Педагогическая мастерская
Кто такие насекомые?
Семинар-практикум
«Особенности организации обучения первоклассников в адаптационный
период»
Сущенко Елена Николаевна, учитель 2 квалификационной
категории, МОУ СОШ № 42
Предмет: окружающий мир.
Тип урока: закрепление знаний.
Форма проведения: урок-игра с элементами
театрализации.
Технологии: игровые, информационно-коммуникационные.
Цели:
- Познакомить детей с многообразием насекомых, расширить представления
об их образе жизни. Закрепить умение отличать насекомых от других
групп животных.
- Развивать наблюдательность, мышление, речь, память.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
На центральной доске красочно оформленная тема урока, изображение
луга, на боковой доске изображения насекомых на магнитах.
-
Игрушка «божья коровка».
-
На партах у детей по 3 конверта с заданиями, по 2 вырезанных
из бумаги цветка (красный и синий), два цветных карандаша (красный
и черный).
-
Компьютер, телевизор.
-
Маски кузнечика, божьей коровки, костюм гусеницы - бабочки.
Подготовительная работа: со всеми
детьми разучить ритмичную физкультминутку, с отдельными детьми разучить
загадки, сообщения, подготовить сценку.
Ход урока:
I. Организационный момент – эмоциональный настрой
- Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу.
II. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на урок я пришла не одна, а с помощниками. Вы их узнаете
и назовете, когда послушаете мой рассказ:
На планете Земля их огромное количество, бесчисленное множество.
Самых маленьких из них едва увидишь, а самый крупный помещается
на ладони взрослого человека. Одни из них ползают, другие - прыгают,
третьи – плавают, четвертые – летают. Некоторые вызывают у нас отвращение,
а другие заставляют нас восхищаться ими. На их теле насечки.
- Верно, это насекомые.
- Сегодня на уроке мы продолжим тему «Кто такие насекомые?». А вот
и они. Учитель открывает доску.

- Мои помощники приготовили для вас задания и игры,
которые помогут вам лучше узнать их. Заданий будет столько, сколько
ног у насекомых.
- Верно, шесть заданий. Постарайтесь справиться, ребята!
(По мере выполнения каждого задания учитель прикрепляет на доску
ромашку-смайлик.)
III. Работа по теме урока
Задание №1.
- Насекомые хотят поселиться на этом чудесном лугу.
- Отгадайте загадки и послушайте рассказы о них. (Дети, отгадав
загадку, подходят к доске и «заселяют» насекомое на луг.)
Настя приготовила первую загадку:
Такие нежные крылья,
Словно цветков лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью.
На теле ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь непременно,
Кому посвящен мой рассказ. (БАБОЧКА)
- Бабочки не только украшают луга. Они пьют нектар из цветков, при
этом переносят пыльцу с цветка на цветок. Бабочки – насекомые-опылители.
Посадите бабочку на цветок.
- Следующая загадка звуковая. Послушайте и скажите,
чей это звук. (Дети узнают по звуку КОМАРА – приложение
2.)
- Верно, его пронзительный писк невозможно спутать
ни с каким другим звуком. Это кровососущее насекомое, поэтому мы
его не любим.
- Но есть хищное насекомое, которое питается комарами,
живет у пруда, летает, как вертолётик. (СТРЕКОЗА)
- Какое насекомое в сказке К.И.Чуковского имело прозвище
Цокотуха? (МУХА).
-Узнайте, а кто эти звуки издает? (Звук – стрекочет
КУЗНЕЧИК – приложение 2.)
- Послушайте, что нам расскажет кузнечик. В роли
кузнечика выступает Алеша. (Приложение
3.)
- Про меня сочинили песенку «В траве сидел кузнечик.
Совсем как огуречик зелененький он был». Это правда. Такая окраска
помогает мне скрываться в траве от моих врагов. А вот слова «Он
ел одну лишь травку» - неправда! Я ведь ем мелких букашек и даже
маленькой бабочкой могу полакомиться. А знаете ли вы, чем я звуки
издаю? Это я потираю левое надкрылие о правое. Такими звуками я
сообщаю другим кузнечикам, что здесь моя территория – я здесь охочусь!
- Ребята, покажите, чем вы слышите. Это орган слуха.
У людей это уши, расположены на голове. А вот у кузнечика орган
слуха на ногах.
Саша приготовил загадку:
Что за домик на поляне
Из иголок и листвы?
Подойдем поближе, взглянем,
Чья постройка у сосны?
В этом доме оживленье,
День-деньской в нем напролет
Трудится все населенье:
Кто-то веточку несет,
Кто-то муху еле тянет,
Кто-то крошечку гриба,
Кто-то домик охраняет
От возможного врага.
В дом ведет дорожек много,
В нем не место для лентяев.
И скажу тебе я строго:
«Ты не обижай хозяев!»
(МУРАВЕЙ)
- К муравьям нужно относиться бережно, потому что
они уничтожают вредных насекомых. К тому же муравьи рыхлят почву
и переносят семена растений.
- Доскажи словечко:
Все жужжит она, жужжит,
Над цветочками кружит,
Села, сок с цветка взяла.
Мед готовит нам… ПЧЕЛА.
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят: у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я … ОСА.
Полоски словно у осы,
На брюшке капельки росы.
Смотри-ка, плюхнулся на хмель
Большой, мохнатый, толстый …ШМЕЛЬ.
- Шмеля и пчелу мы посадим на цветы. Они, как и бабочки,
питаются нектаром и опыляют растения. А вот оса – хищное насекомое.
Она, конечно, любит сладкие плоды, но в основном питается вредными
насекомыми.
Физкультминутка-релаксация
(Звучит мелодия «Хрустальный вальс» –
приложение 2.)
-Закройте глазки. Представьте себе летний солнечный день. Вы идете
по лугу, любуетесь красотой природы.
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
- Кто наблюдательный? Взгляните на наш луг. Что изменилось?
(появились МАЙСКИЙ ЖУК и БОЖЬЯ КОРОВКА)
- Какой жук получил свое название по названию месяца,
в котором он появляется? (майский жук)
- А этот всем знакомый жучок сам расскажет о себе.
Конечно, с помощью Саши. (Приложение
3.)
- Меня вы легко узнаете по пятнышкам на спинке. Коровкой
меня прозвали за то, что умею выделять оранжевое «молочко». На самом
деле это кровь. Она у меня едкая и неприятно пахнет. Из-за этого
меня не едят ни птицы, ни ящерицы. Своей яркой окраской я предупреждаю
врагов: «Не прикасайтесь! Я несъедобная!» Зато меня любят садоводы
и огородники. Ведь я питаюсь тлёй, которая поедает растения и портит
урожай.
- Что вас удивило?
- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Вы узнали,
какие разные насекомые! И питаются они по-разному: одни едят растения,
другие – мельчайшую живность, третьи – и то, и другое. Некоторые
питаются кровью. Одни умеют летать, другие – нет! Одни жужжат, другие
пищат, третьи стрекочут.
- Вспомните, по каким же признакам их в одну группу
объединили? Вывешивается схема строения муравья – приложение
4. (6 ног, на теле насечки, тельце состоит из 3 частей:
головы, грудки и брюшка.)
Задание № 2– в конверте от божьей
коровки. (Приложение 5.)
- Найди, какую из трех божьих коровок художник изобразил
верно, и раскрась ее.
Проверка: кто раскрасил первую? Кто вторую? Кто третью?
Почему выбрали вторую?
-Молодцы! И с этим заданием справились!
Задание № 3: первый вариант возьмет
конверт с желтой бабочкой, второй - с голубой. Будете выполнять
задание по вариантам. Достаньте из конверта три картинки.
- 1 вариант: голубь, воробей, стрекоза.
- 2 вариант: паук, бабочка, кузнечик. (Приложение
6.)
-Догадайтесь, кто из трех животных лишний? Поднимите
картинку. Обоснуйте свой выбор. (Ученик выходит к доске, называет
лишнего, доказывает.)
-Вы отлично поработали! Давайте отдохнем!
Ритмичная физкультминутка
Дети поют песенку и выполняют танцевальные движения
под музыку. (Приложение 2.)
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят.
Чок – чок, каблучок!
В танце кружится сверчок.
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки!
Всё! Устали наши ножки!
- Назовите, о ком пели песенку? Это все насекомые?
Задание № 4
-Божья коровка предлагает вам сыграть в игру «Называй – не зевай»
Нужно передавать по кругу игрушку, называя насекомое. Кто не смог
назвать или повторил сказанное, выбывает, садится на место. Побеждает
последний участник. (Аплодисменты.)
Задание № 5
- Развитие насекомых в природе происходит с превращениями. Посмотрите
сценку, которую приготовили Ира и Настя. После этого вам нужно будет
ответить на вопрос: «Какие превращения происходили в этой сказке?»
Сценка по мотивам рассказа Берестова «Честное гусеничное» (Приложение
7.)
Дети отвечают на вопрос: «Какие превращения происходили в сказке?»
- Молодцы! Вы были внимательны! Оказывается, в природе происходит
так: сначала бабочка откладывает яйца, из яиц появляются гусеницы.
Гусеница усиленно питается, растет и превращается в куколку. Из
куколки в свою очередь появляется бабочка. (СЛАЙДЫ
– приложение 8.)
Задание № 6 в конверте от гусеницы:
- Сложите бабочек и узнаете их названия. Работайте в парах.
Проверка: как называется самая светлая бабочка?
(КАПУСТНИЦА) Ее так назвали потому, что ее гусеницы поедают
листья капусты. Какую бабочку вы узнаете по красным полосам на темном
фоне? (АДМИРАЛ) В старину у военных начальников – адмиралов
– были темные костюмы с красными лентами. За это сходство эту бабочку
так и назвали. Бабочка МАХАОН считается одной из самых
красивых бабочек нашей страны. К сожалению, стала редкой. Берегите
ее!
- Вот вы и справились со всеми заданиями.
–А теперь предлагаю полюбоваться красотой бабочек.
Показ видеофильма «Бабочки» (Приложение
8.)
IV. Итог урока (Подвести детей к выводу, что все насекомые нужны.)
- Гусеницы - это злостные вредители, они уничтожают растения,
а бабочки приносят пользу: собирая нектар с цветов, они опыляют
растения.
- Может быть, надо уничтожить всех гусениц? Что тогда произойдет?
(не станет бабочек, не будет корма птицам).
- Это значит, что как бы мы ни относились к насекомым, все они
имеют право на существование, все они нужны.
V. Рефлексия
- Если вам было интересно выполнять задания, то возьмите красный
цветок.
- Было трудно – синий.
- Давайте украсим поляну цветами.
- Еще краше стал наш луг! Я рада, что вам было интересно на уроке.
- Для вас, ребята, ученики 4 - го класса сделали подарки своими
руками. (Оригами: бабочка, в сложенном виде – рыбка.)
- Какой будет тема следующего урока? Дети формулируют тему: «Кто
такие рыбы?»
|