Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Кто такие насекомые?

Семинар-практикум
«Особенности организации обучения первоклассников в адаптационный период»

Сущенко Елена Николаевна, учитель 2 квалификационной категории, МОУ СОШ № 42


Предмет: окружающий мир.

Тип урока: закрепление знаний.

Форма проведения: урок-игра с элементами театрализации.

Технологии: игровые, информационно-коммуникационные.

Цели:

  • Познакомить детей с многообразием насекомых, расширить представления об их образе жизни. Закрепить умение отличать насекомых от других групп животных.
  • Развивать наблюдательность, мышление, речь, память.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • На центральной доске красочно оформленная тема урока, изображение луга, на боковой доске изображения насекомых на магнитах.

  • Игрушка «божья коровка».

  • На партах у детей по 3 конверта с заданиями, по 2 вырезанных из бумаги цветка (красный и синий), два цветных карандаша (красный и черный).

  • Компьютер, телевизор.

  • Маски кузнечика, божьей коровки, костюм гусеницы - бабочки.

Подготовительная работа: со всеми детьми разучить ритмичную физкультминутку, с отдельными детьми разучить загадки, сообщения, подготовить сценку.

Ход урока:

I. Организационный момент – эмоциональный настрой

- Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу.

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на урок я пришла не одна, а с помощниками. Вы их узнаете и назовете, когда послушаете мой рассказ:

На планете Земля их огромное количество, бесчисленное множество. Самых маленьких из них едва увидишь, а самый крупный помещается на ладони взрослого человека. Одни из них ползают, другие - прыгают, третьи – плавают, четвертые – летают. Некоторые вызывают у нас отвращение, а другие заставляют нас восхищаться ими. На их теле насечки.

- Верно, это насекомые.
- Сегодня на уроке мы продолжим тему «Кто такие насекомые?». А вот и они. Учитель открывает доску.


- Мои помощники приготовили для вас задания и игры, которые помогут вам лучше узнать их. Заданий будет столько, сколько ног у насекомых.

- Верно, шесть заданий. Постарайтесь справиться, ребята! (По мере выполнения каждого задания учитель прикрепляет на доску ромашку-смайлик.)

III. Работа по теме урока

Задание №1.

- Насекомые хотят поселиться на этом чудесном лугу.
- Отгадайте загадки и послушайте рассказы о них. (Дети, отгадав загадку, подходят к доске и «заселяют» насекомое на луг.)
Настя приготовила первую загадку:

Такие нежные крылья,
Словно цветков лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью.
На теле ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь непременно,

Кому посвящен мой рассказ. (БАБОЧКА)
- Бабочки не только украшают луга. Они пьют нектар из цветков, при этом переносят пыльцу с цветка на цветок. Бабочки – насекомые-опылители. Посадите бабочку на цветок.

- Следующая загадка звуковая. Послушайте и скажите, чей это звук. (Дети узнают по звуку КОМАРА – приложение 2.)

- Верно, его пронзительный писк невозможно спутать ни с каким другим звуком. Это кровососущее насекомое, поэтому мы его не любим.

- Но есть хищное насекомое, которое питается комарами, живет у пруда, летает, как вертолётик. (СТРЕКОЗА)

- Какое насекомое в сказке К.И.Чуковского имело прозвище Цокотуха? (МУХА).

-Узнайте, а кто эти звуки издает? (Звук – стрекочет КУЗНЕЧИК – приложение 2.)

- Послушайте, что нам расскажет кузнечик. В роли кузнечика выступает Алеша. (Приложение 3.)

- Про меня сочинили песенку «В траве сидел кузнечик. Совсем как огуречик зелененький он был». Это правда. Такая окраска помогает мне скрываться в траве от моих врагов. А вот слова «Он ел одну лишь травку» - неправда! Я ведь ем мелких букашек и даже маленькой бабочкой могу полакомиться. А знаете ли вы, чем я звуки издаю? Это я потираю левое надкрылие о правое. Такими звуками я сообщаю другим кузнечикам, что здесь моя территория – я здесь охочусь!

- Ребята, покажите, чем вы слышите. Это орган слуха. У людей это уши, расположены на голове. А вот у кузнечика орган слуха на ногах.

Саша приготовил загадку:

Что за домик на поляне
Из иголок и листвы?
Подойдем поближе, взглянем,
Чья постройка у сосны?
В этом доме оживленье,
День-деньской в нем напролет
Трудится все населенье:
Кто-то веточку несет,
Кто-то муху еле тянет,
Кто-то крошечку гриба,
Кто-то домик охраняет
От возможного врага.
В дом ведет дорожек много,
В нем не место для лентяев.
И скажу тебе я строго:
«Ты не обижай хозяев!»

(МУРАВЕЙ)

- К муравьям нужно относиться бережно, потому что они уничтожают вредных насекомых. К тому же муравьи рыхлят почву и переносят семена растений.

- Доскажи словечко:

Все жужжит она, жужжит,
Над цветочками кружит,
Села, сок с цветка взяла.
Мед готовит нам… ПЧЕЛА.
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят: у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я … ОСА.
Полоски словно у осы,
На брюшке капельки росы.
Смотри-ка, плюхнулся на хмель
Большой, мохнатый, толстый …ШМЕЛЬ.

- Шмеля и пчелу мы посадим на цветы. Они, как и бабочки, питаются нектаром и опыляют растения. А вот оса – хищное насекомое. Она, конечно, любит сладкие плоды, но в основном питается вредными насекомыми.

Физкультминутка-релаксация

(Звучит мелодия «Хрустальный вальс» – приложение 2.)
-Закройте глазки. Представьте себе летний солнечный день. Вы идете по лугу, любуетесь красотой природы.

Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.

- Кто наблюдательный? Взгляните на наш луг. Что изменилось? (появились МАЙСКИЙ ЖУК и БОЖЬЯ КОРОВКА)

- Какой жук получил свое название по названию месяца, в котором он появляется? (майский жук)

- А этот всем знакомый жучок сам расскажет о себе. Конечно, с помощью Саши. (Приложение 3.)

- Меня вы легко узнаете по пятнышкам на спинке. Коровкой меня прозвали за то, что умею выделять оранжевое «молочко». На самом деле это кровь. Она у меня едкая и неприятно пахнет. Из-за этого меня не едят ни птицы, ни ящерицы. Своей яркой окраской я предупреждаю врагов: «Не прикасайтесь! Я несъедобная!» Зато меня любят садоводы и огородники. Ведь я питаюсь тлёй, которая поедает растения и портит урожай.

- Что вас удивило?

- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Вы узнали, какие разные насекомые! И питаются они по-разному: одни едят растения, другие – мельчайшую живность, третьи – и то, и другое. Некоторые питаются кровью. Одни умеют летать, другие – нет! Одни жужжат, другие пищат, третьи стрекочут.

- Вспомните, по каким же признакам их в одну группу объединили? Вывешивается схема строения муравья – приложение 4. (6 ног, на теле насечки, тельце состоит из 3 частей: головы, грудки и брюшка.)

Задание № 2– в конверте от божьей коровки. (Приложение 5.)

- Найди, какую из трех божьих коровок художник изобразил верно, и раскрась ее.

Проверка: кто раскрасил первую? Кто вторую? Кто третью? Почему выбрали вторую?

-Молодцы! И с этим заданием справились!

Задание № 3: первый вариант возьмет конверт с желтой бабочкой, второй - с голубой. Будете выполнять задание по вариантам. Достаньте из конверта три картинки.

  • 1 вариант: голубь, воробей, стрекоза.
  • 2 вариант: паук, бабочка, кузнечик. (Приложение 6.)

-Догадайтесь, кто из трех животных лишний? Поднимите картинку. Обоснуйте свой выбор. (Ученик выходит к доске, называет лишнего, доказывает.)

-Вы отлично поработали! Давайте отдохнем!

Ритмичная физкультминутка

Дети поют песенку и выполняют танцевальные движения под музыку. (Приложение 2.)

Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят.

Чок – чок, каблучок!
В танце кружится сверчок.
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.

Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки!
Всё! Устали наши ножки!

- Назовите, о ком пели песенку? Это все насекомые?

Задание № 4

-Божья коровка предлагает вам сыграть в игру «Называй – не зевай»
Нужно передавать по кругу игрушку, называя насекомое. Кто не смог назвать или повторил сказанное, выбывает, садится на место. Побеждает последний участник. (Аплодисменты.)

Задание № 5

- Развитие насекомых в природе происходит с превращениями. Посмотрите сценку, которую приготовили Ира и Настя. После этого вам нужно будет ответить на вопрос: «Какие превращения происходили в этой сказке?»

Сценка по мотивам рассказа Берестова «Честное гусеничное» (Приложение 7.)
Дети отвечают на вопрос: «Какие превращения происходили в сказке?»
- Молодцы! Вы были внимательны! Оказывается, в природе происходит так: сначала бабочка откладывает яйца, из яиц появляются гусеницы. Гусеница усиленно питается, растет и превращается в куколку. Из куколки в свою очередь появляется бабочка. (СЛАЙДЫ – приложение 8.)

Задание № 6 в конверте от гусеницы:

- Сложите бабочек и узнаете их названия. Работайте в парах.

Проверка: как называется самая светлая бабочка? (КАПУСТНИЦА) Ее так назвали потому, что ее гусеницы поедают листья капусты. Какую бабочку вы узнаете по красным полосам на темном фоне? (АДМИРАЛ) В старину у военных начальников – адмиралов – были темные костюмы с красными лентами. За это сходство эту бабочку так и назвали. Бабочка МАХАОН считается одной из самых красивых бабочек нашей страны. К сожалению, стала редкой. Берегите ее!
- Вот вы и справились со всеми заданиями.
–А теперь предлагаю полюбоваться красотой бабочек.
Показ видеофильма «Бабочки» (Приложение 8.)

IV. Итог урока (Подвести детей к выводу, что все насекомые нужны.)

- Гусеницы - это злостные вредители, они уничтожают растения, а бабочки приносят пользу: собирая нектар с цветов, они опыляют растения.

- Может быть, надо уничтожить всех гусениц? Что тогда произойдет? (не станет бабочек, не будет корма птицам).

- Это значит, что как бы мы ни относились к насекомым, все они имеют право на существование, все они нужны.

V. Рефлексия

- Если вам было интересно выполнять задания, то возьмите красный цветок.

- Было трудно – синий.

- Давайте украсим поляну цветами.

- Еще краше стал наш луг! Я рада, что вам было интересно на уроке.

- Для вас, ребята, ученики 4 - го класса сделали подарки своими руками. (Оригами: бабочка, в сложенном виде – рыбка.)

- Какой будет тема следующего урока? Дети формулируют тему: «Кто такие рыбы?»


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений