Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Шибитова Вера Михайловна,
учитель высшей категории гимнахии № 8
г. Мурманск

 

Урок математики в 4 классе

«Первичное знакомство с отрицательными числами»

Цели:

  • на основе жизненного опыта учащихся рассмотреть ситуации, приводящие к необходимости использования положительных и отрицательных чисел;
  • ввести понятие «положительные», «противоположные» и «отрицательные» числа;
  • познакомить учащихся с координатной прямой, с расположением на ней целых положительных и отрицательных чисел;
  • развивать логическое мышление, внимание и память;
  • привитие интереса к математике.

Ход работы:

I этап: Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, дети. Садитесь.
- Сегодня урок математики у вас буду вести я.
- Зовут меня Вера Михайловна.
- Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, сядем тихо, риготовимся к работе. Чтоб уютней был наш класс, улыбнитесь все сейчас.
Телефонный звонок (слайд).
- Ребята извините. Это моя соседка. Значит что-то экстренное случилось.
- Помогите с ответом.
Делаю вид, как – будто бы отсылаю SMS сообщение.
Сигналы SMS сообщения (слайд).
- Возьмите опорные конспекты. Найдите Цифру 1 и выполните решение.
- Другие варианты ответов есть?
Делаю вид, что отсылаю SMS сообщение.
Позывные SMS сообщения + само сообщение (слайд).
- Ребята, не понимаю, что означает это сообщение?
-Значит я не могу никому позвонить, а мне звонки будут поступать?
- Когда вы еще сталкивались с такой ситуацией, где в записи числа впереди есть «минус»?
- Как такие числа называются?
Историческая справка (слайд).
- Каких только обидных названий не давали отрицательным числам – их назвали и нелепыми, и ложными, и придуманными…
- Просто удивительно, что после всего этого отрицательные числа продолжают верно служить людям!
- Впервые отрицательные числа появились в Китае около двух тысяч лет назад – тогда ими пользовались для обозначения долгов. Ту же роль отрицательные числа играли в Индии, начиная с V – VI веков, а позднее – в средневековой Европе.
- Но ученые таких чисел не признавали: они считали, что «меньше чем ничто» ничего быть не может!

II Поставка учебной задачи.

- Кто сможет сформулировать тему урока?
- А какие цели и задачи будем решать?
На доске таблички: положительные, отрицательные числа.
- Но вы умнее, чем те ученые и сейчас приведете пример физической величины, которая меньше, чем ничто.
- А «ничто» это сколько?
- Приведите этот пример физической величины, которая меньше 0.
- Шла сегодня на урок, что – то щеки у меня замерзли.
- Интересно, сколько же градусов было с утра?
- Кто знает, как это записать?

III Исследование.

- Запишите с помощью знаков + и – такие показания температуры.
- Найдите цифру 2 на опорном конспекте.
10° ниже нуля - 10°
5° выше нуля +5°
10° тепла +10°
5° холода -5°
- Попробуйте эти числа отметить на числовом луче.
- Найдите задание 3 на опорном конспекте.
- Какие числа вы отметили?
- Следовательно, справа от 0 какие числа отметили?
- Где же нам отметить отрицательные числа?
- Подходит наш луч для расположения положительных чисел?
- Так какую же геометрическую фигуру нужно взять, чтобы отметить отрицательные числа? (слайд)
- Как превратить прямую в координатную?
- Подумайте, что необходимо выполнить, чтобы построить координатную прямую?
- Прочитайте задание 5 и установите последовательность.
- Кому требуется моя помощь?

Слайды.

- Теперь сможем отметить на координатной прямой оставшиеся числа -5, -10.
- Отметьте все числа на координатной прямой. Задание 4 на опорном конспекте.
- Как будут называться такие пары чисел:
+1 и -1
+5 и -5
+10 и -10
- Напомните, где располагаются положительные числа относительно нуля, а отрицательные числа?
- Это на горизонтальной прямой.
- А на термометре шкала как располагается? (слайд)
- Так какую задачу на уроке пытаемся решить?

Физминутка (слайд).

- А теперь немножко отдохнем. Сядьте прямо, облокотитесь на спинку стула. Руки положите на колени. Закройте глаза и представьте.
- Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. У вас доброе, согревающее душу настроение.
- Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя с урока. Теплые чувства и хорошее настроение будут по – прежнему с вами…
- Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли и улыбку.
- Посмотрите на экран.
- Где на слайде изображены горы?
- А озера?
- Прочитайте название гор и озер.
- Что можете сказать?
- Назовите самую высокую вершину, относительно уровня моря.
- Какие это горы?
- Кто догадался, как в математике будем говорить?
- Самое глубокое озеро.
- Какова его глубина?

VI Связь с жизнью.

- Внимание на экран!
- Теперь для вас есть сенсационная информация.
Показ слайдов.

V Самооценка.

- Сейчас проверим свои знания, полученные на уроке.
- Переверните лист с опорным конспектом.
- Прочитайте внимательно уровень А, а теперь уровень .
- Выберите каждый для себя свой уровень и выполните.
- Кому нужна моя помощь?
- Встаньте, кто выбрал уровень А.
- Проверяем.
- Поднимите руку у кого без ошибок.
- Встаньте, кто выбрал уровень .
- Проверяем.
- Поднимите руку у кого без ошибок.
- Может кто выполнил два уровня?
- Как вы думаете, вы для себя сегодня сделали открытие?
- Какое?
- И я хочу сделать открытие для себя.
Слайд.

VI Рефлексия.

- А как вы себя оцените?
- Полученные знания мне пригодятся

  • - да
  • - нет

- Посмотрите на свой результат.
- Спасибо.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений