Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Ткаченко Ирина Викторовна, учитель первой квалификационной категории,
МОУ гимназия №10 г. Мурманска

Чувства лирического героя и способы их передачи в стихотворении А.С.Пушкина «Няне».

Урок в рамках методических дней для педагогов образовательных учреждений г. Мурманска
«Уроки педагогического мастерства»
3 класс, «Система Л. В. Занкова»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • формирование умения определять настроение лирического героя и видеть в тексте способы передачи чувств лирического героя.

Задачи:

  • познакомить с некоторыми фактами биографии поэта;
  • развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль;
  • учить анализировать стихотворный текст;
  • развивать аналитические и творческие способности, потребности в коммуникативной деятельности;
  • формировать умение понимать настроение героя.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

-Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас на уроке литературного чтения. В трёх разных словарях я нашла толкование одного и того же слова.
В словарях Ожегова и Ушакова даны такие значения: «Женщина или девушка, занимающаяся уходом за ребёнком, детьми. 1 .Санитарка в лечебном учреждении. 2. Работница детского сада, яслей». В словаре Даля: «нянька, нянюшка – женщина, которой поручен надзор за ребёнком, иногда пестун (м). Встарь, при девицах приставлялась няня, до самого замужества, и сохраняла это почётное звание навсегда»

-Что это за слово? О няне какого поэта или писателя вы знаете, слышали её имя?

  А кто он ей? Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью!
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала-
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.

II. Актуализация знаний, фиксация затруднений

- Перед вами три вопроса:

  1. В каком возрасте человеку нужна няня и почему? А няня Пушкину?
  2. Почему, за что и каким образом люди помнят свою няню? А Пушкин свою няню?
  3. Какой должна быть няня, чтобы ей посвятили стихи? А сколько стихотворений посвятил поэт няне? Какие чувства выразил поэт в стихотворении «Няне»?

Ответы на эти вопросы будем искать вместе сегодня на уроке.

III. Постановка цели деятельности

Вопрос №1.
(СЛАЙДЫ №1 - №10). Сообщение учителя.
А.С.Пушкин жил в то время, когда в России было крепостное право. Крестьяне назывались крепостными, потому, что были закреплены за помещиками и являлись их собственностью. Крепостных можно было продавать и покупать. Женщине, которая вырастила всех детей в семье Пушкиных, родители поэта предложили вольную, но она отказалась. Это- Арина Родионовна. Мы знаем о ней потому, что её всю жизнь любил и почитал Пушкин. Об этом было известно его друзьям, в письмах к нему они всегда передавали няне привет и спрашивали о ней. Жизнь Пушкина складывалась нелегко. Его вольнолюбивые стихи стали известны царю Александру

1. Он решил наказать поэта и выслал его из Петербурга. Это называлось ссылкой. А.С.не знал, как долго ему придётся жить в Михайловском, навещать ссыльного царь запретил, а письма шли очень долго. Единственным спасением было общение с няней, которая с радостью приняла своего любимца.
-Ответьте на первый вопрос урока.
- Можете ли вы ответить на следующие вопросы? Определите цель работы на уроке.

IV. Первичное восприятие текста

Вопрос № 2.
- За что Пушкин любил свою няню?
Рабочий лист №1.

Задание.
Прочитайте текст, ответ оформите схематично. Обоснуйте.

Вопрос № 3.
- Предположите количество стихотворений, посвящённых Арине Родионовне.
Рабочий лист №2.

Задание.
Прочитайте отрывки. Каким настроением проникнуты строки, посвящённые няне? Забыл ли поэт свою няню после её смерти?
- В вашем учебнике есть два стихотворения, посвящённых няне. С одним из них вы сегодня познакомитесь . Определите тему урока и поставьте задачу.

Тихая музыка, читает учитель наизусть.

- Поделитесь своими впечатлениями. Прочитайте текст самостоятельно. Найдите слова, которые вам непонятны?

Словарно – лексическая работа. * Кот Учёный
Светлица - в старину, светлая парадная комната в доме.
Горюешь, будто на часах – т.е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время долго тянется.
Вороты - устар. Ворота
Всечасно - постоянно.

- Какие словесные картины представили?
- Сколько картин может быть ? Как это определить?

Рабочий лист № 2.
Задание.

Заполните таблицу.
1 ряд – прочитайте 1 строфу, попробуйте записать словами картину к этим строчкам.
2ряд - 2 строфу.
3 ряд - 3строфу.

- Кто хочет прочитать свою словесную картину? Какие цвета надо выбрать для этой картины? Какую музыку подберём? Давайте соединим все три картины. Какие чувства вы передали? Зачем?
Вывод: чувства можно передать словом, цветом, музыкой.

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)

V. Анализ стихотворения

- В этом стихотворении Пушкин только автор или нет? Как определяют такого героя в литературе? Лирический герой (*выражены чувства автора), но в данном стихотворении он выражает любовь к няне – значит, это любовная лирика.

- Кот Учёный приготовил для вас словарь лирических чувств. Выберите те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне.
Подтвердите свой выбор словами из стихотворения.

- Найдите в тесте

сравнения (горюешь, будто на часах);
повторы (давно, давно);
метафору (медлят поминутно спицы);
эпитеты (дней суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых, глядишь в забытые вороты на чёрный отдалённый путь).

- Какой возникает образ няни?

Вывод: чтобы передать чувства словом, надо знать о средствах художественной выразительности : сравнение, повтор, олицетворение, метафора, эпитет, ритм и рифма, аллитерация (звукопись), интонация.
Шёпотом прочтите стихотворение. Что услышали? Какие звуки мы словно слышим – ш, ж, ш, с, ш, ч, д, п, щ, ч, т… Можно услышать звук спиц, шаги старой няни. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания. Музыкальный, почти песенный ритм.
*В тексте 16 существительных, 6 глаголов, 3 прилагательных, 3 причастия, 8 местоимений, из них-4 – личные. Это придаёт звучанию строк лирический, глубоко личный характер.
*1 предложение – обращение,
2 предложение - простое,
3-4 предложения – сложные, длинные, деление на строки и границы предложений не совпадают. Это передаёт взволнованность героя.
5 предложение – не закончено. Оно побуждает читателя к размышлению.

Определите с какой интонацией надо читать строки:
1-2 – с уважением, нежностью, восхищением. Дальше - грустно, спокойно, в раздумье
Работа над выразительностью чтения.
Возьмите тексты, напечатанные на листах. По памятке, помещённой ниже, расставьте паузы, логическое ударение, обратите внимание на остальные пункты памятки.

Чтение
Послушать несколько чтецов.
А теперь откройте ещё один секрет этого стихотворения - оторвите полоску бумаги. Что увидели? Да, А.С.Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике. Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? Обратите внимание на знак препинания…

Инсценировка
Определите жанр стихотворения.( Послание, адресованное няне. )Сколько героев? Назовите их . Как читать Пушкину? Что должна делать няня? Распределение ролей, элементы костюмов.
На экране картинка – светлица няни, няня садится у окна. (СЛАЙДЫ № 12 -№15)
На экране – кабинет поэта. Пушкин садится за стол, пишет послание. (СЛАЙДЫ №16 - №17)

VI. Итог урока

- Вернемся к главному вопросу урока. Почему это стихотворение авторы учебника поместили в главу « Мир нуждается в нашей защите»?

VII. Рефлексия деятельности

Рабочий лист №3 .

Задание.
Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.
Р - работал с удовольствием.
У - у меня многое получилось.
К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.
- Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок.

Оценивание.

VIII. Домашнее задание (по выбору):

1. Выучите стихотворение наизусть.
2. Из рабочих листов создайте свою книжку- малышку о няне А.С.Пушкина, добавьте рисунки к стихотворению.
3. Проведите математический анализ стихотворения : подсчитайте количество указанных букв и каждую строчку представьте в виде цветовой схемы.

- Спасибо за работу.

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений