Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Полковникова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, МОУ гимназия № 1 г. Мурманска

Занятие кружка в рамках городского семинара для учителей начальных классов города и региона
2 класс, кружок «Мой край»

Тема: Проект «Создание детской рукописной книги»

Конспект урока

I. Замысел занятия

В гимназии четвертый год работает Российско-норвежская школа, в которой обучаются русские и норвежские дети. Трое из них примут участие в занятии кружка.
В этом учебном году гимназия начала работу над проектом по созданию единого пространства стран, входящих в состав Баренц-региона. Начальная школа активно принимает участие в данном проекте.
Вашему вниманию будет предложено занятие кружка, который предназначен для организации внеурочной проектной деятельности младших школьников на основе изучения краеведческого материала.
Тема занятия входит в проект «Семейная книга» и является второй в календарно-тематическом планировании. На весь проект отводится 7 часов.

Цель: создание рукописной книги совместно с норвежскими школьниками.

Итог проекта: презентация книги норвежским школьникам.

Главный герой занятия - Муми-тролль из сказок финской писательницы Туве Янссон. Финляндия и Норвегия - страны Скандинавии, поэтому героя книги вводит норвежский школьник.

На занятии будет оформлено только 7 страниц книги.

Для реализации данной темы поставлены задачи:

    • развивать познавательные интересы детей;
    • совершенствовать умения организовывать и планировать свою деятельность;
    • уметь находить необходимую информацию в разных источниках

Методы, которые использованы на занятии:

    • методы активного обучения
    • словесные
    • информационные
    • проектирования
    • практические
    • сотрудничество детей с учителями и между собой
    • стимулирования

Форма работы:

    • групповая

Необходимое оборудование:

    • проектор, подключённый к компьютеру для демонстрации презентации, экран, выход в Интернет
    • мультфильм «Шляпа Волшебника»
    • детские книги
    • раздаточный материал (иллюстрации, шаблоны Муми-тролля, фотографии города Мурманска, страницы для книги)
    • фломастеры, цветные карандаши, клей-карандаш
    • книга «Муми-тролль в Мурманске» (совместный проект)
    • норвежская песня
    • карточки с заданиями
    • микрофон
    • бейджики с надписями (корреспондент, главный редактор, художник)
    • игрушка Муми-тролля

На занятии кружка формируются

Познавательные УД-это умение формулировать познавательную цель; искать информацию, в том числе с помощью компьютера, структурировать информацию, уметь строить логические цепи рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УД - умение организовывать свою деятельность; уметь составлять план и последовательность действий; уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий. Коммуникативные УД - умение задавать вопросы для получения необходимой информации, умение работать в группе, умение выполнять проектные задания, учитывать позицию партнера, уметь сотрудничать.
Использование информационно-коммуникационных технологий таких, как мультимедийная презентация, работа в поисковой системе Google актуальны, так как в стандартах второго поколения говорится о правильном и рациональном включении ИКТ в урок.
Для положительной мотивации использую мультимедийную презентацию, музыку.

 

II. Конспект занятия

Слова учителя в ходе занятия сопровождаются показом презентации.

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: обеспечить осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.

На экране первый слайд презентации.

Учитель:

Я рада на занятии кружка вас видеть,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы на мои вопросы, вы, готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Ребята, мы сегодня будем книгу создавать,

И первые ее страницы оформлять,

А чтобы занятие пошло вам всем впрок,

Активней в работу включайся дружок!

 

2. Знакомство с норвежскими гостями. (Звучит норвежская музыка, входят гости, останавливаются и говорят по очереди на норвежском языке)

Эрик: Здравствуйте! Меня зовут Эрик. Я учусь в 12 классе. (Молчит)
Катя: А меня зовут Катя. Я тоже учусь в 12 классе (Возникает затруднение в общении.)
Учитель: Вы поняли, что сказал наш гость? Кто или что может прийти нам на помощь?
Ответы детей.
Учитель : можно воспользоваться словарем для перевода (показ словаря), можно общаться через переводчика.
Учитель: Нам поможет Оля. Она будет переводчицей. Оля, переведи нам то, что сказали гости (Оля переводит речь своих друзей.)
Учитель : Эрик и Катя приехали из страны, которую вам нужно будет отгадать, выполнив задания в группах.

3. Работа в группах

Учитель: Назовите правила работы в группе.
Ответы детей. После них вывешиваю правила групповой работы на доску.

P

P

P

 

выслушай точку зрения каждого;

говори спокойно и ясно;

говори только по делу.

 

1 группа

Задание: Соберите из букв название страны.

2 группа

Задание: Соберите карту страны, в которой живет Эрик и Катя. (Дети собирают из частей карту Норвегии.)

 

3 группа

Учитель: Эрик приехал к нам не один, а со своим другом. С каким, вы узнаете, собрав картинку.
Задание: Соберите литературного героя.
Проверка выполненных заданий.

Учитель:

  • 1 группа, назовите слово, которое у вас получилось. (Норвегия)
  • 2 группа, карту какой страны вы собрали? (Норвегия)
  • В какой же стране живут наши гости?
  • Найдем Норвегию в поисковой системе Гугл. Саша напомнит, как в ней работать. (Один ученик садится за компьютер, а остальные дети встают рядом)

Ученик: набираем в поисковой строке название страны, нажимаем на ссылку «поиск»; на карте появляется страна Норвегия. Так она выглядит со спутника.

3 слайд

Учитель : Мы являемся соседями и друзьями этой страны. В нашей школе четвертый год работает Российско-норвежская школа. В ней учатся русские и норвежские школьники. Оля, Эрик и Катя учатся в этом классе.

4 слайд (пустой)

Норвежские школьники, как и русские, любят читать сказки.

Эрик : Узнали ли вы моего сказочного друга на картинке? (Показывает игрушку.)

5 слайд

- Кто придумал Муми-тролля?

6 слайд

-Правильно, это писательница Туве Янссон.

 

7 слайд

Катя : Она родилась в Финляндии. Ее книги любят читать норвежские школьники, а сказки переведены на 25 языков. Финляндия, как и Норвегия входит в состав стран Скандинавии.

8 слайд

4. Показ мультфильма

Эрик : Давайте побываем в гостях у Муми-тролля! (Гости садятся.)

9 слайд пустой

5. Проектирование книги

Учитель: Такую замечательную книгу написала Туве Янссон для ребят. Уже много лет ее книги читают в разных странах. И мы читали произведение Туве Янссон на уроке литературы. Назовите его. (Это сказка «Шляпа Волшебника»).

- Посмотрите, у меня в руках тоже книжка. (Показ нашей книги.)

- Она отличается от этой?

- Почему? (Нет обложки, нет текста…)

- Полистаем страницы книги, прочитаем заголовки страниц.

  • Над книгой работали
  • Давайте познакомимся
  • Мои впечатления о Мурманске
  • Семь чудес Мурманска
  • Это интересно
  • Маршрутный лист для Муми-тролля
  • (обложка) – оформляют дети на компьютере

- О ком будет эта книга?

- Подумайте, какое название у нее может быть? (Предложения детей «Муми-тролль в Мурманске».)

- Сегодня мы только начнем создавать нашу книгу. В дальнейшем ее мы подарим норвежским школьникам.

- Назовите структуру книги. (Обложка, титульный лист, книжный блок.)

- Кто принимает участие в создании книги? Ответ на мой вопрос найдите в книгах, которые лежат у вас на столе. (Дети в книгах находят названия профессий: художники, авторы, корректоры, наборщики.)

Планирование работы:

-С чего начинается любая работа? (С плана.)

- Спланируем нашу работу. Один из вас на доске прикрепит карточки хода работы, а остальные на карточках восстановят порядок, который не правильно записан.

 

5.1. Восстанови порядок:

1. Ученик у доски получает карточки со словами: подготовка, распределение ролей, планирование работы.

2. Дети в группах получают карточки, на которых нужно восстановить порядок работы.

Карточка для группы

Задание: восстанови порядок

Этапы работы

 

Распределение обязанностей в группах.

 

Планирование работы:

Определить источники и способы сбора информации

•через Интернет;

• спросить у старшеклассников или у гостей

 

Подготовка:

придумать название книги;

определить разделы книги

 

5.2. Проверка

Учитель: Проверим, как вы справились с работой.

  • На доске:
    • Подготовка
    • Планирование работы
    • Распределение обязанностей
  • На карточках:

Этапы работы

3

Распределение обязанностей в группах.

2

Планирование работы:

Определить источники и способы сбора информации

•через Интернет;

• спросить у старшеклассников или у гостей

1

Подготовка:

придумать название книги;

определить разделы книги

 

Учитель: Работаем по плану.

1. Подготовка, придумать название книги. Мы решили назвать нашу книгу «Муми-тролль в Мурманске ». Ведь он является другом Эрика и Кати.

2. Определим разделы книги (Обложка, титульный лист, страницы, над книгой работали, оглавление.)

3. Распределим обязанности.

- Перед началом работы, предлагаю немного отдохнуть.

Слайды № 10 -21

6. Физминутка (электронная)

(Во время физминутки учитель повторяет с детьми, кто работает над созданием книги, подводит детей к тому, что над книгой могут работать журналисты.)

Учитель: Кто же такой журналист?

 

Слайд 22

Журналист - лицо, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции.

7. Создание книги

- Представьте, что вы – журналисты, которым поручено написать тексты к этой книжке.

- А чтобы сделать это быстро, надо распределить обязанности.

- Прочитайте, кем буду я. (Главным редактором.)

-Что делает главный редактор?

-Кем будете вы? (Журналистами, художниками.)

- А кем будут наши гости? (Фотокорреспондентами, журналистами.)

- Главное задание для каждой группы «журналистов»:

  • действуя вместе, обсудить содержание выбранной страницы;
  • составить маленький интересный рассказ по заданной теме, который потом будет включен в книжку;

-Если нужно, можно подойти и задать вопрос к главному редактору или к нашим гостям. Все понятно?

- Если что-то неясно, сейчас можно спросить. Итак, составляем свой рассказ для книжки. На работу – 8 минут.

1 группа «Художники » выполняет работу на компьютере. Дети набирают название книги для обложки, место издания, год и выводят на печать. На обложку можно вставить картинку Муми-тролля, найденную в Интернете.

2 группа корреспондентов оформляют страницу «Давайте познакомимся!». Записывают немного о главном герое: где живет, внешний вид, привычки;

составляют аппликацию из заготовок, дорисовывают необходимые объекты.

3 группа берет интервью у гостей. Корреспондент подходит к гостям и спрашивает о том, кто такой Муми-тролль и где бы они посоветовали побывать.

4 группа оформляет страничку «Над книгой работали»

Одновременно:

  • Гости оформляют Маршрутный лист для Муми-тролля.
  • Часть гостей оформляют страничку «Семь чудес Мурманска» (даны в конверте даты и факты из истории города Мурманска).
  • Часть гостей оформляют страницу «Это интересно».
  • Норвежские школьники вместе с переводчицей оформляют страницу «Мои впечатления о Мурманске».
  • Учитель оформляет титульный лист дома.

8. Презентация книги

Старшеклассники помогают на доске прикрепить страницы книги

Учитель: Наша работа подходит к концу. Приглашаю одного представителя от группы к доске для презентации своей страницы.

- Титульный лист сделала я, посмотрите.

- Молодцы! Все постарались. Книжка еще не закончена. Сегодня мы оформили только 7 страниц книги, обложку и титульный лист. В нее войдут странички, на которых вы расскажете, что еще увидел Муми-тролль в нашем городе.

9. Рефлексия

Учитель : Теперь я буду журналистом, который подойдет к вам, чтобы взять интервью.

Продолжите предложение: «На занятии мне понравилось, потому что…»

 

Подхожу к гостям и норвежским школьникам.

 

 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений