Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

    Смирнова
Валентина Вячеславовна
учитель начальных
классов МОУ гимназия №2
г. Мурманска

Урок окружающего мира по теме «Времена Древней Руси».
( обобщающий урок по разделу «Времена древней Руси» учебника « Моё Отечество» Д.Д. Данилова)

Цели:

  1. Образовательная:
    Обобщить знания детей по теме «Древняя Русь»
  2. Развивающая:
    • Развивать устную речь.
    • Развивать интерес к истории своей страны.
    • Развивать мышление, внимание и память.
    • Развивать коммуникативные умения и навыки.
  3. Воспитывающая:
    Способствовать формированию чувства гражданственности, патриотизма.]

Оборудование: конверты с заданиями для каждой группы, таблички с датами, историческими событиями, именами древнерусских князей, фрагмент фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейна, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и постановка цели урока.

Тема нашего урока зашифрована
Расшифруйте слова с помощью кода и определите тему урока

6 5 4 8 3 3   5 2 7 1     Слайд
код  
1 2 3 4 5 6 7 8 9        
ь у я в р д с н е        

Тема: «Времена Древней Руси 9 – 13 в.в »
слайд

Из предложенных целей, выберите цель нашего урока: слайд
• повторить и обобщить изученное
• изучить новый материал


3. 9 – 13 век это прошлое или настоящее? (прошлое)
Да. Это прошлое, это наша история.
-Для чего люди изучать историю? (Быть грамотным, культурным, уважать своих предков и т. д.).
Как люди узнают о прошлом? (благодаря историческим источникам : преданиям, летописям, находкам археологов).
-Многие события старины дошли до нас благодаря летописям.
-Что вы знаете о летописях?
Летопись - запись исторических событий по годам. Летописи писали монахи.
Первым летописцем был монах Нестор, первая летопись « Повесть временных лет»
слайд

  В монастырской келье узкой,
в четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
про великий наш народ.
 

4. Наш народ говорит на русском, но мы можем понимать украинский и белорусский языки. Почему же они так похожи? (у нас были одни предки)
Кто такие предки? (люди от которых мы произошли)
- Как назывались наши предки? (восточные славяне)
Восточные славяне – предки современных народов: русского, украинского и белорусского слайд

Селились наши предки племенами.
- Что такое племя? (дети дают определение).
От чего зависело название славянских племен?
(славяне называли себя в зависимости от того, где проживали?)
Поставьте таблички и объясните название группы.
Поляне селились у поля.
Древляне – селились у леса.
Дреговичи « дрягва» – болото
Вятичи - основатель рода Вятко.

-Назовите основные правила работы в группах.

  • Каждый из членов группы высказывает свою версию, гипотезу. Слово – каждому.
  • При обсуждении необходимо соблюдать очередность.
  • Прийти к единому решению

Давайте договоримся, если при обсуждении станет слишком шумно, я даю сигнал – колокольчик.
Наши предки много трудились. Группам предстоит по ключевым словам определить занятия славян.
Возьмите первый конверт.
Задание:
Определи по ключевым словам занятия славян:
- Лук, стрелы, капкан, западня, рогатина____________
- Туесок, корзина, лукошко________________________
-Сети, невод, бредень____________________________
- Соха, серп, борона______________________________
Для проверки задания приглашаю по одному представителю из группы. Представитель каждой группы читает по строчке и называет занятие славян, а остальные группы показывают знак, если согласны «+», если не согласны «- ».
-Об удачной охоте, рыбалке, о том чтобы минула гроза, у кого древние люди просили помощи? (у богов)
-Каждое явление природы для предков тогда было необъяснимо, загадочно и поэтому считалось действием богов.
- Назовите славянских богов
Перун
Ярило
Велес
Мокошь
-Как молились этим богам? ( Вырезали из дерева изображения богов и устанавливали на холмах, у родников.)
Славяне поклонялись деревянным изображениям богов – идолам слайд
Послушайте рассказы детей о богах.
Летние грозы, раскаты грома славяне приписывали гневу грозного Перуна.
Его очень боялись, ведь его стрелы – молнии могли поджечь жилища. Он посылал на землю проливные дожди и град, приносившие урон посевам славян. Чтобы задобрить Перуна предки жертвовали ему домашних животных.
Богом солнца был - Ярило, имя его происходит от слов «ярко светит», « яростно палит». Наши предки чтили живой огонь, считая, что он зажжен от солнца. При вселении в новое жилище огонь забирали их старого дома. Из священного отношения наших предков к огню возник обычай зажигать огонь на священных могилах, как символ памяти.
Поклонялись славяне и земле. Богиня земли Мокошь то есть мокрая. Ее ласково называли «мать – сыра земля», «земля – матушка», « земля – кормилица»
Чтилась именно сырая земля, т.к. она дает обильные урожаи. Земля считали святой. До наших дней дошел обычай целовать землю, хранить горсть родной земли. Когда человек умирает, в могилу кидают горсть земли. Обратите внимание ребята, что некоторые современные обычаи происходят из традиций и обрядов наших предков, их отношения к огню, земле. Живая связь времен не прерывается на протяжении многих сотен лет.
-Почему славяне боялись грозы, грома?( они не могли объяснить явления природы)
- Все необъяснимое, загадочное славяне считали действиям богов, духов.
Наши предки населяли духами все живое. К духам обращались, как к живым людям. Просили у них помощи. Отсюда возникала обрядовая поэзия, заговоры, заклички.

5. Заклички - поэтические обращения к силам природы. Это очень древний жанр обрядовой поэзии. слайд
Прочитаем некоторые из них:
одна группа читает, а другие показывают движения.
Уж ты радуга дуга, не дай дождя, давай солнышка – колокол - нышка
Уродись горох, в огороде неплох
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко
Дождик, дождик пуще, лей на травку гуще

6. Наши предки - жили племенами.
- Кто стоял во главе племени? (военный вождь- князь)
- Как называлось войско князя? слайд
Но появился человек, который смог объединить славянские племена, благодаря которому появилось государство. (табличка Образование Древнерусского государства)
- В каком году произошло это событие, благодаря какому князю?
Представитель группы « Поляне» приглашается составить цепочку из табличек на доске.
Образование Древнерусского государства
В народе его назвали Вещим. Вещий, т.е., предвидящий будущее, пророческий. Олег стал первым Великим князем, стоящим во главе государства. слайд
Он присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Интересна его судьба. Летопись так рассказывает о его смерти.
Чародеи и колдуны предсказали князю смерть от своего любимого коня:

  Твой конь не боится опасных трудов
Он, чуя, господскую волю,
То, смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего,
Но примешь ты смерть от коня своего.
 
Олег приказал увести коня, но кормить и беречь его. Через несколько лет он захотел узнать о судьбе своего любимца. Ему сообщили, что конь умер.
Приехав на то место, где лежал конь, Олег поставил ногу на кости коня.
  Так вот где таилась погибель моя
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
 

Прозвучал фрагмент из стихотворения А.С. Пушкина на «Песнь о Вещем Олеге»

7. Деятельность Олега оставила огромный след в исторической памяти народа, как и деятельность другого великого князя, по приказу которого происходили вот эти события.
Слайд
-Посмотрите на экран.
-Почему свергали идолов? С каким событием связано Крещение киевлян? (Принятие христианства на Руси)
Приглашается представитель группы « древляне». Определи год и имя князя.

- Как относился народ к князю Владимиру Святославовичу?
За заботу о своей стране Владимира воспевали в былинах и называли Красным Солнышко

8.- Как изменилась религия, в кого стали верить славяне после принятия христианства?
- Где стали молиться после принятия христианства?
-Что такое храм?
Каждый храм словно собирал в себе все культурное богатство Древней Руси.

Успенский собор во Владимире
Храм Святой Софии в Новгороде

слайд

-Так выглядел храм снаружи, а что внутри?

Задание (Задания дифференцированы по уровню трудности):
Двум группам нужно собрать из частей слова, обозначающие внутреннее убранство храма.
Другим двум группам нужно соединить слово, обозначающее внутреннее убранство храма с его значением.

1 уровень. «Собери слова, обозначающие убранство храма».
ико
ал
фре
моза

икА
ска
тарь
на

 
2 уровень: «Соедини слово с его значением»
1. Главная часть храма
2. Священные изображения святых и Иисусу Христа
3. Изображения, сделанные красками по сырой штукатурке
4. Картины из стекловидных камешков
мозаика
алтарь
фреска
икона

Проверка задания по слайду. Поднимите знак +, те группы, где правильно выполнили задание.

-Иконы, фрески, мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в храме удивительно единство. Храмы строили в городах, которые и были центрами древнерусской культуры.
Что означает слово « Город»?
(Само слово город означает огороженное, укрепленное место.)
Русские люди жили не только в городах, но и в деревнях. Чтобы построить дома приходилось прилагать много усилий выдирать, драть, деревья.
драть – деру – деревья - деревня
Так произошло слово деревня.
9. Физкультминутка « Строим дом » ( рубим дрова, забиваем гвозди, пилим бревна ( парами), копаем землю.)
У каждой группы на столе лежит записка. Прочитайте, какое действие вы будете показывать всей группой. Другие группы должны отгадать это действие.

10. На протяжении веков мудрость народа живет в коротких высказываниях – пословицах
В следующем конверте пословицы с пропущенными числами.
Их пропущенных в пословицах чисел составь дату и определи, что она обозначает?
Задание

….в поле не воин
Семь раз отмерь…. Раз отрежь.
Конь о … ногах, и тот спотыкается.
У … нянек дитя без глазу.
1147 год (доска)
слайд  

Проверка: представитель одной группы называет дату, а остальные показывают знаком согласны или нет.
Составьте цепочку: событие, дата, князь (представитель группы «Дряговичи»)


Долгоруким его прозвали за то, что он хотел присоединить к своим землям, как можно больше княжеств.

11. Много выдающихся людей жили на русской земле. Есть среди них два брата, чьи имена вошли в историю.
Назовите их имена (Кирилл и Мефодий).
Что сделали Кирилл и Мефодий для русской культуры? (они создали старославянскую азбуку.)
Старославянская азбука – кириллица
Задание: вставь в текст, пропущенные слова. Одним группам даны слова для справок, а другим нет.
Задания группам:
1 уровень

Вставь в текст, пропущенные слова.
В Древней Руси книги писали на _________________, а простые бытовые записи делали на _________. Но в том, и в другом случае использовали одну азбуку - _________.
Слова для справки: пергамент, береста, кириллица
2 уровень:
Вставь в текст пропущенные слова.
В Древней Руси книги писали на _________________, а простые бытовые записи делали на _________. Но в том, и в другом случае использовали одну азбуку - _________.

Слайд (проверь себя)

12.

  В тот день морозный, день короткий,
Спала под снегом все земля,
В тот день у проруби молодки
Смеялись, ведрами звеня;
У ребятишек шло катанье
На разметенном, чистом льду,
Когда на поле. Под Рязанью,
Батый привел свою орду.
Ой, лихо. Лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!

О каком событии эти строки из книги Н. Кончаловской?
- Составь цепочку (представитель группы «Вятичи»)


-Почему Русь не смогла отразить нашествие Батыя?
( Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врага своими силами. Княжества были раздроблены и не смогли объединиться.)
-Более 200 лет Русь находилась под властью Золотой орды. Освободиться от ее гнета удалось тогда, когда времена Древней Руси уже миновали, и на просторах нашей родины установилось другое государство.

13. С востока монголо – татары а кто напал на Русь с севера? Шведские и немецкие рыцари стальной лавиной надвигались на Русь для завоевания земель. Врагу надо было дать отпор.
Кадры фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»(звучит тема «Вставайте люди русские»)
-Автор музыки Сергей Прокофьев. Фильм, снятый во время Великой Отечественной войны, помог укрепить дух и волю русских людей в это трудное для страны время.
Назовите битву, в которой русские люди одержали решающую победу над немецкими и швецкими рыцарями.


После победы, на площади Новгорода А. Невский сказал слова, которые вошли в историю.
Послушайте их:
«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют гости. Но если кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет земля русская»

14. Проверим свои знания, выполнив проверочную работу
Проверочная работа по теме « Древняя Русь»
Выбери правильный ответ:
1. Предками современных народов: украинского, белорусского и русского являются:
а) балтийские племена;
б) южные славяне;
в) восточные славяне.
2. Повелел всем жителям Руси принять христианство:
а) князь Игорь;
б) князь Олег;
в) князь Владимир.
3. Древнерусская азбука называется:
а) кириллица;
б) алфавит;
в) берестяной грамотой.
4.Книги на Руси переписывали:
а) на бересте;
б) бумаге;
в) пергаменте.
5. Книги переписывали:
а) купцы;
б) монаха;
в) ремесленники.

15. Итог урока. Рефлексия.
Какими событиями в истории Древней Руси мы гордимся?
О каких событиях мы вспоминаем с сожалением?

16. Самооценка.
Оцените свою работу.
Мы с вами создадим сейчас «дерево успеха».
Пусть каждый выберет листочек для себя.
Если довольны собой - то возьмите зеленый,
Если не довольны – желтый.

17. Закончить урок мне хотелось бы словами из книги Н. Кончаловской:

 

Мы отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог родине своей!
Ждет тебя за труд награда-
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой родины твоей!
Оглянись на предков наших,
на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

 



Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений