Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Петриченко Н.В., учитель гимназии № 10

 

 «Ты и твое имя»
Урок-творческий проект в 4-м классе

 

Цель урока:

  • подготовка выпускников начальной школы к проектной и научно-исследовательской деятельности в среднем звене;
  • развитие творческих способностей учащихся.
  • умение работать со справочной литературой

Задачи:

  • закрепить знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира;
  • познакомить учащихся с организацией проектной деятельности:
  • создать справочник, как продукт проектной деятельности (всеми учениками класса с помощью учителя и членов семьи).

Оборудование:

  • компьютерная версия презентации;
  • видеофильм;
  • справочник «Ты и твое имя»;
  • выставка книг

Ход урока - презентации:

слайд - Урок-презентация «Ты и твое имя»

слайд - Путешествие в прошлое

1 ведущий - В нашем учебнике «Русского языка» есть рубрика «Путешествие в прошлое». В этом учебном году она рассказывает о происхождении и значении имен людей.

2 ведущий - В учебнике дано только краткое значение имени, да и то двенадцати имен, а нас 28! И мы решили узнать о наших именах, но не только их краткое значение.

1 ведущий - Мы составили план работы.

3 слайд - План работы

  1. Выяснить, что означает имя, из какого языка оно пришло в русский язык.
  2. Узнать у родителей, почему они выбрали именно такое имя, чем они руководствовались.
  3. Сделать генеалогическое дерево имен своей семьи.
  4. Собрать сведения о людях, которые носили или носят такие же имена.

1 ведущий - А когда Нине Васильевне дали список ее будущего 1 класса, мы увидели, что на следующий год в 1 классе «Б» будут учиться шесть девочек с именем Дарья, у нас возник вопрос: Может, существует мода на имена? Мы решили найти ответ и на этот вопрос.

2 ведущий - Отвечать на вопросы Нина Васильевна попросила всех учеников класса. Некоторые ребята начали работу без энтузиазма, но со временем их это увлекло.

1 ведущий - Первое, что мы сделали, пошли в нашу гимназическую библиотеку.

1-й кадр видео (на фоне кадров Н.В.) В читальном зале нам дали книги по нашей теме (показ книг), но их оказалось недостаточно для всех, поэтому мы провели только самое общее знакомство с книгами. Ребята попробовали найти свои имена, но там оказались не все. Это было 15.04.

2 - кадр видео. На следующий день, а это было воскресенье, ребята отправились в другие библиотеки, взяли книги и по группам собрались дома у ребят. Вместе работать веселее и интереснее...

4 слайд - Справочник «Ты и твое имя»

2 ведущий - А результатом нашей работы стал справочник имен, который мы сделали вместе с Ниной Васильевной и нашими родителями. Сегодня мы представляем вам его.

5-й слайд

1 ведущий - Согласно словарю В.И.Даля, имя - это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность».

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять одного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

6-й слайд

2 ведущий - В 988 году Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.

7-й слайд - Выскакивают имена

Перекличка имен (ведет учитель).

Старославянские имена: Светлана - светлая, чистая.

Латинские имена:

Альбина - белая.
Валерий - сильный, здоровый.
Валерия - здоровая, бодрая, крепкая.
Сергей - ясный, высокочтимый.
Юлия - пушистая, июльская.

Древнееврейские имена:

Анна - грациозная, миловидная, благодать.
Мария - печальная.
Яна - милость божья.

Греческие имена:

Алена светлая, сияющая.
Ангелина - ангельская.
Анастасия - воскрешающая,
Андрей - мужественный.
Артем - здоровый.
Юрий - земледелец.
Денис - принадлежащий Дионису. (У древних греков это бог жизненных сил)
Дарья - сильная, побеждающая.
Диана - божественная.
Екатерина - чистая, непорочная.
Ирина - мир, покой.
Никита - победитель.
Петр - камень, скала.
София - мудрость.
Алексей - защитник.

Учитель: Готовясь к этому уроку, некоторые из вас сумели даже найти песни, стихи со своим именем. И они подтверждают значение ваших имен. Имя Алексей произошло от греческого «защитник». Послушайте песню «Алеша».

Звучит песня.

