Педагогическая мастерская
Петриченко Н.В., учитель гимназии № 10
«Ты и твое имя»
Урок-творческий проект в 4-м классе
Цель урока:
- подготовка выпускников начальной школы к проектной и научно-исследовательской деятельности в среднем звене;
- развитие творческих способностей учащихся.
- умение работать со справочной литературой
Задачи:
- закрепить знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира;
- познакомить учащихся с организацией проектной деятельности:
- создать справочник, как продукт проектной деятельности (всеми учениками класса с помощью учителя и членов семьи).
Оборудование:
- компьютерная версия презентации;
- видеофильм;
- справочник «Ты и твое имя»;
- выставка книг
Ход урока - презентации:
слайд - Урок-презентация «Ты и твое имя»
слайд - Путешествие в прошлое
1 ведущий - В нашем учебнике «Русского языка» есть рубрика «Путешествие в прошлое». В этом учебном году она рассказывает о происхождении и значении имен людей.
2 ведущий - В учебнике дано только краткое значение имени, да и то двенадцати имен, а нас 28! И мы решили узнать о наших именах, но не только их краткое значение.
1 ведущий - Мы составили план работы.
3 слайд - План работы
- Выяснить, что означает имя, из какого языка оно пришло в русский язык.
- Узнать у родителей, почему они выбрали именно такое имя, чем они руководствовались.
- Сделать генеалогическое дерево имен своей семьи.
- Собрать сведения о людях, которые носили или носят такие же имена.
1 ведущий - А когда Нине Васильевне дали список ее будущего 1 класса, мы увидели, что на следующий год в 1 классе «Б» будут учиться шесть девочек с именем Дарья, у нас возник вопрос: Может, существует мода на имена? Мы решили найти ответ и на этот вопрос.
2 ведущий - Отвечать на вопросы Нина Васильевна попросила всех учеников класса. Некоторые ребята начали работу без энтузиазма, но со временем их это увлекло.
1 ведущий - Первое, что мы сделали, пошли в нашу гимназическую библиотеку.
1-й кадр видео (на фоне кадров Н.В.) В читальном зале нам дали книги по нашей теме (показ книг), но их оказалось недостаточно для всех, поэтому мы провели только самое общее знакомство с книгами. Ребята попробовали найти свои имена, но там оказались не все. Это было 15.04.
2 - кадр видео. На следующий день, а это было воскресенье, ребята отправились в другие библиотеки, взяли книги и по группам собрались дома у ребят. Вместе работать веселее и интереснее...
4 слайд - Справочник «Ты и твое имя»
2 ведущий - А результатом нашей работы стал справочник имен, который мы сделали вместе с Ниной Васильевной и нашими родителями. Сегодня мы представляем вам его.
5-й слайд
1 ведущий - Согласно словарю В.И.Даля, имя - это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность».
Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять одного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
6-й слайд
2 ведущий - В 988 году Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.
7-й слайд - Выскакивают имена
Перекличка имен (ведет учитель).
Старославянские имена: Светлана - светлая, чистая.
Латинские имена:
Альбина - белая.
Валерий - сильный, здоровый.
Валерия - здоровая, бодрая, крепкая.
Сергей - ясный, высокочтимый.
Юлия - пушистая, июльская.
Древнееврейские имена:
Анна - грациозная, миловидная, благодать.
Мария - печальная.
Яна - милость божья.
Греческие имена:
Алена светлая, сияющая.
Ангелина - ангельская.
Анастасия - воскрешающая,
Андрей - мужественный.
Артем - здоровый.
Юрий - земледелец.
Денис - принадлежащий Дионису. (У древних греков это бог жизненных сил)
Дарья - сильная, побеждающая.
Диана - божественная.
Екатерина - чистая, непорочная.
Ирина - мир, покой.
Никита - победитель.
Петр - камень, скала.
София - мудрость.
Алексей - защитник.
Учитель: Готовясь к этому уроку, некоторые из вас сумели даже найти песни, стихи со своим именем. И они подтверждают значение ваших имен. Имя Алексей произошло от греческого «защитник». Послушайте песню «Алеша».
Звучит песня.
Учитель -
Нет меж живущих людей, да не может
и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый,
убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых
своих получает... |
Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. Ну и что же? Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой.
8-й слайд
1 ведущий - С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя. Сначала оно употребляется в уменьшительной форме, потом в полной, затем к нему начинают прибавлять отчество.
9-й слайд - (пустой)
Стихотворение.
Что в газах ненастенько.
Дождики косые,
Ася, Стася,
Настенька
Дочь Анастасия? |
Просто жизнь - фантастика
Трех матрех вместила:
Ася, Стася, Настенька
Все - Анастасия. |
2 ведущий - В православной традиции имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадач или был наиболее близок ко дню рождения малыша. Так святой становился невидимым защитником человека.
Учитель - У нас в классе только Ангелине и Валерии дали имена по церковному календарю.
Крещение считалось духовным рождением, гораздо более важным, чем рождение телесное. Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день именин. И сейчас некоторые люди празднуют именины, но и день рождения тоже. В справочнике есть приложение именинного календаря.
В наши дни имя ребенку не всегда дается по святцам. Иногда ребенка называют согласно семейной традиции, часто в память или в честь дорогого человека. Бывает, что малыша называют именем любимого литературного героя или какого-нибудь знаменитого, уважаемого человека. Родителям хочется, чтобы оно, согласно своему значению, как бы заранее наделяло ребенка положительными качествами.
Чем же руководствовались ваши родители при выборе имени?
1 ведущий - 7 человек из нас получили имена потому, что родителям понравилось их звучание.
Диана, а тебе как выбрали имя?
А тебе, Андрей?
А Юле Герасимовой?
Альбина, тебе как?
А как Ирине?
Юля Дитятева, а тебе как?
А тебя, Екатерина?
А тебе, Никита Мальцев? Так, значит, все-таки существует мода на имена?
10-й слайд - Мода
Рассказ ученика о моде на имена.
2 ведущий - Но самая большая часть ребят нашего класса получила свои имена в память или в честь дорогого человека, или согласно семейной традиции.
Сергей, тебя в честь кого назвали?
София, а тебя 9
Тебя, Яна?
А тебя, Анастасия?
3-й кадр видео
Учитель Я предложила вам сделать генеалогическое дерево имен своей семьи. Вы на славу потрудились вместе со своими родителями. Все ваши чудо деревья здесь. Не вместилось только одно - Петра Кружили на. Расскажи, пожалуйста, как ты работал над ним.
11-й слайд -( генеалогическое дерево)
Рассказ Кружилгша Петра.
Учитель Такие же имена, ребята, как у вас носили или носят знаменитые люди. Расскажите, пожалуйста, о них.
12-16 слайды - (портреты)
Рассказы учеников.
- ведущий- Широко распространено мнение, что имя оказывает влияние на судьбу человека, на его характер. Разумеется, если бы это влияние было полным и решающим, то все Никиты, Юли, Пети жили бы совершенно одинаково. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб.
- ведущий А у нас в классе есть две Юли. Может быть, вы согласитесь нам рассказать одинаковые вы по характеру как ваши имена или нет?
А вы, Никиты, не расскажите нам? А может быть Пети? Спасибо вам за откровенность.
Учитель А от чего же по вашему зависит характер человека? Поэтому можно лишь сравнивать какой характер в действительности и совпадает ли он с описанием в книге. Бывает, что очень много совпадений. Я вам сейчас зачитаю характеристику одного имени, послушайте и подумайте, кому может принадлежать это имя? Он - само добродушие, мягкость. В детстве это баловень и любимец. Он - интеллектуал, он ни за что не станет обходить или разрушать преграду. Он обладает незаурядным художественным вкусом, хорошо рисует. Кто же это может быть? А как вы догадались?
Итак, ребята, вы ответили на все вопросы нашего плана работы над проектом. Давайте подведем итоги.
17-й слайд - (Цель проекта)
Создать справочник в помощь ребятам, которые заинтересуются этой проблемой. Петр Кружилин точно заинтересовался этой проблемой. Может кто-нибудь еще? Но вы на следующий год уходите в 5 класс, а как же «Справочник»
Спасибо за урок! Я желаю
вам удачи! |