ мужского рода, следовательно КЕНГУРУ-ОН

КЕНГУРУ БОЛЬШОЙ РЫЖИЙ великолепное сильное животное. Встречается по всей Австралии шире, чем любой другой вид кенгуру. Живет небольшими стадами, по 10 —12 зверей в каждом. В неволе большой рыжий кенгуру становится довольно дружелюбным.

-Обратите внимание, что именно черный таракан занесен в Международную Красную книгу.

ТАРАКАН ЧЁРНЫЙ более крупный вид по сравнению с рыжим. Своеобразный неприятный запах исходит от этого насекомого. Родина черного таракана точно не установлена. Прячется днем в трещинах старых глиняных стен и под камнями по соседству с человеком, питается продуктами. Ведет ночной образ жизни. Опасны для человека не только тем, что они портят и загрязняют продукты, но и тем, что разносят различные бактерии, вызывающие заболевания человека.

КОМАР-ПИСКУН надоедливый, но безвредный кровосос. Он держит свое тело почти параллельно поверхности. А малярийный комар задирает брюшко вверх.

КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ Похож на зеленого кузнечика как по внешнему виду, так и по образу жизни. Певчий кузнечик обитает в лесной зоне. Отличается он более короткими и широкими надкрыльями.

- Итак, вы познакомились с теми, о ком мы прочитали в Международной красной книге, а со всеми ли животными хочется подружиться? (нет)
- Почему? (неприятный вид, кусаются, мы их боимся)
- Для чего же это животное, кому оно нужно?
- Давайте подумаем вместе. Может было бы лучше, что бы их не было? (мнения детей)
- Я поняла с тараканами дружить не хочется, а может они для чего-то или кого-то нужны?
СПОР (учащиеся доказывают себе и учителю, что таракан нужен природе)
Тараканы.
Тараканы – кто они? (Предположения детей)
В первую очередь насекомые, значит ими питаются представители животного мира. Хороший корм для крупных пауков.
- Как вы думаете, как давно существуют тараканы на планете Земля? (пережили динозавров, практически не изменились внешне с тех времён)
- Однажды меня очень заинтересовал вопрос, а зачем нужны тараканы, ведь они такие мерзкие, противные и вообще я их боюсь.
- Вот какую информацию я о них нашла. Мне нужны 3 помощника.
Это ИНТЕРЕСНО (читают дети по предварительно заготовленным карточкам)
Таракан всеяден. Он поедает всё на своём пути. Когда ещё не были изобретены ядохимикаты, тараканов разводили в домах специально, чтобы избавиться от клопов-кровососов. Таким образом, одно насекомое побеждало другое.
Это ИНТЕРЕСНО (читают дети)
На фабриках, где изготавливают шерстяные ткани, тараканам рады. Здесь они помогают избавиться от личинок моли. Если нет личинок, значит и ткань портить некому.
Это ИНТЕРЕСНО (читают дети)
Чёрных тараканов издавна вклю
чали в состав лекарств. Великий русский врач БОТКИН изучал, какие лекарства можно изготовить из насекомых. Он лечил ими больных в своей клинике. Лучше всего эти лекарства помогали при лечении больных почек.

Вывод

- Какой вывод вы можете сделать после услышанного? (Хоть он человеку и противен, но он нужен природе.)
- Хорошо с тараканом разобрались, а кому нужен кусучий комар? Давайте подумаем вместе.
Комары:
- Кто знает, где комаров больше всего? (На болоте, в сырых местах).
- Для чего же это животное, кому оно нужно? ( выслушать все предположения)
Комарами питаются многие птицы или выкармливают ими потомство. (Ласточки, кукушки.)
- Вот какую информацию я о них нашла.
Это ИНТЕРЕСНО (читают дети)
Личинками комаров питаются донные рыбы озёр и прудов, а так же мелкие рачки.
Некоторые виды комаров откладывают свои личинки во влажную почву, и там ими питаются уже жители почв.
Это ИНТЕРЕСНО
Личинки комаров, живущие в воде, питаются гниющими растениями. Таким образом, они очищают воду в водоёмах.
Вывод
- Какой вывод вы можете сделать после услышанного? (Хоть он человеку и противен, но он нужен природе.)
- Если вы думаете, что это всё что можно сказать о комаре и чёрном таракане, то вы ошибаетесь. Заглянув на указанные сайты (указаны на карточках), вы найдёте дополнительную информацию об этих представителях животного мира.
- А я вам предлагаю послушать одну историю, а точнее быль? Что значит быль? (Описанные события происходили на самом деле)
- Слушайте внимательно, после я попрошу вас восстановить события.

ИСТОРИЯ С КОМАРАМИ И КОШКАМИ

На одном далёком острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.

А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились лёгкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс!

Крысы принесли людям огромные убытки.

Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолётах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной напастью.

Всего этого, наверное, могло бы и не случиться. Да-да, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами.

- Закройте книгу, припомните, с чего все началось. (Работа с картинками для воспроизведения содержания)
Посмотрите на доску, что скажите? Чего не хватает? (Это цепь питания, не хватает стрелочек.)
- Картинок 5, а стрелочек у меня только 2, подумайте куда их надо поставить. (Таракан корм. От него ослабел один, погиб другой.)
- Можно было бы этого избежать? (Да, надо было обратиться к экологам)
ВЫВОД
Вспомните всё то о чем мы сегодня говорили и помогите мишке закончить предложение одним словом.
Слайд: «Все на свете …»
С НАШИМ выводом согласны и авторы песни, написанной на стихи Бориса Заходера. Эта песня прозвучит как подарок вам за хороший урок! Белый мишка тоже посмотрит вместе с нами и подпоет!
(Клип: Все на свете нужны!)

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений