Педагогическая мастерская
Потанина Елена Вячеславовна, учитель МОУ СОШ № 53
«В. Сухомлинский «Пусть будет и соловей, и жук»»
Открытый урок по литературному чтению
Учебник: «Литературное чтение 2 класс», часть1.
Автор: О.В. Кубасова.
Цели:
- познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;
- совершенствовать навык чтения;
- развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;
- воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие.
- развитие творческих способностей детей.
1. Вступление.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Очень важно нам, ребята,
Хорошо уметь читать.
А ещё важнее, дети,
Прочитал что – понимать!
Ну, а чтобы всё понять,
Нужно думать, рассуждать,
Быть внимательным, усердным
И друг другу помогать!
(Брощук А.Р.)
- А что ещё нам понадобиться на нашем уроке для того, чтобы у нас всё получилось?
- Очень важно, ребята, с каким настроением вы пришли на урок.
- Сегодня осенним днем к нам заглянули солнышко и тучка. Попробуем определить, с каким настроением вы пришли на наш урок. Если оно у вас хорошее, то пусть засияет солнышко, а если наоборот, то пусть проплывет тучка. Покажите.
(анализ и вывод, в зависимости от поднятых изображений)
2. Подготовительная работа
- На каждом уроке чтения мы с вами отправляемся в путешествия. А где мы уже с вами побывали вместе с героями прочитанных произведений? (в лесу, в школе и т.д.)
- Сегодня, ребята, я вас приглашаю в очередное путешествие. Попытайтесь отгадать, куда мы с вами отправляемся.
(мультимедиа, аудиозапись)
- Итак, куда же мы с вами попали? Как догадались, что это сад? А кто из вас был в саду? Расскажите об этом.
(сад на доску)
-А в нашем саду, в который мы попали сегодня, произошёл очень интересный случай. Об этой истории рассказал нам Василий Александрович Сухомлинский. Он был русским писателем и педагогом. Прочитаем хором. Назовите имя писателя. Его фамилию? Её нужно запомнить.
(мультимедиа)
- А вот кто стал героями истории, которую рассказал Василий Александрович Сухомлинский, предлагаю вам отгадать самим.
- У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно, затем один человек вслух, а остальные сопровождают его чтение глазами.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
(мультимедиа)
- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.
- Как вы догадались? А что такое трели?
Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?
- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?
(аудиозапись)
- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.
- А пока мы с вами слушали соловьиные трели, в нашем саду распустилась красивая ромашка. Она поможет нам узнать про второго героя истории. На лепестках ромашки находится информация об этом герое. Прочитаем по цепочке.
Информация:
- Это насекомое.
- У него 6 лап.
- Он имеет очень сильные челюсти и способен перегрызать толстые корни.
- Он очень сильно гудит при полете.
- Летает вечером, после захода солнца.
- Тёплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (жук)
- Посмотрите наш жук очень красивый , но он молчит, давайте оживим его и пожужжим.
- Какая информация помогла догадаться, кто является вторым героем?
(мультимедиа)
- Ну, вот пришло время нам с вами заглянуть в сад и узнать, какой случай произошёл с соловьём и жуком.
3. Первичное восприятие.
(драматизация)
4. Краткая последующая беседа.
- Как вы думаете, ребята, что же ответила девочка героям? (Ответы детей)
- Как можно узнать, чем закончилась история про соловья и жука?
- Прежде чем мы ее прочитаем, предлагаю отдохнуть – прогуляться по нашему саду.
Физкультминутка.
Заглянули утром в сад,
А в саду жуки жужжат.
Соловьи летают,
Песни распевают.
Тут вот яблони растут,
Сливы, груши тоже тут.
Пчёлы летают,
Нектар собирают.
Ароматные цветы небывалой красоты
Тут и там распустились,
К солнцу устремились.
Вот какая красота!
Сохраним её друзья.
(Потанина Е.В., Брощук А.Р.)
5. Перечитывание и анализ.
- Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению.
На доске:
пре – крас – на - прекрасна
до – сто – ин – ство - достоинство
спра – ши – ва – ют - спрашивают
жуж - жа – ни – е - жужжание - Что слышите?
не – воз – мо – жен - невозможен
рас – сме - ял – ся - рассмеялся
Сначала читаем плавно по слогам, а затем читаем слова целиком, читаем вразбивку хором.
- Теперь мы готовы к прочтению этого произведения. Прочитайте его самостоятельно молча.
- Назовите жанр произведения. Почему так решили?
- Обратимся к героям. Кто из персонажей сказки вам более симпатичен? Чем?
- Ребята, о чем был спор соловья и жука? Найдите в тексте. Один читает, остальные сопровождают глазами.
- С каким чувством обратился соловей к жуку в начале? Какое слово подсказывает в тексте? Что значит с досадой? Кто попробует прочитать? У кого получилось передать настроение соловья?
- Как ответил жук? Найдите у автора. Что значит с достоинством? Попробуйте прочитать.
- А как отреагировал соловей на слова жука? Какое слово нам помогает это понять. Найдите в сказке. Попробуйте прочитать. Ребята, а что такое мудрость? (-знание, которое приобретено с жизненным опытом).
- Обратите внимание, каждый раз автор произведения нам подсказывал, с какой интонацией мы должны читать слова героев. В разговоре двух героев, который называется диалогом, слова автора звучать не будут. Подчеркните в тексте только слова героев.
- Прежде, чем разыграть этот спор, давайте устроим репетицию. Сейчас вы все станете актерами. Ребята, сидящие на 1 варианте получают роль соловья, а на втором - жука. Попробуем прочитать без подсказок автора, только слова героев.
(чтение в парах, у доски 1 пара)
- Мы отрепетировали, как читать слова Соловья, Жука. Прочтём текст целиком вслух по цепочке.
- Как вы думаете, что произошло дальше с соловьем и жуком, когда они услышали ответ девочки на свой вопрос?
- В каких словах заключается главная мысль текста? Кто их произнес. Найдите в тексте.
- Можно ли назвать эти слова мудростью? Почему? Ведь на нашей планете найдется место и жуку, и соловью.
6. Итог
Стихотворение читается детьми.
(мультимедиа)
Ученик 1:
Все нужны на свете:
И взрослые, и дети;
И жучки, и паучки,
И берёзки, и грибки,
И травинка, и лесок,
Птичек звонкий голосок.
На планете все живём –
Это наш огромный дом!
Ученик 2:
Без травинки нет леска,
А без песни соловья;
Даже маленький жучок
Охраняет наш садок:
Деревьям помогает,
Цветочки опыляет.
Для планеты все важны!
Значит дружно жить должны!
(Потанина Е.В., Брощук А.Р.)
- Пока мы с вами слушали историю про соловья и жука, в нашем саду созрели яблоки. Они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который охранял дерево от насекомых – вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды.
- Герои этой сказки хотят поблагодарить вас за работу на уроке и угостить этими яблоками.
Домашнее задание:
- А кто любит дарить подарки, поднимите руку. Предлагаю сделать подарок вашим родителям: прочитать эту сказку по ролям вместе с мамами и папами, станьте соавторами и придумайте продолжение вместе с родителями.
- Мы сегодня начали наш урок с определения вашего настроения. А какое настроение у этой сказки? Покажите. Почему? Вернемся к нашим солнышку и тучке. Изменилось ли ваше настроение в процессе урока. Давайте проверим у кого оно изменилось? Почему? Мое настроение тоже солнечное, потому что мы прочитали такое интересное произведение, потому что мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо. Урок окончен.
Приложение 1 |
|
Приложение 2 |
 |
Приложение 3 |
 |
Материалы к уроку 
|