Учитель -

Нет меж живущих людей, да не может
и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый,
убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых
своих получает...

Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. Ну и что же? Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой.

8-й слайд

1 ведущий - С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя. Сначала оно употребляется в уменьшительной форме, потом в полной, затем к нему начинают прибавлять отчество.

9-й слайд - (пустой)

Стихотворение.

Что в газах ненастенько.
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька
Дочь Анастасия?
Просто жизнь - фантастика
Трех матрех вместила:
Ася, Стася, Настенька
Все - Анастасия.

 

2 ведущий - В православной традиции имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадач или был наиболее близок ко дню рождения малыша. Так святой становился невидимым защитником человека.

Учитель - У нас в классе только Ангелине и Валерии дали имена по церковному календарю.

Крещение считалось духовным рождением, гораздо более важным, чем рождение телесное. Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день именин. И сейчас некоторые люди празднуют именины, но и день рождения тоже. В справочнике есть приложение именинного календаря.

В наши дни имя ребенку не всегда дается по святцам. Иногда ребенка называют согласно семейной традиции, часто в память или в честь дорогого человека. Бывает, что малыша называют именем любимого литературного героя или какого-нибудь знаменитого, уважаемого человека. Родителям хочется, чтобы оно, согласно своему значению, как бы заранее наделяло ребенка положительными качествами.

Чем же руководствовались ваши родители при выборе имени?

1 ведущий - 7 человек из нас получили имена потому, что родителям понравилось их звучание.

Диана, а тебе как выбрали имя?
А тебе, Андрей?
А Юле Герасимовой?
Альбина, тебе как?
А как Ирине?
Юля Дитятева, а тебе как?
А тебя, Екатерина?
А тебе, Никита Мальцев? Так, значит, все-таки существует мода на имена?

10-й слайд - Мода

Рассказ ученика о моде на имена.

2 ведущий - Но самая большая часть ребят нашего класса получила свои имена в память или в честь дорогого человека, или согласно семейной традиции.
Сергей, тебя в честь кого назвали?
София, а тебя 9
Тебя, Яна?
А тебя, Анастасия?

3-й кадр видео

Учитель Я предложила вам сделать генеалогическое дерево имен своей семьи. Вы на славу потрудились вместе со своими родителями. Все ваши чудо деревья здесь. Не вместилось только одно - Петра Кружили на. Расскажи, пожалуйста, как ты работал над ним.

11-й слайд -( генеалогическое дерево)

Рассказ Кружилгша Петра.

Учитель Такие же имена, ребята, как у вас носили или носят знаменитые люди. Расскажите, пожалуйста, о них.

12-16 слайды - (портреты)

Рассказы учеников.

  • ведущий- Широко распространено мнение, что имя оказывает влияние на судьбу человека, на его характер. Разумеется, если бы это влияние было полным и решающим, то все Никиты, Юли, Пети жили бы совершенно одинаково. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб.
  • ведущий А у нас в классе есть две Юли. Может быть, вы согласитесь нам рассказать одинаковые вы по характеру как ваши имена или нет?

А вы, Никиты, не расскажите нам? А может быть Пети? Спасибо вам за откровенность.

Учитель А от чего же по вашему зависит характер человека? Поэтому можно лишь сравнивать какой характер в действительности и совпадает ли он с описанием в книге. Бывает, что очень много совпадений. Я вам сейчас зачитаю характеристику одного имени, послушайте и подумайте, кому может принадлежать это имя? Он - само добродушие, мягкость. В детстве это баловень и любимец. Он - интеллектуал, он ни за что не станет обходить или разрушать преграду. Он обладает незаурядным художественным вкусом, хорошо рисует. Кто же это может быть? А как вы догадались?

Итак, ребята, вы ответили на все вопросы нашего плана работы над проектом. Давайте подведем итоги.

17-й слайд - (Цель проекта)

Создать справочник в помощь ребятам, которые заинтересуются этой проблемой. Петр Кружилин точно заинтересовался этой проблемой. Может кто-нибудь еще? Но вы на следующий год уходите в 5 класс, а как же «Справочник»

Спасибо за урок! Я желаю вам удачи!
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений