|
|
Смирнова Светлана Васильевна, учитель I квалификационной категории,
МБОУ СОШ № 21 г. Мурманска |
«Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Использование этих терминов при чтении записей.»
Урок в рамках семинара"Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС НОО"
1 класс, программа «Школа России»
Тип урока: ОНЗ
Вид урока: урок - путешествие
Технология: информационно-коммуникационная , системно- деятельностный подход
Цели:
Образовательная: познакомить с названиями компонентов при вычитании.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность»; учить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной , групповой , парной работе, самостоятельной работе.
Оборудование:
- презентация;
- сосновая ветка с шишками ;
- раздаточный материал ;
- сигнальные карточки;
- Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – 2-е изд.- М. : Просвещение, 2011.
Ход урока
I. Организационный момент
- На уроке математики Числовичок приглашает нас в гости в одну удивительную страну. Её название вы узнаете, выполнив задание. (СЛАЙД 1)
- Что вы видите на экране? ( Геометрические фигуры.)
- Назовите геометрические фигуры.
- В таких же геометрических фигурах буквы. Расположите фигуры с буквами в данном порядке и узнаете название страны. (Страна Знаек.) (СЛАЙД 2)
Звучит голос Числовичка: |
Я рад вас пригласить в страну Знаек.
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы будем примеры, задачи решать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок! |
|
II.Актуализация новых знаний
-Числовичок приглашает нас в город Цифр. (СЛАЙД 3)
|
1,2,3,4,5 – вышли цифры погулять. (СЛАЙД 4)
Вдруг резинка выбегает,
Элементы у некоторых цифр стирает.
Помогите цифрам скорей попасть в тетрадки детей. |
|
- Если вы правильно их назовёте, они появятся перед вами. (Дети называют цифры 3,2,4,1.) (СЛАЙД 5)
- Весёлый Карандаш поможет вам вспомнить написание этих цифр.
Физминутка для глаз
(Дети следят за написанием цифр) (СЛАЙДЫ 6 – 9)
-Вы вспомнили написание цифр (СЛАЙД 10), и это вам поможет выполнить задание.
Задание.
Работа в парах.
Девочки – запишите эти числа в порядке возрастания.
Мальчики – в порядке убывания.
-Работать будем на опорных конспектах.
-Найдите синий кружочек. На этой строке начинайте писать.
-Давайте проверим. Девочки по цепочке прочитайте числа в порядке возрастания.
-Просигнальте своё мнение.
- Мальчики по цепочке прочитайте числа в порядке убывания.
-Просигнальте.
-Молодцы, ребята, помогли цифрам! (СЛАЙД 11)
-А сейчас вместе с Числовичком отправимся на улицы города Равенств.
-Прочитайте названия улиц. (Улицы Сложения и Вычитания.)
( На доске модель города Равенств.)
-Жители города приготовили задание.
Задание.
-Составьте математические равенства с числами, которые вы записали. В равенстве числа не должны повторяться. Сможешь составить одно равенство - молодец. Если два и более - ещё лучше.
Работа в парах.
1 вариант поднимите ручки. Вы составляете равенства с этими числами на сложение.
2 вариант поднимите ручки. Вы составляете равенства с этими числами на вычитание.
-Нашли красный кружочек. С этой строки вы будете писать в столбик.
- Положите ручки. (Дети называют количество составленных равенств.)
- Числовичок тоже составил, но они все перепутались.
- Выберите равенства, которые составили вы и заселите их в домик. (Учитель по очереди вызывает детей к доске, они прикрепляют таблички с равенствами.)
|
1+2=3 |
4-1=3 |
|
2+1=3 |
3-1=2 |
|
1+3=4 |
4-3=1 |
|
3+1=4 |
3-2=1 |
III. Самоопределение к деятельности
-Прочитайте выражения на сложение по-разному.
…плюс…
1сл….2сл….сумма равна…
Сумма чисел…и… равна…
…увеличить на…
…да… равно…
- Прочитайте примеры на вычитание по-разному.
…минус…
…без…равно
… уменьшить на…
- А можно ли прочитать эти выражения, используя названия компонентов с улицы Сложения? (Нет)
- А почему? ( Мы не знаем, как называются числа при вычитании.)
- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Как называются числа при вычитании.)
- Сегодня на улице Вычитания мы узнаем и запомним названия компонентов вычитания, научимся по-новому читать выражения на вычитание.
Числовичок предлагает отдохнуть.
Физминутка (двигательная под музыку) (СЛАЙД 12)
IV. Работа по теме урока
- Сели. Внимание. Мы на улице Вычитания. (СЛАЙД 13)
|
Что за чудо – посмотри:
На рябинке снегири.
Синие, красные,
Крылышки атласные. |
|
-Составим по картинке выражение на вычитание.
- Сколько снегирей сидело на ветке сначала?
-Сколько улетело?
- Их количество уменьшилось или увеличилось?
- Сколько снегирей осталось на ветке? Как узнали?
- Проверим. (На слайде появляется решение: 5 – 2 = 3)
- Чтобы узнать, как называется каждое число в этом выражении, нужно выполнить задание.
Числовичок принес названия компонентов вычитания. Научимся читать эти слова. (Читают слова на карточках по слогам, целыми словами. )
Задание.
-Числовичок предлагает вам самим догадаться, какое название к какому числу относится.
(Учитель показывает заготовки примеров и компонентов вычитания)
- На листе написано выражение и карточки с названиями компонентов.
- Названия приклейте сверху над числами и обоснуете свой вариант ответа.
Работа в группах.
- Будем работать в группах. Этот ряд – 1 группа. Этот ряд- 2 группа. Этот ряд-3 группа.
Повторим правила работы в группе. (СЛАЙД 14)
1. Работайте дружно, помогайте друг другу.
2. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. Не согласен – объясни почему.
3. Говори только по делу.
4. Береги время.
5. Умей слушать собеседника, не перебивай.
.
(Готовые работы вывешиваются на доску и обсуждаются варианты ответов .)
Вспомним правила обсуждения ответов.
Представитель группы отвечает, а вы слушаете и … (слышите), смотрите и … (видите), думаете и … (оцениваете).
( Представители групп аргументируют свои решения.)
-Вы предложили свои варианты ответов. Молодцы!
- Какой же вариант правильный? Как узнать? (Спросить у учителя, проверить по учебнику.)
Работа с учебником.
-Откройте учебник на странице 29.
- Найдите наше выражение.
- Под ним прочитайте как называется число 5, 2, 3?
-Какой вариант верный?
- Вот мы и ответили на вопрос: как называются числа при вычитании. (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.) (Учитель на доске открывает тему урока)
- Найдите в учебнике, что еще называется разностью.
- Выражение 5-2 – это тоже разность.
- Прочитаем всё выражение по- новому: разность чисел 5 и 2 равна 3.
- Как называется самое большоё число в этом выражении?
- Прочитайте по-новому выражения с улицы Вычитания.
V. Закрепление изученного материала
- Потренируемся составлять, читать и записывать разности.
Задание.
- Поставьте пальчик на №1 с.29. Прочитайте задание.
- Найдите зелёный кружок в опорном конспекте. На этой строчке будете писать.
(Один ученик по учебнику читает задание, другой выполняет его на доске.)
- Как называется число 9, 4?
- Прочитай выражение 9-4 по-новому?
- Найди значение разности.
- Как называется 5?
(Ученики хором повторяют названия компонентов.)
-Отправляемся в город Задач. Нас встречает Мудрая Сова. (СЛАЙД 15)
Звучит голос Совы. |
Не будет в математике удачи,
Коль не подружитесь с задачей! |
|
-Какое задание нам предлагает Мудрая Сова?
Задание.
-Прочитай задачу, …
«На берёзе 10 шишек, 3 упало. Сколько шишек осталось?»
- На каких деревьях растут шишки?
- Ветку с шишкой какого дерева он принёс? (Учитель показывает сосновую ветку с шишкой.)
- Сова просит изменить условие и составить задачу об этом дереве.
Работа в парах.
- Посовещайтесь в паре, измените условие этой задачи. (Выслушать одну пару.)
- Просигнальте ваше мнение. Проверим. (СЛАЙД 16)
- Решим её.
-Можно ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему?
Задание.
-Найдите чёрный кружок в опорном конспекте.
- На этой строчке запишите решение, ниже ответ. (Один ребенок работает у доски.)
- Прочитайте решение, называя компоненты вычитания.
- Опустите головки на парты, закройте глазки.
- Мы в городе Знаков.
Задание.
-Найдите последнее задание в опорном конспекте. Сформулируйте задание. (Вставить знаки действий.)
1 вариант: |
1…3= 4 |
5…3= 2 |
5…2= 7 |
2 вариант: |
4…4= 8 |
7…2= 5 |
2…4= 6 |
-Выполните задание по вариантам.
Проверка.
- Посмотрите на свою последовательность знаков. Найдите на доске такой же вариант, как у вас. Просигнальте хлопками.
1) - + -
2) + - +
3) - - +
- Прочитайте выражение на вычитание по-новому.
VI. Итог урока
- Наше путешествие в страну Знаек подходит к концу и конечный пункт- город Успеха.
(СЛАЙД 17)
-Вы сегодня работали дружно, с хорошим настроением, помогали друг другу. Слушали и… (слышали), смотрели и …(видели), думали и (оценивали). Поэтому многому научились и достигли успеха.
- Числовичок дарит нам мешочек, в который мы соберем то, что запомнил каждый из вас.(Ученики рассказывают что узнали нового.)
- Завяжем, чтобы не растерять знания и использовать в дальнейшем.
VII. Рефлексия
-На память о себе он дарит свое фото. Переверните карточки.
- Если вам на уроке было интересно и все задания выполнили без ошибок, выберите красную карточку.
- Если на уроке было интересно , но испытывали затруднения при выполнении заданий, возьмите синюю карточку.
- Покажите свои карточки.
- Молодцы! (СЛАЙД 18) Спасибо за работу
|