|
|
Смирнова
Валентина Вячеславовна
учитель начальных
классов МОУ гимназия №2
г. Мурманска |
Урок окружающего мира по теме «Времена Древней Руси».
( обобщающий урок по разделу «Времена древней Руси» учебника « Моё
Отечество» Д.Д. Данилова)
Цели:
- Образовательная:
Обобщить знания детей по теме «Древняя Русь»
- Развивающая:
- Развивать устную речь.
- Развивать интерес к истории своей страны.
- Развивать мышление, внимание и память.
- Развивать коммуникативные умения и навыки.
- Воспитывающая:
Способствовать формированию чувства гражданственности, патриотизма.]
Оборудование: конверты с заданиями для каждой
группы, таблички с датами, историческими событиями, именами древнерусских
князей, фрагмент фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейна, мультимедийная
презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Определение темы и постановка цели урока.
Тема нашего урока зашифрована
Расшифруйте слова с помощью кода и определите тему урока
6 |
5 |
4 |
8 |
3 |
3 |
|
5 |
2 |
7 |
1 |
|
|
Слайд |
код |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
ь |
у |
я |
в |
р |
д |
с |
н |
е |
|
|
|
|
Тема: «Времена Древней Руси 9 – 13 в.в »
слайд
Из предложенных целей, выберите цель нашего урока: слайд
• повторить и обобщить изученное
• изучить новый материал
3. 9 – 13 век это прошлое или настоящее? (прошлое)
Да. Это прошлое, это наша история.
-Для чего люди изучать историю? (Быть грамотным, культурным,
уважать своих предков и т. д.).
Как люди узнают о прошлом? (благодаря историческим источникам
: преданиям, летописям, находкам археологов).
-Многие события старины дошли до нас благодаря летописям.
-Что вы знаете о летописях?
Летопись - запись исторических событий по годам. Летописи писали
монахи.
Первым летописцем был монах Нестор, первая летопись « Повесть временных
лет»
слайд
|
В монастырской келье узкой,
в четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
про великий наш народ. |
|
4. Наш народ говорит на русском, но мы можем
понимать украинский и белорусский языки. Почему же они так похожи?
(у нас были одни предки)
Кто такие предки? (люди от которых мы произошли)
- Как назывались наши предки? (восточные славяне)
Восточные славяне – предки современных народов: русского, украинского
и белорусского слайд
Селились наши предки племенами.
- Что такое племя? (дети дают определение).
От чего зависело название славянских племен?
(славяне называли себя в зависимости от того, где проживали?)
Поставьте таблички и объясните название группы.
Поляне селились у поля.
Древляне – селились у леса.
Дреговичи « дрягва» – болото
Вятичи - основатель рода Вятко.
-Назовите основные правила работы в группах.
- Каждый из членов группы высказывает свою версию, гипотезу.
Слово – каждому.
- При обсуждении необходимо соблюдать очередность.
- Прийти к единому решению
Давайте договоримся, если при обсуждении станет слишком шумно,
я даю сигнал – колокольчик.
Наши предки много трудились. Группам предстоит по ключевым словам
определить занятия славян.
Возьмите первый конверт.
Задание:
Определи по ключевым словам занятия славян:
- Лук, стрелы, капкан, западня, рогатина____________
- Туесок, корзина, лукошко________________________
-Сети, невод, бредень____________________________
- Соха, серп, борона______________________________
Для проверки задания приглашаю по одному представителю из группы.
Представитель каждой группы читает по строчке и называет занятие
славян, а остальные группы показывают знак, если согласны «+», если
не согласны «- ».
-Об удачной охоте, рыбалке, о том чтобы минула гроза, у кого древние
люди просили помощи? (у богов)
-Каждое явление природы для предков тогда было необъяснимо, загадочно
и поэтому считалось действием богов.
- Назовите славянских богов
Перун
Ярило
Велес
Мокошь
-Как молились этим богам? ( Вырезали из дерева изображения богов
и устанавливали на холмах, у родников.)
Славяне поклонялись деревянным изображениям богов – идолам слайд
Послушайте рассказы детей о богах.
Летние грозы, раскаты грома славяне приписывали гневу грозного Перуна.
Его очень боялись, ведь его стрелы – молнии могли поджечь жилища.
Он посылал на землю проливные дожди и град, приносившие урон посевам
славян. Чтобы задобрить Перуна предки жертвовали ему домашних животных.
Богом солнца был - Ярило, имя его происходит от слов «ярко светит»,
« яростно палит». Наши предки чтили живой огонь, считая, что он
зажжен от солнца. При вселении в новое жилище огонь забирали их
старого дома. Из священного отношения наших предков к огню возник
обычай зажигать огонь на священных могилах, как символ памяти.
Поклонялись славяне и земле. Богиня земли Мокошь то есть мокрая.
Ее ласково называли «мать – сыра земля», «земля – матушка», « земля
– кормилица»
Чтилась именно сырая земля, т.к. она дает обильные урожаи. Земля
считали святой. До наших дней дошел обычай целовать землю, хранить
горсть родной земли. Когда человек умирает, в могилу кидают горсть
земли. Обратите внимание ребята, что некоторые современные обычаи
происходят из традиций и обрядов наших предков, их отношения к огню,
земле. Живая связь времен не прерывается на протяжении многих сотен
лет.
-Почему славяне боялись грозы, грома?( они не могли объяснить
явления природы)
- Все необъяснимое, загадочное славяне считали действиям богов,
духов.
Наши предки населяли духами все живое. К духам обращались, как к
живым людям. Просили у них помощи. Отсюда возникала обрядовая поэзия,
заговоры, заклички.
5. Заклички - поэтические обращения к силам природы.
Это очень древний жанр обрядовой поэзии. слайд
Прочитаем некоторые из них:
одна группа читает, а другие показывают движения.
Уж ты радуга дуга, не дай дождя, давай солнышка – колокол
- нышка
Уродись горох, в огороде неплох
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко
Дождик, дождик пуще, лей на травку гуще
6. Наши предки - жили племенами.
- Кто стоял во главе племени? (военный вождь- князь)
- Как называлось войско князя? слайд
Но появился человек, который смог объединить славянские племена,
благодаря которому появилось государство. (табличка Образование
Древнерусского государства)
- В каком году произошло это событие, благодаря какому князю?
Представитель группы « Поляне» приглашается составить цепочку из
табличек на доске.
Образование Древнерусского государства
В народе его назвали Вещим. Вещий, т.е., предвидящий будущее, пророческий.
Олег стал первым Великим князем, стоящим во главе государства. слайд
Он присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель.
Интересна его судьба. Летопись так рассказывает о его смерти.
Чародеи и колдуны предсказали князю смерть от своего любимого коня:
|
Твой конь не боится опасных трудов
Он, чуя, господскую волю,
То, смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего,
Но примешь ты смерть от коня своего. |
|
Олег приказал увести коня, но кормить и беречь
его. Через несколько лет он захотел узнать о судьбе своего любимца.
Ему сообщили, что конь умер.
Приехав на то место, где лежал конь, Олег поставил ногу на кости
коня. |
|
Так вот где таилась погибель моя
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь. |
|
Прозвучал фрагмент из стихотворения А.С. Пушкина на «Песнь о Вещем
Олеге»
7. Деятельность Олега оставила огромный след в
исторической памяти народа, как и деятельность другого великого
князя, по приказу которого происходили вот эти события.
Слайд
-Посмотрите на экран.
-Почему свергали идолов? С каким событием связано Крещение киевлян?
(Принятие христианства на Руси)
Приглашается представитель группы « древляне». Определи год и имя
князя.
- Как относился народ к князю Владимиру Святославовичу?
За заботу о своей стране Владимира воспевали в былинах и называли
Красным Солнышко
8.- Как изменилась религия, в кого стали верить
славяне после принятия христианства?
- Где стали молиться после принятия христианства?
-Что такое храм?
Каждый храм словно собирал в себе все культурное богатство Древней
Руси.
Успенский собор во Владимире
Храм Святой Софии в Новгороде |
слайд |
-Так выглядел храм снаружи, а что внутри?
Задание (Задания дифференцированы по уровню трудности):
Двум группам нужно собрать из частей слова, обозначающие внутреннее
убранство храма.
Другим двум группам нужно соединить слово, обозначающее внутреннее
убранство храма с его значением.
1 уровень. «Собери слова, обозначающие
убранство храма». |
ико
ал
фре
моза |
икА
ска
тарь
на |
|
2 уровень: «Соедини слово с его
значением» |
1. Главная часть храма
2. Священные изображения святых и Иисусу Христа
3. Изображения, сделанные красками по сырой штукатурке
4. Картины из стекловидных камешков |
мозаика
алтарь
фреска
икона |
Проверка задания по слайду. Поднимите знак +, те группы, где
правильно выполнили задание.
-Иконы, фрески, мозаика, торжественное богослужение, церковное
пение составляли в храме удивительно единство. Храмы строили в городах,
которые и были центрами древнерусской культуры.
Что означает слово « Город»?
(Само слово город означает огороженное, укрепленное место.)
Русские люди жили не только в городах, но и в деревнях. Чтобы построить
дома приходилось прилагать много усилий выдирать, драть, деревья.
драть – деру – деревья - деревня
Так произошло слово деревня.
9. Физкультминутка « Строим дом » ( рубим дрова,
забиваем гвозди, пилим бревна ( парами), копаем землю.)
У каждой группы на столе лежит записка. Прочитайте, какое действие
вы будете показывать всей группой. Другие группы должны отгадать
это действие.
10. На протяжении веков мудрость народа живет
в коротких высказываниях – пословицах
В следующем конверте пословицы с пропущенными числами.
Их пропущенных в пословицах чисел составь дату и определи, что она
обозначает?
Задание
….в поле не воин
Семь раз отмерь…. Раз отрежь.
Конь о … ногах, и тот спотыкается.
У … нянек дитя без глазу.
1147 год (доска) |
слайд |
|
Проверка: представитель одной группы называет дату, а остальные
показывают знаком согласны или нет.
Составьте цепочку: событие, дата, князь (представитель группы «Дряговичи»)

Долгоруким его прозвали за то, что он хотел присоединить к своим
землям, как можно больше княжеств.
11. Много выдающихся людей жили на русской земле.
Есть среди них два брата, чьи имена вошли в историю.
Назовите их имена (Кирилл и Мефодий).
Что сделали Кирилл и Мефодий для русской культуры? (они создали
старославянскую азбуку.)
Старославянская азбука – кириллица
Задание: вставь в текст, пропущенные слова. Одним группам даны
слова для справок, а другим нет.
Задания группам:
1 уровень
Вставь в текст, пропущенные слова.
В Древней Руси книги писали на _________________, а простые бытовые
записи делали на _________. Но в том, и в другом случае использовали
одну азбуку - _________.
Слова для справки: пергамент, береста, кириллица
2 уровень:
Вставь в текст пропущенные слова.
В Древней Руси книги писали на _________________, а простые бытовые
записи делали на _________. Но в том, и в другом случае использовали
одну азбуку - _________.
Слайд (проверь себя)
12.
|
В тот день морозный, день короткий,
Спала под снегом все земля,
В тот день у проруби молодки
Смеялись, ведрами звеня;
У ребятишек шло катанье
На разметенном, чистом льду,
Когда на поле. Под Рязанью,
Батый привел свою орду.
Ой, лихо. Лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда! |
О каком событии эти строки из книги Н. Кончаловской?
- Составь цепочку (представитель группы «Вятичи»)

-Почему Русь не смогла отразить нашествие Батыя?
( Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врага своими силами.
Княжества были раздроблены и не смогли объединиться.)
-Более 200 лет Русь находилась под властью Золотой орды. Освободиться
от ее гнета удалось тогда, когда времена Древней Руси уже миновали,
и на просторах нашей родины установилось другое государство.
13. С востока монголо – татары а кто напал на
Русь с севера? Шведские и немецкие рыцари стальной лавиной надвигались
на Русь для завоевания земель. Врагу надо было дать отпор.
Кадры фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»(звучит тема
«Вставайте люди русские»)
-Автор музыки Сергей Прокофьев. Фильм, снятый во время Великой Отечественной
войны, помог укрепить дух и волю русских людей в это трудное для
страны время.
Назовите битву, в которой русские люди одержали решающую победу
над немецкими и швецкими рыцарями.

После победы, на площади Новгорода А. Невский сказал слова, которые
вошли в историю.
Послушайте их:
«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха
жалуют гости. Но если кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
На том стоит, и стоять будет земля русская»
14. Проверим свои знания, выполнив проверочную
работу
Проверочная работа по теме « Древняя Русь»
Выбери правильный ответ:
1. Предками современных народов: украинского, белорусского и русского
являются:
а) балтийские племена;
б) южные славяне;
в) восточные славяне.
2. Повелел всем жителям Руси принять христианство:
а) князь Игорь;
б) князь Олег;
в) князь Владимир.
3. Древнерусская азбука называется:
а) кириллица;
б) алфавит;
в) берестяной грамотой.
4.Книги на Руси переписывали:
а) на бересте;
б) бумаге;
в) пергаменте.
5. Книги переписывали:
а) купцы;
б) монаха;
в) ремесленники.
15. Итог урока. Рефлексия.
Какими событиями в истории Древней Руси мы гордимся?
О каких событиях мы вспоминаем с сожалением?
16. Самооценка.
Оцените свою работу.
Мы с вами создадим сейчас «дерево успеха».
Пусть каждый выберет листочек для себя.
Если довольны собой - то возьмите зеленый,
Если не довольны – желтый.
17. Закончить урок мне хотелось бы словами из
книги Н. Кончаловской:
|
Мы отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог родине своей!
Ждет тебя за труд награда-
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой родины твоей!
Оглянись на предков наших,
на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
|
|
|