Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Первый урок по теме «Имя прилагательное» по программе «Школа-2100»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: « Обобщение изученного об имени прилагательном во 2-3 классах»

Погуц Марина Валентиновна,
учитель начальных классов прогимназии № 61, г. Мурманск.

Цели:

1) обобщить знания об имени прилагательном, сформированные во 2-3 классах;
2) развивать аналитическое мышление учащихся, умение работать с текстом, предупреждать ошибки;
3) совершенствовать устную и письменную речь;
4) воспитывать любовь к своему краю, истории своего народа.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: «Долго-долго тянется здесь полярная ночь! На белых просторах тундры трещат крепкие морозы, да в темной высоте яркие звезды сверкают. А иногда всё небо затопят сполохи - красные, голубые, зелёные...

До чего красиво! А летом солнце не заходит за горизонт около трех месяцев. Наверное, поэтому этот край называют «краем полуночного солнца».

- Что это за удивительный край? (Кольский край. Заполярье.)

- Кто является коренным жителем Кольского края? (Ответ: саамы).

Учитель: «Саамские женщины - искусные мастерицы. Посмотрите, какими красивыми узорами они украшают одежду». (Показ иллюстраций саамской рукавицы, юпы - летней одежды из домотканой шерсти, перевязки - девичьего головного убора).

Учитель: «Давайте напишем один из таких узоров. Из каких элементов он состоит?» (Ответ: буква «л» и прямая наклонная с петлёй вверху). Показывает образец.

2. Минутка каллиграфии.

3. Словарная работа.

На доске написаны слова:
берёза
саам
треска
север
ягель

Учитель: «Прочитайте. Почему слова объединены в одну группу?» (Ответ: общая тема, все слова - имена существительные, общая орфограмма -безударная гласная в корне, не проверяемая ударением).

Учитель: «Прочитайте в словаре значение слова «ягель». (Ягель - беловато-сероватый лишайник, растущий в тундре). Подчеркните родовое понятие (лишайник).

- Назовите видовое отличие (беловато-сероватый, растущий в тундре).

4. Работа со словосочетанием.

Учитель: «К словам, написанным на доске, подберите однокоренные слова, отвечающие на вопрос «Какой?» На доске слова: берёза - берёзовый саам - саамский треска - тресковый север - северный ягель - ягельный Учитель: «Какой частью речи являются слова второго столбика и докажите». (Ответ: прилагательными, обозначают признаки предмета и отвечают на вопрос «Какой ?»).

Учитель: «На какие ещё вопросы отвечают имена прилагательные?» (Ответ: «Какая? Какое? Какие?» Учитель: «Так к какой части речи отправимся сегодня в гости?»

5. Объявление темы урока.

Учитель: «Сегодня мы должны вспомнить изученный материал об имени прилагательном во 2-м и 3-м классах, а также расширить свои знания по данной теме. Какая это часть речи: служебная или самостоятельная?» (Ответ: самостоятельная, так как к ней можно задать вопрос, к служебным частям речи нельзя задать вопрос).

Учитель стирает слова первого столбика: берёза, саам, треска, север, ягель. К словам - прилагательным справа пишет: сказка, филе, ветка, пастбище, олень. Получилась запись:

берёзовый сказка
саамский филе
тресковый ветка
северный пастбища
ягельный олень

Учитель: «К какой части речи относятся слова второго столбика и какое можете выполнить задание с этими словами?» (Ответ: к именам существительным; можно составить словосочетание).

- Что для этого надо сделать? (Ответ: найти подходящее по смыслу имя существительное, изменить окончания у имён прилагательных, там, где это необходимо).

Учитель стирает окончания прилагательных, предлагает составить словосочетания и записать.

Березов_ ветка
саамск_ сказка
тресков _ филе
северн _ олень
ягельн _ пастбища

Учитель: «Какое словосочетание лишнее и почему?» (Ответ: ягельные пастбища, так как прилагательное употреблено во множественном числе).

Учитель: «Следовательно, как изменяются имена прилагательные?» (Ответ: по числам). «А в единственном числе?» (Ответ: по родам).

Учитель: «Какая часть речи командует?» (Ответ: имя существительное).

= «Как определить род и число имён прилагательных?» (Ответ: по роду и числу имён существительных).

= «У всех ли прилагательных можно определить род и почему?» (Ответ: не у всех, во множественном числе у прилагательных род не определяется).

Устно определить род прилагательных.

Учитель: « С какой трудностью вы столкнулись при написании прилагательных? (Ответ: написание окончаний прилагательных).

Учитель: «Как проверить написание безударной гласной в окончании?» (Ответ: задать вопрос от имени существительного, т.к. в вопросе ударное окончание).

Дети устно задают вопросы, учитель вставляет пропущенные окончания имён прилагательных.

Физминутка.

6. Роль в предложении.

Учитель: «Прочитайте предложение. Спишите, правильно расставив знаки препинания. Вставьте пропущенные орфограммы».

Здесь только яг_льник с_дой с брусничником растёт, в долину ветер шт_рмовой срывается с высот.

Учитель: «Какая орфограмма пропущена?» (Ответ: безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением).

Учитель: «Покажите карточку с выбранной буквой, обоснуйте выбор буквы». (Дети доказывают).

Учитель: «Какое это предложение и почему?» (Ответ: сложное предложение, две грамматические основы). Затем дети выполняют разбор по частям речи с комментированием.

Учитель: «Какую роль в предложении играют имена прилагательные?» (Ответ: являются второстепенными членами предложения).

7. Работа с текстами (тексты напечатаны для каждого ученика).

Олений мох.

Зимой стада оленей поднимаются на вершину горы Чувал. Там они легко достают из-под снега мох. Олени копытами разрывают снег, ищут ягель. На склоне горы много олень_ мха.
Среди ягеля мы увидели бруснику. Она показалась нам особенно спел_ . Бруснику мы съели. Ягель оставили оленям.

Учитель: «Назовите пропущенные окончания». (Дети называют и вставляют их в словах).

Учитель: «К какому типу относится данный текст и почему?» (Дети доказывают).
- Повествование.
- Вопрос: «Как это было?»
- Несколько действий совершаются одно за другим.
- Можно нарисовать несколько картинок.

Северная природа.

Северн_ природа очень раним_ . Медленнее, чем на далёк_ юге или в средн_ полосе, растёт лес.
Особенно беззащитна тундра. Ягель - красив_ мягк_ мох. По нему жалко ходить. След человека остаётся в ягеле на долг_ годы. Даже разов_ поездка на вездеходе по ягельн_ полю оставляет на нём глубок_ следы разрушения. Залечивает их природа семь лет.

Учитель: «Прочитайте второй текст вслух и скажите, к какому типу он относится». (Дети доказывают).
- Описание.
- Вопрос: «Какая?»
- Можно нарисовать одну общую картину.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

- В каком из этих текстов прилагательные являются ключевыми словами? (Дети находят обоснование: во втором тексте больше прилагательных, с их помощью автор описывает необычность северной природы, которую надо беречь; во втором тексте прилагательные играют главную роль, они являются ключевыми).

В конце урока дети подготовили устный рассказ на тему: «Что я знаю об имени прилагательном?» по плану:

1). Имена прилагательные обозначают.... и отвечают на вопросы
2). Имена прилагательные часть речи.
3) Имена прилагательные изменяются по ..., а в единственном числе по
4) Чтобы проверить безударную гласную в окончании имён прилагательных, надо
5) В предложении имена прилагательные являются
6) В тексте - имена прилагательные являются ключевыми словами.

8. Рефлексия.

Сегодня на уроке я:
1. Научился
2. Было интересно....
3. Было трудно...

Литература.

1. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Пособие для учителя. - М., Гуманит. изд. Центр «Владос», 2002г.
2. Группа авторов. «Моё Заполярье», учебное пособие для 2-4 кл., Мурманск, МОИПКРО, 2004г
3. А.Н.Кохичко «Край, который я люблю», учебное пособие для 1-2кл.,
г.Мурманск, МОИПКРО, 2006.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений