Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Шубина Людмила Васильевна
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 30 г. Мурманска.


Урок литературного чтения в 4 классе.
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Фазиль Абдулович Искандер.
Рассказ о море.
(отрывок)

Цели:

  1. Познакомить с творчеством Ф.А.Искандера.
  2. Через умение слушать и читать создать образ моря (не только через словесное описание, но и через анализ поступков героев).
  3. Совершенствовать представление о внутреннем мире человека, о нравственных ценностях; воспитывать ответственность за происходящее вокруг.

Оборудование: физическая карта, портрет Ф.Искандера, на партах – карточки-информаторы (даны в приложении), запись звуков моря, белый лист бумаги, кусочки цветной бумаги самых разных «морских» оттенков.

Ход урока.

1) На доске – белый лист бумаги.
- Что это может быть, на ваш взгляд?

Да, мы будем писать картину.

Закройте глаза. (звуки моря)
- Какой же образ будем создавать? МОРЕ
(не только нарисуем в цвете, но и понаблюдаем, как море влияет на становление характера человека)

2) Я предлагаю вам выбрать понятие, которое ассоциируется со словом «море»: ЧУДО и СТРАХ
- Объясните выбор.

(Словарь С.Ожегова: чудо – нечто поразительное, удивляющее своей необычностью; страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.)

3) Наш полуостров с двух сторон омывают моря: какие?
(показать на физической карте)

- Какими эпитетами можно «наградить» наши северные моря?
(Дети работают с материалом карточки)

Словарь эпитетов О.Д.Ушаковой:
МОРЕ – безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, бирюзовое, бурное, бушующее, величавое, взволнованное, глубокое, голубое, грозное, громадное, грохочущее, зелёное, зовущее, изумрудное, капризное, ласковое, ледяное, мятежное, необъятное, неприветливое, обманчивое, огромное, пенное, разгневанное, разъярённое, ревущее, рокочущее, свинцовое, седое, сердитое, серое, синее, спокойное, спящее, студёное, суровое, тёмное, тёплое, тихое, угрюмое, холодное, чёрное, широкое, штормовое.

Прочитайте, как о наших морях писал Борис Викторович Шергин, большой знаток русского Севера: (карточка)
А) В море простор, ширь, свет, любо в море! ... Матрос песню запоёт, в гармонь заиграет – за кормой тюлень молодой плывёт … песни слушает. Под самым носом корабля белуха … любит перевёртываться да играть. Чайки долго за кораблём в море летят, провожают. Бежит корабль, воздух весёлый, паруса говорят, чайки кричат.

Б) Тут взводень, вал морской, горой ходит, песок со дна воротит. Кораблик в океане, как чаечка маленькая. И подвигается на него … девятый вал, что всех больше … Вал чёрный, гребень белый – кружево белое на чёрном бархате. Подымет кораблик этим валом, качнёт на гребне, как мать ребёнка, да и спустит вниз! А впереди другой вал , тоже с дом величиной. Как кони вороные с седыми гривами, валы летят по океану.

- Какое описание вас более привлекает? Чем?
- Как можно их озаглавить? (штиль и буря)

- Соотнесите эти слова с понятиями «чудо» и «страх».

- Как вы думаете: можно ли испытать ужас и страх при штиле?
- А можно ли, пережив потрясение и страх, снова вернуться к морю, как к чуду?

Об этом прочитаем в рассказе Ф.Искандера. (Портрет!)
Родился в 1929 году в Абхазии, в городе Сухуми. (карта)
- Кто догадался, о каком море пойдёт речь? (карта)
- В чём основное отличие южных и северных морей?

Искандер много рассказов написал о детях и для детей. Про этого писателя говорят: (доска)

«Для него детство – это как бы целая жизнь, данная человеку для того, чтобы он, становясь взрослым, был достаточно опытным, чтобы знать, где добро и где зло»

- Подумайте и в конце урока ответьте: справедливо ли это изречение?

4) Стр. 163 – 167
Читаю вслух.

  • Что могло произойти дальше? (прогноз)
  • Дочитайте текст. (звуки моря)
  • Оправдались ли ожидания?

5) Ф/М

6) - От чьего имени ведётся рассказ?

- Как называются такие рассказы? (автобиографическими)

7) - Какие чувства зародились в душе ребёнка после встречи с морем? Подтвердите текстом, что он очень любит море.
(цитаты – на доску)

великолепное открытие
совсем новое ощущение
мы с морем поняли друг друга
я обогатил себя, никого при этом не ограбив

- Мальчик во время купания не рассчитал свои силы. Почему же он так долго не выходил из воды?

8) Стр. 166
- Как вы думаете, автор был бы доволен, увидев эту иллюстрацию к своему рассказу?
- Опишите, если сможете, чувства, переживаемые мальчиком, когда он тонул?
- Каким стало море для героя? Подтвердите текстом.
(цитаты – на доску)
вода горькая, как английская соль
холодная и враждебная
мутная и равнодушная
язык отнимался от страха

(Стихия воды выступает как противник человека.)

Мальчик спасён.
- Для чего он сказал своему спасителю: «Не буду!»?
- Почему переменил решение?
- Зачитайте, что же он сделал?

- А вы бы стали заплывать после такого случая? (Сообщи своё «Я»)

Посмотрите на доску: справедливо ли утверждение: «Для него детство – это как бы целая жизнь, данная человеку для того, чтобы он, становясь взрослым, был достаточно опытным, чтобы знать, где добро и где зло»?
- Какой опыт приобрёл автор в детстве?

10) - Кого ещё море ставит в ситуацию нравственного выбора? Между чем ему приходится выбирать?
- Какое впечатление произвёл на вас парень? Чем понравился?

ИСТИННАЯ КРАСОТА Как понимаете?
(Это и гармоничная внешность, и доброе сердце, и прекрасные поступки.)

- Представьте, что вы – свидетели этого происшествия. Вы – на берегу. Видите, как ныряет парень и вытаскивает на берег спасённого мальчика. Ваша реакция? (Останетесь наблюдателями или предложите помощь? Какая помощь вам посильна?)

11) Резерв: (карточка)
Короткое мудрое изречение – афоризм.

- Созвучны ли эти афоризмы нашему сегодняшнему разговору?

А) «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их» (Альберт Швейцер)

Б) «Страдание только сильного делает сильнее, слабого же оно делает ещё слабее» (Лион Фейхтвангер)

- Какой больше понравился? С поведением какого героя его можно соотнести?

12) Ф.Искандер сам определил жанр произведения – рассказ.

- Подумайте: почему так назвал?

(Герой сумел побороть свой страх, сделать выбор и вернуться к чуду. В этом помогло море, т.е. оно здесь – равноправный герой рассказа)

13) Итог:

  • Можно ли сделать выводы, которые будут важны в вашей дальнейшей жизни?
  • Были ли в вашей жизни действительно сложные ситуации, в которых помощь или участие других людей оказались как раз вовремя?
  • А приходилось ли вам самим оказывать подобную помощь?
  • Как вы думаете, каким был бы мир, если бы все люди умели делать правильный нравственный выбор, жили по совести?

14) Я предлагаю вам выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме через цвет: каким же для вас стало море?

(Из цветных волн на доске выкладывают картину. Итак, море – это чудо. Оно получилось необыкновенным по цвету. Поступки героев, рассказ автора – тоже чудо.)

15) Если хотите вернуться к рассказу, дома выполните любое задание на выбор. Согласны?

Домашнее задание (на выбор по карточке).

16) Благодарю за сотрудничество!


Приложение 1

Словарь эпитетов О.Д.Ушаковой:

МОРЕ – безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, бирюзовое, бурное, бушующее, величавое, взволнованное, глубокое, голубое, грозное, громадное, грохочущее, зелёное, зовущее, изумрудное, капризное, ласковое, ледяное, мятежное, необъятное, неприветливое, обманчивое, огромное, пенное, разгневанное, разъярённое, ревущее, рокочущее, свинцовое, седое, сердитое, серое, синее, спокойное, спящее, студёное, суровое, тёмное, тёплое, тихое, угрюмое, холодное, чёрное, широкое, штормовое.

Борис Викторович Шергин, большой знаток русского Севера:

А) В море простор, ширь, свет, любо в море! ... Матрос песню запоёт, в гармонь заиграет – за кормой тюлень молодой плывёт … песни слушает. Под самым носом корабля белуха … любит перевёртываться да играть. Чайки долго за кораблём в море летят, провожают. Бежит корабль, воздух весёлый, паруса говорят, чайки кричат.

Б) Тут взводень, вал морской, горой ходит, песок со дна воротит. Кораблик в океане, как чаечка маленькая. И подвигается на него … девятый вал, что всех больше … Вал чёрный, гребень белый – кружево белое на чёрном бархате. Подымет кораблик этим валом, качнёт на гребне, как мать ребёнка, да и спустит вниз! А впереди другой вал, тоже с дом величиной. Как кони вороные с седыми гривами, валы летят по океану.

Короткое мудрое изречение – афоризм:

А) «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их» (Альберт Швейцер)

Б) «Страдание только сильного делает сильнее, слабого же оно делает ещё слабее» (Лион Фейхтвангер)

Приложение 2

Читатель! Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание на выбор:

№ 1. Допиши тезисы:

Наивысшая ценность для человека -…________________________________
_________________________________________________________________

Прочитанный нами рассказ о …_____________________________________
_________________________________________________________________

Самое главное в жизни – это …______________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

№2. Познакомь своих домашних с этой историей и узнай их мнение о поступках героев рассказа.

№3. Вспомни известных тебе героев книг, кинофильмов, спектаклей, которые оказались перед нравственным выбором. Расскажи об этом на уроке внеклассного чтения.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений