Шубина Людмила Васильевна
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 30 г. Мурманска.
Урок литературного чтения в 4 классе.
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Фазиль Абдулович Искандер.
Рассказ о море.
(отрывок)
Цели:
- Познакомить с творчеством Ф.А.Искандера.
- Через умение слушать и читать создать образ моря (не только
через словесное описание, но и через анализ поступков героев).
- Совершенствовать представление о внутреннем мире человека,
о нравственных ценностях; воспитывать ответственность за происходящее
вокруг.
Оборудование: физическая карта, портрет Ф.Искандера,
на партах – карточки-информаторы (даны в приложении), запись звуков
моря, белый лист бумаги, кусочки цветной бумаги самых разных «морских»
оттенков.
Ход урока.
1) На доске – белый лист бумаги.
- Что это может быть, на ваш взгляд?
Да, мы будем писать картину.
Закройте глаза. (звуки моря)
- Какой же образ будем создавать? МОРЕ
(не только нарисуем в цвете, но и понаблюдаем, как море влияет
на становление характера человека)
2) Я предлагаю вам выбрать понятие, которое ассоциируется со словом
«море»: ЧУДО и СТРАХ
- Объясните выбор.
(Словарь С.Ожегова: чудо – нечто поразительное, удивляющее
своей необычностью; страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.)
3) Наш полуостров с двух сторон омывают моря: какие?
(показать на физической карте)
- Какими эпитетами можно «наградить» наши северные моря?
(Дети работают с материалом карточки)
Словарь эпитетов О.Д.Ушаковой:
МОРЕ – безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее,
бирюзовое, бурное, бушующее, величавое, взволнованное, глубокое,
голубое, грозное, громадное, грохочущее, зелёное, зовущее, изумрудное,
капризное, ласковое, ледяное, мятежное, необъятное, неприветливое,
обманчивое, огромное, пенное, разгневанное, разъярённое, ревущее,
рокочущее, свинцовое, седое, сердитое, серое, синее, спокойное,
спящее, студёное, суровое, тёмное, тёплое, тихое, угрюмое, холодное,
чёрное, широкое, штормовое.
Прочитайте, как о наших морях писал Борис Викторович
Шергин, большой знаток русского Севера: (карточка)
А) В море простор, ширь, свет, любо в море! ...
Матрос песню запоёт, в гармонь заиграет – за кормой тюлень молодой
плывёт … песни слушает. Под самым носом корабля белуха … любит
перевёртываться да играть. Чайки долго за кораблём в море летят,
провожают. Бежит корабль, воздух весёлый, паруса говорят, чайки
кричат.
Б) Тут взводень, вал морской, горой ходит, песок
со дна воротит. Кораблик в океане, как чаечка маленькая. И подвигается
на него … девятый вал, что всех больше … Вал чёрный, гребень белый
– кружево белое на чёрном бархате. Подымет кораблик этим валом,
качнёт на гребне, как мать ребёнка, да и спустит вниз! А впереди
другой вал , тоже с дом величиной. Как кони вороные с седыми гривами,
валы летят по океану.
- Какое описание вас более привлекает? Чем?
- Как можно их озаглавить? (штиль и буря)
- Соотнесите эти слова с понятиями «чудо» и «страх».
- Как вы думаете: можно ли испытать ужас и страх при штиле?
- А можно ли, пережив потрясение и страх, снова вернуться к морю,
как к чуду?
Об этом прочитаем в рассказе Ф.Искандера. (Портрет!)
Родился в 1929 году в Абхазии, в городе Сухуми. (карта)
- Кто догадался, о каком море пойдёт речь? (карта)
- В чём основное отличие южных и северных морей?
Искандер много рассказов написал о детях и для детей. Про этого
писателя говорят: (доска)
«Для него детство – это как бы целая жизнь, данная человеку
для того, чтобы он, становясь взрослым, был достаточно опытным,
чтобы знать, где добро и где зло»
- Подумайте и в конце урока ответьте: справедливо ли это изречение?
4) Стр. 163 – 167
Читаю вслух.
- Что могло произойти дальше? (прогноз)
- Дочитайте текст. (звуки моря)
- Оправдались ли ожидания?
5) Ф/М
6) - От чьего имени ведётся рассказ?
- Как называются такие рассказы? (автобиографическими)
7) - Какие чувства зародились в душе ребёнка после встречи с морем?
Подтвердите текстом, что он очень любит море.
(цитаты – на доску)
великолепное открытие
совсем новое ощущение
мы с морем поняли друг друга
я обогатил себя, никого при этом не ограбив
- Мальчик во время купания не рассчитал свои силы. Почему же
он так долго не выходил из воды?
8) Стр. 166
- Как вы думаете, автор был бы доволен, увидев эту иллюстрацию
к своему рассказу?
- Опишите, если сможете, чувства, переживаемые мальчиком, когда
он тонул?
- Каким стало море для героя? Подтвердите текстом.
(цитаты – на доску)
вода горькая, как английская соль
холодная и враждебная
мутная и равнодушная
язык отнимался от страха
(Стихия воды выступает как противник человека.)
Мальчик спасён.
- Для чего он сказал своему спасителю: «Не буду!»?
- Почему переменил решение?
- Зачитайте, что же он сделал?
- А вы бы стали заплывать после такого случая? (Сообщи своё
«Я»)
Посмотрите на доску: справедливо ли утверждение: «Для
него детство – это как бы целая жизнь, данная человеку для того,
чтобы он, становясь взрослым, был достаточно опытным, чтобы знать,
где добро и где зло»?
- Какой опыт приобрёл автор в детстве?
10) - Кого ещё море ставит в ситуацию нравственного выбора? Между
чем ему приходится выбирать?
- Какое впечатление произвёл на вас парень? Чем понравился?
ИСТИННАЯ КРАСОТА Как понимаете?
(Это и гармоничная внешность, и доброе сердце, и прекрасные
поступки.)
- Представьте, что вы – свидетели этого происшествия. Вы – на
берегу. Видите, как ныряет парень и вытаскивает на берег спасённого
мальчика. Ваша реакция? (Останетесь наблюдателями или предложите
помощь? Какая помощь вам посильна?)
11) Резерв: (карточка)
Короткое мудрое изречение – афоризм.
- Созвучны ли эти афоризмы нашему сегодняшнему разговору?
А) «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий,
за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить
их» (Альберт Швейцер)
Б) «Страдание только сильного делает сильнее, слабого
же оно делает ещё слабее» (Лион Фейхтвангер)
- Какой больше понравился? С поведением какого героя его можно
соотнести?
12) Ф.Искандер сам определил жанр произведения – рассказ.
- Подумайте: почему так назвал?
(Герой сумел побороть свой страх, сделать выбор и вернуться
к чуду. В этом помогло море, т.е. оно здесь – равноправный герой
рассказа)
13) Итог:
- Можно ли сделать выводы, которые будут важны в вашей дальнейшей
жизни?
- Были ли в вашей жизни действительно сложные ситуации, в которых
помощь или участие других людей оказались как раз вовремя?
- А приходилось ли вам самим оказывать подобную помощь?
- Как вы думаете, каким был бы мир, если бы все люди умели делать
правильный нравственный выбор, жили по совести?
14) Я предлагаю вам выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме
через цвет: каким же для вас стало море?
(Из цветных волн на доске выкладывают картину. Итак, море
– это чудо. Оно получилось необыкновенным по цвету. Поступки героев,
рассказ автора – тоже чудо.)
15) Если хотите вернуться к рассказу, дома выполните любое задание
на выбор. Согласны?
Домашнее задание (на выбор по карточке).
16) Благодарю за сотрудничество!
Приложение 1
Словарь эпитетов О.Д.Ушаковой:
МОРЕ – безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее,
бирюзовое, бурное, бушующее, величавое, взволнованное, глубокое,
голубое, грозное, громадное, грохочущее, зелёное, зовущее, изумрудное,
капризное, ласковое, ледяное, мятежное, необъятное, неприветливое,
обманчивое, огромное, пенное, разгневанное, разъярённое, ревущее,
рокочущее, свинцовое, седое, сердитое, серое, синее, спокойное,
спящее, студёное, суровое, тёмное, тёплое, тихое, угрюмое, холодное,
чёрное, широкое, штормовое.
Борис Викторович Шергин, большой знаток русского Севера:
А) В море простор, ширь, свет, любо в море! ... Матрос песню запоёт,
в гармонь заиграет – за кормой тюлень молодой плывёт … песни слушает.
Под самым носом корабля белуха … любит перевёртываться да играть.
Чайки долго за кораблём в море летят, провожают. Бежит корабль,
воздух весёлый, паруса говорят, чайки кричат.
Б) Тут взводень, вал морской, горой ходит, песок со дна воротит.
Кораблик в океане, как чаечка маленькая. И подвигается на него …
девятый вал, что всех больше … Вал чёрный, гребень белый – кружево
белое на чёрном бархате. Подымет кораблик этим валом, качнёт на
гребне, как мать ребёнка, да и спустит вниз! А впереди другой вал,
тоже с дом величиной. Как кони вороные с седыми гривами, валы летят
по океану.
Короткое мудрое изречение – афоризм:
А) «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые
мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их»
(Альберт Швейцер)
Б) «Страдание только сильного делает сильнее, слабого же оно делает
ещё слабее» (Лион Фейхтвангер)
Приложение 2
Читатель! Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома
выполни любое задание на выбор:
№ 1. Допиши тезисы:
Наивысшая ценность для человека -…________________________________
_________________________________________________________________
Прочитанный нами рассказ о …_____________________________________
_________________________________________________________________
Самое главное в жизни – это …______________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
№2. Познакомь своих домашних с этой историей
и узнай их мнение о поступках героев рассказа.
№3. Вспомни известных тебе героев книг, кинофильмов,
спектаклей, которые оказались перед нравственным выбором. Расскажи
об этом на уроке внеклассного чтения.
|