Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Деревья леса

Урок в рамках методических дней для педагогов образовательных учреждений 
г. Мурманска
«Уроки педагогического мастерства»

Сущенко Елена Николаевна, учитель 2 квалификационной категории, МОУ СОШ № 42


Предмет: окружающий мир.

Тип урока:урок открытия  нового  знания.

Технологии: игровая, информационно-коммуникационная.

Цель: познакомить учащихся с особенностями некоторых деревьев, их применением.

Задачи:

  •  учить определять  и формулировать тему и цели урока;
  •  закреплять знания о строении дерева, его отличии от других групп растений;   
  • учить использовать различные виды наблюдения для качественного описания изучаемого объекта;
  • формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;
 воспитывать познавательный интерес к изучению природы, формировать бережное отношение к ней

 

Оборудование:

  • презентация;
  •  Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 – 5-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 160 с. – (Начальная школа ХХI века).
  •  на доске изображения лесной поляны, пня, дятла (Приложение 1);
  • ребус (Приложение 2);
  •  опорные слова (Приложение 3);
  • рабочие листы (Приложение 4);
  • карточки с изображением ели и сосны для парной работы (Приложение 5);
  • шифровка (Приложение 6);
  • гербарий  (дуб, сосна, ель, береза);
  • на партах для практической работы: гербарий «ель», «сосна», спил дерева;
  •  у каждого ребенка карточки с числами от 1 до 4 для ответов на вопросы теста;
  • выставка  изделий из дерева;

 

Ход урока

    • Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Закройте на минуту глаза. Прислушайтесь.
Звуки леса. (СЛАЙД)
- Представьте себе ясный солнечный день, почувствуйте запах свежести, дуновение ветерка, послушайте пение птиц.
- Откройте глаза. Мы с вами оказались на лесной поляне. (Учитель открывает доску. На доске изображение пня и деревьев: березы, дуба, сосны, ели.)

    • Формулирование темы и целей урока

- Разгадайте ребус, и вы узнаете тему урока. (Приложение 2)
- Тема урока - «Деревья леса». (Учитель открывает тему на доске.)
- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова. (Приложение 3)
Узнать:
Какие …?
Для чего …?
- На уроке мы узнаем, как красив, разнообразен и интересен  мир деревьев, для чего человек их использует.
- Посмотрите, какие красивые деревья в лесу! Только пенек грустит. Наверное, он вспомнил, что когда-то он тоже был красивым деревом.
Голос пенька:
-Ребята, разгадайте мой секрет: Каким я был деревом? Зачем меня спилили? (СЛАЙД)

    • Актуализация знаний

- Задания, которые мы будем выполнять на уроке, помогут нам разгадать секреты пенька.
Задание 1.
- Первое задание поможет нам вспомнить, что общего у всех деревьев.
- Возьмите рабочий лист,  проверьте: у девочек лист с буквой Д, у мальчиков - М. (Приложение 4)
- Прочитайте задание.
- Возьмите ручку, выполните задание.
Проверка. (СЛАЙД)
- Назовите части дерева по порядку.
- Ребята, листья и ветки дерева образуют крону. Посмотрите на лесные деревья. Она у всех разная по форме.
- Мы не знаем, какая крона была у пенька, когда он был деревом. Может быть, знают деревья…
- А могут ли деревья говорить?
- На нашей сказочной поляне могут. 

    • Открытие нового знания

- Мы послушаем разговор двух деревьев.
- Разгадайте первое дерево.
Стоит Алёна, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
- Какое это дерево? Как вы догадались?
- Легко узнать березу по белому стволу. Это дерево – символ России. Вот какие красивые стихи написал  о березке поэт Прокофьев Александр Андреевич.

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелеными серёжками…

- Как называется второе дерево, вы узнаете, выполнив задание № 2. (Приложение 4)
- Прочитайте задание. (Узнай, какое дерево живет дольше других.)

- Кто сможет прочитать числа?
- Какое из них наибольшее?
- Соедините число с названием дерева. (Дуб.)
- Как говорят про человека, который живет долго? (Долгожитель.)
- Вот и про дуб говорят, что он – дерево-долгожитель.
- Выполним задание 3 и узнаем, что нам расскажут о себе березка и дуб. (Приложение 4)
- Прочитай задание, девочки.  (Вставь из текста учебника «Берёза» (стр. 46 – 47) подходящие по смыслу слова. Прочитай  выразительно полученный рассказ.)
- Прочитайте задание, мальчики. (Вставь из текста учебника «Дуб» (стр. 45) подходящие по смыслу слова. Прочитай  выразительно полученный рассказ.)
-Внимательно прочитайте текст, затем впишите пропущенные слова.

Самостоятельная работа.
Проверка.
Для проверки вызвать девочку и мальчика. Надеть веночки.
- Какая красивая березка! И дуб красавец! Как красиво они сейчас нам о себе прочитают!
- Алина читает, а мы слушаем, девочки проверяют. Согласны?
- Захар читает, а мальчики проверяют. Согласны?
- Молодцы! Вы не просто прочитали, а передали характер деревьев.
-Такие разные два дерева, но ведь у них есть сходство. Какое? (У них листья, поэтому их называют лиственным)

Задание.
Приглашаются мальчик и девочка.
- Найдите в гербарии веточки этих деревьев. Сравните листья. (Дети находят в гербарии веточки дуба и березы, описывают, сравнивают листья, прикрепляют образцы на доску рядом с деревом.)
- Почему мы рассматриваем гербарий, а не вышли на улицу?
- Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев? (Листопад.)

Физминутка
- Вспомним осенний листопад. Встаньте.

Ветер по лесу летал,
Ветер листья разбросал.

-Спрячьте руки за спину.
Поищите глазами:
-Где дубовый?
-Где кленовый?
-Где рябиновый резной?
-Где с березки золотой?
-А вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
- Садитесь.

- А каким же деревом был пень, и какие  у него были листья? Старый дуб мне прошептал, что он помнит, какие.  Они были очень тонкие, как иголочки.
- Вы, ребята,  догадались, каким деревом был пень? (Предполагают.)
- Как называется эта группа деревьев? (Хвойные.)
- Почему их так назвали?
- Их листья называются хвоя. (Слово на доске).
- Прочитайте слово хором с ударением.

Работа с учебником.
- Прочитаем материал для любознательных на стр. 50 и узнаем, сбрасывают ли свои хвоинки эти деревья.
- Оттого что хвойные деревья сбрасывают свои хвоинки постепенно, не сразу, стоят эти деревья всегда зеленые. Их  называют вечнозелеными.
Задание.
- Возьмите картинки с изображением ели и сосны. Определите, где какое дерево. (Приложение 5)
Проверка.
- 1 вариант, поднимите картинку с изображением ели, 2 вариант – сосны.
- По каким признакам вы отличили ель от сосны? (Дети описывают кроны деревьев).
Задание.
- Проверим, умеете ли вы отличать их ветки и шишки.
- Посоветуйтесь в парах и подберите к каждой картинке ветку и шишку. Работайте дружно.

Проверка.
Одна пара отвечает у доски.
- Расскажи, какие иголки у ели, и какая шишка.
- А вы, ребята, слушаете и оцениваете.
- Расскажи про сосну.
- Кто согласен?
- У сосны иголки и у елки. Так мы и не определили, каким деревом был пень. Может, он сам нам поможет?
- Смотрите, он оставил нам свои веточки! А на ней шишка. (Возле пня веточка лиственницы с шишкой.)

Практическая работа. (Детям раздаются веточки лиственницы – по одной на парту.)
- Рассмотрите, сравните и определите – ель это, сосна, или, может, другое дерево? (Выслушиваются мнения.)
- Я знаю, почему вы затруднялись. Ель и сосна вам хорошо знакомы. Они растут в наших лесах. А это дерево в наших лесах не встречается. Молодцы те ребята, кто догадался! Где вы могли видеть лиственницу? (Лиственница растет в нашем городе. Ее посадили здесь люди для красоты.)
- Посмотрите сюжет и скажите, чем лиственница отличается от своих вечнозеленых сестер.
Просмотр видеосюжета. (СЛАЙД)
- Чем лиственница отличается от других хвойных растений?
- Почему лиственницу так назвали?
- Мы разгадали первую загадку пня?
- Какие деревья помогли нам?  (Береза, дуб, сосна, ель.) Мы и о них узнали много интересного.
- Что еще просил узнать пенек? («Зачем спилили?»)
- Для чего спилили такое красивое дерево - лиственницу? Предположите.

Задание.
- Если вы прочитаете  слова: мальчики - по слогам, девочки - по буквам, то узнаете, из каких частей состоит ствол дерева. (Приложение 6)

Практическая работа.
- Рассмотрите спил дерева.
- Чем отличается древесина от коры?
- Что можно увидеть на спиле? (Кольца).
- Знаете ли вы, что можно определить по кольцам?
- Посчитайте.

Работа с учебником.
- Для чего понадобилась древесина лиственницы, узнаем из учебника стр. 48.
- Найдите предложение, которое начинается со слова «Древесину…»
- Какими свойствами обладает древесина лиственницы? (Прочная и не боится воды.)
- Для чего человек ее использует?

Работа со словарной статьей учебника.
- Найдите в словаре, что такое сваи.
Физминутка «Елочка» (СЛАЙД)
(Дети повторяют движения за елочкой. В это время учитель переворачивает рот у пенька.)
-Мы разгадали обе загадки пня. И он заулыбался.
Работа с учебником.
-Узнаем, для чего человек использует древесину других деревьев. Откройте стр. 49. Рассмотрите таблицу.
-Прочитайте названия деревьев.
Задание.
-Девочки, узнайте об иве и пихте, мальчики – о дубе и клене. Возьмите карандаши, подчеркните названия изделий, которые делают из этих деревьев.
Проверка.
- Что делают из клена?
-Какая древесина у дуба и где ее применяют?
-Почему из ивовых веток плетут корзины?
-Для чего используют древесину пихты?
-Музыкальные инструменты делают также из древесины ели.

Игра  «Делают – не делают».
-Встаньте. Поиграем. Если назову предмет, который делают из дерева, изобразите дерево. Если нет, опустите руки.
-Балалайка, стул, утюг, тетрадь, бочка, ложка, карандаш, телефон, книга.
Если дети ошиблись, то показать ложку, сказать про бумагу. 

Демонстрация выставки.
-Рассмотрите выставку деревянных изделий. Шкатулки, игрушки, посуду научились делать мастера  по дереву.
Посмотрите слайды и подведите итог, для чего нужна древесина человеку? (СЛАЙДЫ)
Ученик обобщает.

Голос пня:
-Потрудились вы на славу
Разгадали мой секрет.
А теперь себя проверьте,
Выбрав правильный ответ. (СЛАЙД)

-Пень предлагает вам проверить себя, выполнив последнее 4 задание. (Приложение 4)
Тест. (СЛАЙДЫ)
 -У вас в коробке карточки с числами от 1 до 4. Приготовьте. А в рабочем листе 5 клеточек. Значит, будет 5 вопросов. После проверки каждого вопроса ставьте в клеточку + или -.
Вопрос 1. Зимой и летом одним цветом.
Вопрос 2. Как можно определить возраст дерева?
Вопрос 3. Дерево – символ России.
Вопрос 4. Какое дерево лишнее?
Вопрос 5. Из какого дерева получаются лучшие бочки?
- Оцените свой результат. Посчитайте количество правильных ответов и запишите, сколько баллов получилось.
- У кого 5 баллов? Вы успешно справились с тестом!

Включается звук «стук дятла». (СЛАЙД)
- Кто стучит? Это дятел нам хочет что-то сказать!
- Смотрите, здесь письмо. (Приложение 7)
- Это сигнал SOS. О чем бьет тревогу дятел?
- Объединитесь в четверки 1 и 2 парта и т.п. Обсудите, как сберечь леса.
Учитель подводит итог мнений.

    • Итог урока

- Наши деревья с поляны рады, что вы являетесь друзьями леса. Они передали вам подарки: шишки и желуди. Они пригодятся вам на уроках технологии.

    • Рефлекия

- Представьте, что мы – деревья.  Все разные. Наши руки – ветви. Если вы справились с заданиями, поднимите руки вверх. Если затруднялись, наклоните. Если работа на уроке вам доставила радость, пошелестите листиками-ладошками. Попрощайтесь с нашим помощником – пнем.

    • Домашнее задание (по выбору):
  • Нарисовать дерево, сочинить стих или загадку о нем.
  • Составить «паспорт» дерева, узнать об этом на стр. 50 – 51.
  • Нарисовать плакат «Береги лес» или составь письмо-жалобу от лица дерева, обращенное к человеку.
  • Выполнить задания в рабочей тетради.

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений