Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Разработка урока по литературному чтению в 4 классе по программе «Школа 2000...» - «Школа 2100»

Учитель Полищук Екатерина Михайловна МОУ COШ №43

Тема: С. Маршак «Сила жизни».

Цель: Обобщить знания детей о творчестве М.Пришвина. Учить рассуждать, доказывать, высказывать своё мнение. Развивать творческие способности учащихся Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М.Пришвина, выставка книг М.Пришвина, опорные знаки.

Ход урока

На доске:
Как удивительно хороша жизнь!
Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но тем не менее глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце...

К. Дитмар

I. Объявление темы урока и актуализация опорных знаний.
- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.
...ориц, Б...рто, Д...агунский, Пу...кин, Би..нки, Жит...ов. (Маршак)
- Если вы правильно выполните задание, то узнаете, с каким именно произведением С. Маршака мы познакомимся.
Название произведения состоит из двух слов. Это антонимы слов слабость и смерть. («Сила жизни»)
- Восстановите пропущенные буквы и вы узнаете имя. отчество и фамилию человека, о котором рассуждает С.Я. Маршак.
Антиципация гласных.
М...х......л М...х...йл...в...ч Пр...шв...н
Сформулируйте цели урока.
(Познакомиться с произведением С.Маршака «Сила жизни». Расширить знания о жизни и творчестве ММ. Пришвина. Правильно, выразительно читать произведение, отвечать на вопросы. Учиться любить и беречь природу так, как это делал М.М. Пришвин.)
- Продолжаем работу над творчеством М.Пришвина. Охарактеризуйте М.Пришвина как человека, как ученого-наблюдателя.
- Мы прочитали много его рассказов, заучили наизусть цитаты его произведений, подбирали пословицы к его произведениям и даже сочиняли стихи.
Какое же из произведений М.Пришвина вам понравилось больше и почему?
- М.Пришвин - известный писатель, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для её охраны. У М.Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал в природе для себя что-нибудь новое и умел передавать свои чувства читателям.

II. Работа над новым материалом и обобщение знаний о творчестве М.Пришвина.

1. Словарная работа.
укромная тропа
очерк
дарование
неутомимый
памятливый художник
современники

Карточка с этими словами перевернута на 180 градусов (вверх ногами). Учащиеся отгадывают слова, озвучивают, объясняют лексическое значение. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова (толкование снов: очерк, присловья)

2. Предположения учащихся до чтения
а.) Как вы думаете о ком эта статья?
б.) Какое отношение имеют рассуждения С.Я. Маршака к М.Пришвину?

3. Первичное восприятие текста учащимися (читает учитель).
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Почему именно С.Маршак написал статью о творчестве М.Пришвина?
(Маршак высоко ценил талант М.Пришвина. М.Пришвин стал писать для детсй именно по совету С.Маршака. Ведь С.Маршак объединил вокруг себя талантливых писателей и нацеливал их на детскую литературу).

4.Чтение учащимися статьи СЯ. Маршака «Сила жизни» и размышления по ходу чтения.
а) В чём проявилась «сила жизни» писателя? (в любви к природе)
б) Какую форму выражения мысли и чувств нашёл он? (свою «пришвинскую»)
в) Каковы люди в его произведениях? {неповторимые)
г) Определите. к каком) жанру относиться это произведение, докажите.
{«Сила жизни» - критическая статья. Критическая статья это особый жанр, в нём даётся анализ всего творчества писателя или отдельных его произведений).
Мир природы, жизнь леса и поля, зверей и птиц вошёл в новую детскую литературу со страниц талантливого писателя М.Пришвина.

5. Чтение «Читай как я, читай вместе со мной».

6. Чтение «Молния».
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!».

7. Чтение «Поза». «Расслабиться».
Упражнение «Поза» прививает умение правильно сидеть во время чтения, держать, книгу. Фаза расслабления обеспечивает отдых. На протяжении фазы расслабления несколько раз тихо повторяю: «Вы чувствуете себя хорошо, все тело расслабилось, вы отдыхаете ...».

8. Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте:
а) Что говорил С.Маршак о языке произведений М.Пришвина?
б) Как заканчивает Маршак статью о творчестве М.Пришвина? Почему?

9. Чтение по памяти цитат из произведений М.Пришвина (4-5 учащихся).
- Докажите, что «пришвинская» форма выражения мысли и чувств особенна. Цитаты, которые учащиеся заучили наизусть:
«Я совсем не литератор, и моя литература является образом моего поведения. »
«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не себе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения. »
«Красота это свет правды, а тень красоты это ложь. »
«Всё дурное мы называем теневой стороной жизни, а всё лучшее: разум, добро, красоту - стороной светлой.»
«Леса,. поля, вода и вся жизнь на земле стремится к свету. »
«Вставай же, мой друг! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!»
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того чтобы сокровища эти охранять их надо открывать и показывать...»
«Луг цветет, каждый цветок непременно же поет свою песенку, хотя виден и слышен вееь луг.»
«Художник - это тот кто душу свою вкладывает в творчество. «Листья, падая, шепчутся, прощаясь на век. У них ведь так всегда: paз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.»
«Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы....»
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы... А человеку нужна Родина и охранять природу значит любить и охранять свою Родину. »

10. Беседа об охране природы, работа с пословицами.
М.Пришвин сказал: «Охранять природу - охранять Родину». Природа - это часть Родины.

  Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
 

- А что значит «охранять»? (наблюдать, любить, беречь, заботиться, помогать, обогащать, хранить, лелеять и т.д.)
Природа для М.Пришвина была источником творчества. Чтение пословиц о природе.
- Какие пословицы о природе вы знаете?
Вода с гор потекла и весну принесла.
Весна днём красна.
Апрель с водой, лип) с травой.
Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
На хороший цветок летит мотылек.

11. Знаток русского языка М.Пришвин создал много метких изречений и словосочетаний.
Объясните его выражения:
«весна света» (о необычных светлых мартовский днях) «глаза земли» (лесные озёра, отражающие небо) «кладовая солнца» (сама природа)

12. Активизация словарного запаса с помощью глаголов и прилагательных.
СОЛНЦЕ - светит, греет, восходит, заходит, садится, играет, освещает, улыбается.
прячется, сверкает и т.д.: яркое, лучистое, светлое, радостное и т.д.
ВЕТЕР- дует, воет, гудит, бушует, гуляет, шелестит, играет, шевелит, шалит. сушит.
Легкий, сильный, теплый, озорной. ДОЖДЬ - идет. льет, моросит, мочит, капает, питает, наполняет, стучит, барабанит. Грибной, сильный, быстрый, осенний, грозовой, весенний.
- Попробуйте составить рифмы, используя эти слова.

13. Чтение учащимися своих стихотворений о природе.
М.Пришвин - «певец природы», он воспевал природу. В нашем классе есть дети, которые воспели природу в своих стихах.

14. Сочинение экологических сказок.
Судя по всему, природа была не только источником творчества для М.Пришвина, но и для нас с вами. М.Пришвин - человек добрый, любящий природу, умеющий беречь и охранять её, хорошо знает жизнь леса, его обитателей. Человек, который любит и бережёт природу, как правило, любит, уважает и понимает людей.

  Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю
Кто не любит родную природу
Тот не любит отчизну свою.
 

Дети рассказывают экологические сказки о растениях и животных северною леса. которые сочинили лома.

III. Итог урока.

1. Если бы природа умела говорить, то с какими словами она могла бы обратиться к людям? (Берегите! Не уничтожайте! Любите! Охраняйте! Жалейте! Hacлаждайтесь! Не .ломайте! Не рвите! Не губите! и т.д.)

2. По опорным знакам дети рассказывают правила поведения в природе.

3. Прочитайте слова на доске. Объясните последние строчки.

4. В богатой русской литературе М.Пришвин открыл свою страничку. пришвинскую. В чём сила его жизни? (Любил природу и всё. что видел и слышал, смог передать людям)

IV. Домашнее задание.
Попробуйте составить свои размышления по любому произведению М.Пришвина. Напишите сочинение-рассуждение

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений