Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Стасюк Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска гимназии №7 г. Мурманск


Урок в рамках методических дней для педагогов образовательных учреждений
г. Мурманска
«Уроки педагогического мастерства» 3 класс, «Школа России».

В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон».
Создание текста-описания героя по плану-таблице

Тема урока: «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон». Создание текста-описания героя по плану-таблице»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-практикум
Цель:  учить составлению текста на основе отобранных языковых средств по плану-таблице.
Задачи: - Учить находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики героев.
- Воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
- Развивать умения характеризовать текст, выделять   в    тексте   логические части, отвечать на вопросы, вести  диалог  с  автором  по ходу   чтения  текста.
  УУД
Личностные - эмоционально относится к содержанию прочитанного, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи
Познавательные - делать выводы, самостоятельно ориентироваться в содержании, находить в тексте информацию в соответствии с планом
Регулятивные - определять и формулировать цель своей деятельности, работать по плану, высказывать предположения
Оборудование: Литературное чтение 3 класс «В одном счастливом детстве», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Москва, Баласс, 2012г
Презентация, звуковые файлы, компьютер, мультимедийная установка, карточки с заданиями (3 вида), текст рассказа на отдельном листе, планшетный компьютер

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, начинаем урок литературного чтения.
Раздается звонок Скайпа.
- Кто - то звонит, давайте посмотрим, может быть у кого-то важное дело!
СЛАЙД 1,2,3 (На экране появляется изображение скайпа с портретом мальчика Дениски.)
- Здравствуйте, мы Вас внимательно слушаем.
Дениска: Здравствуйте, друзья, меня зовут Денис Кораблев. Я узнал, что сегодня на уроке вы познакомитесь с произведением замечательного детского писателя и поспешил с вами связаться, так как именно моим именем названа самая знаменитая его книга. Вы уже догадались, что это за книга? Тогда вы легко вспомните фамилию и имя автора.
- Назовите фамилию автора. В.Драгунский. СЛАЙД №4
Дениска: Молодцы, а как называется книга, названная в честь меня? СЛАЙД №5,6
«Денискины рассказы» СЛАЙД №7

 

2.Формулирование темы и целей  урока

- В этой книге (показывает книгу) собраны замечательные рассказы. Давайте вспомним их названия при помощи иллюстраций.  СЛАЙД №8
- Дениска, а  какое произведение Драгунского ты посоветуешь прочитать на сегодняшнем уроке?
Я предлагаю вам расшифровать его название! СЛАЙД №10-11
- Давайте поработаем в парах. Карточка №1  

5

1

7

2

9

3

11

4

13

6

 

15

8

10

12

17

16

14

24

23

48

У

Д

Ж

Ы

Б

М

В

К

О

А

 

П

А

Ч

Н

Ю

Т

Э

О

Л

Н

____________И________________

- Выберите только те буквы, которые находятся под числами-делителями числа 48.
-Какое название у вас получилось?
«Дымка и Антон»
- Кто они такие вы узнаете из произведения.
- Назовите тему урока.  В.Драгунский «Дымка и Антон» СЛАЙД №12
-  Сформулируйте цели урока, дополнив предложения: СЛАЙД №13
Познакомиться с произведением__________________________
Учиться___________и ____________читать произведение и анализировать его.
Воспитывать в себе__________, _______________к чтению

3.Работа над содержанием произведения

Словарная работа

- В тексте вам встретится незнакомое слово, мы с Дениской его зашифровали. Отгадайте слово.

 

СЛАЙД №14

- Как вы думаете, что оно обозначает? Давайте проверим. (Учащийся находит значение слова в Интернете).
СЛАЙД №15
Галифе - брюки, облегающие колени, с боков расширяющиеся кверху и заправляемые в сапоги.
Первичное восприятие. СЛАЙД №16
- Дениска,  а теперь мы с ребятами просим тебя прочитать нам 1 часть  произведения «Дымка и Антон».
- Подумайте, что же могло случиться однажды?
(Предположения детей.)
- Хотите узнать, что произошло на самом деле? Хорошо, дочитайте  рассказ самостоятельно. Начните читать по моему сигналу и постарайтесь закончить одновременно.
- Кто же такие Дымка и Антон?
- Какие из ваших предположений оправдались?
- Докажите, что это рассказ. Возьмите карточку №2 и отметьте признаки рассказа. Работаем в группах.
1. Литературное произведение в прозе.
2. Описан один эпизод, событие из жизни героев.
3.Немного героев (3)
4. Небольшой по объёму. СЛАЙД №19
- Спасибо, Денис, это действительно замечательное произведение.
А теперь, ребята, мне пора, но я оставил для вас очень интересное задание, о котором вам расскажет учитель. До встречи на страницах «Денискиных рассказов» СЛАЙД №20-21
- До свидания.
- Денис вернулся на страницы книги, а мы с вами немного отдохнем.

Физминутка  «Щенок»

Вторичное прочтение текста.

- Возьмите листы с текстом.
- Начинаем читать жужжащимчтением. Стоп.
- Что вам показалось необычным у собак?
-  Кого обычно называют по фамилии и имени?
-  С кем сравнивает Драгунский собак?
- Следующий абзац мы прочитаем как «Мышки в норке» (шепотом).
- Девочки, возьмите красный карандаш и подчеркните в этом абзаце слова и словосочетания, которые описывают внешность Дымки.
- Мальчики, возьмите синий карандаш и подчеркните слова и словосочетания, которые описывают внешность и характер Антона. Проверяем.
- Следующий отрывок читаем как «Молния», кто быстрее. Готовы? Начали.
К этому абзацу задайте вопросы, которые начинались бы словами: 
Кто…?
Кого…?
Как…?  Обсудите в группах. (Задают вопросы, отвечают на них.)
- Прочитайте следующий абзац и подчеркните  синим карандашом в тексте глаголы, которые обозначают действия Антона при похищении кости. Какие глаголы вы подчеркнули? Давайте уточним их значение, подобрав к ним синонимы.
цапнул – (схватил) СЛАЙД №22
удрал – (убежал)
приковылял – (пришел хромая)
Чтение с заданием. Прочитайте, подчеркните глаголы.
- Правильно ли поступил Антон в этой ситуации? Объясните, почему? Что значит «Ухом не повел?» Как называется это выражение?  (фразеологизм) Узнайте его значение.  Про кого так говорят?
- Прочитайте остальные глаголы, которые вы подчеркнули.
- На чье поведение похоже поведение собак?
На поведение людей.
- Какой прием использовал автор для того, чтобы показать нам это?
Олицетворение
- Прочитайте соседу последний абзац.
Работаем в парах.
- Синим карандашом подчеркните слова-олицетворения, которые относятся к Антону, красным, которые относятся к Дымке.

Проверка.

- Ребята, а вы помните, что Денис оставил нам задание составить словесные портреты Антона и Дымки?
Работаем в группах.
-  Заполните таблицы, а помогут вам ваши цветные пометки в тексте.
(Дети составляют описание героев по таблице, и у каждой группы получается рассказ об одном из героев.) Проверим, что у вас получилось. СЛАЙД №23

4. Итог урока

- Ребята, удивительно, какие разные характеры у наших собак, Дымки и Антона. Они такие же разные, как и у людей.
- Послушайте мнение об этом поэта Сергея Никитина (Слушают 1 куплет песни.)
- Почему так испортился характер у собаки? (Голодная, холодная, бездомная.)
- Кто виноват в том, что собаки становятся жестокими? (Люди.)
- Благодаря кому в этом рассказе собаки остались друзьями? Кто их помирил? (Дениска.)
- Любое литературное произведение нас учит, дает нам урок. Чему мы можем научиться у Дымки  и Антона? СЛАЙД №24
(Дружить, уметь прощать, терпимому отношению друг к другу, умению решать конфликты мирным путем.)

5.Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке словами, которые начинается с 1 букв слова «урок» подчеркнув нужное слово. СЛАЙД

У - удивил, убеждал, усвоил, уяснил, учился

Р -  размышлял, рассуждал, разъяснял, разобрался

О - объяснял, общался, обсуждал, обменивался, осознал

К - комментировал, критиковал, контролировал,  корректировал СЛАЙД №25

6.Домашнее задание (на выбор):

- Нарисовать портрет собаки по словесному описанию.

- Подготовить рассказ о своей (знакомой) собаке по данной таблице.

Список литературы:

  1. Н.И.Лекарских, статья «Умели бы видеть глаза и сердце…», журнал Начальная школа, 2008г.
  2. Г.А.Бакулина  «Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка», http://iknigi.net/avtor-galina-bakulina/31520-metodika-intellektualnogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-galina-bakulina/read/page-1.html

материал из Википедии «Биография В.Ю.Драгунского», http://ru.wikipedia.org/wiki

Конспект урока Скачать

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений