Педагогическая мастерская
Ткаченко Ирина Викторовна, учитель первой квалификационной
категории,
МОУ гимназия №10 г. Мурманска
Чувства лирического героя и способы их передачи
в стихотворении А.С.Пушкина «Няне».
Урок в рамках методических дней для
педагогов образовательных учреждений г. Мурманска
«Уроки педагогического мастерства»
3 класс, «Система Л. В. Занкова»
Предмет: литературное чтение
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
- формирование умения определять настроение лирического героя
и видеть в тексте способы передачи чувств лирического героя.
Задачи:
- познакомить с некоторыми фактами биографии поэта;
- развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования,
умения выделять в тексте изобразительно- выразительные средства
и определять их роль;
- учить анализировать стихотворный текст;
- развивать аналитические и творческие способности, потребности
в коммуникативной деятельности;
- формировать умение понимать настроение героя.
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
-Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас на уроке литературного
чтения. В трёх разных словарях я нашла толкование одного и того
же слова.
В словарях Ожегова и Ушакова даны такие значения: «Женщина
или девушка, занимающаяся уходом за ребёнком, детьми. 1 .Санитарка
в лечебном учреждении. 2. Работница детского сада, яслей». В
словаре Даля: «нянька, нянюшка – женщина, которой поручен
надзор за ребёнком, иногда пестун (м). Встарь, при девицах приставлялась
няня, до самого замужества, и сохраняла это почётное звание навсегда»
-Что это за слово? О няне какого поэта или писателя вы знаете,
слышали её имя?
|
А кто он ей? Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью!
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала-
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила. |
II. Актуализация знаний, фиксация затруднений
- Перед вами три вопроса:
- В каком возрасте человеку нужна няня и почему? А няня
Пушкину?
- Почему, за что и каким образом люди помнят свою няню?
А Пушкин свою няню?
- Какой должна быть няня, чтобы ей посвятили стихи? А
сколько стихотворений посвятил поэт няне? Какие чувства выразил
поэт в стихотворении «Няне»?
Ответы на эти вопросы будем искать вместе сегодня на уроке.
III. Постановка цели деятельности
Вопрос №1.
(СЛАЙДЫ №1 - №10). Сообщение учителя.
А.С.Пушкин жил в то время, когда в России было крепостное право.
Крестьяне назывались крепостными, потому, что были закреплены за
помещиками и являлись их собственностью. Крепостных можно было продавать
и покупать. Женщине, которая вырастила всех детей в семье Пушкиных,
родители поэта предложили вольную, но она отказалась. Это- Арина
Родионовна. Мы знаем о ней потому, что её всю жизнь любил и почитал
Пушкин. Об этом было известно его друзьям, в письмах к нему они
всегда передавали няне привет и спрашивали о ней. Жизнь Пушкина
складывалась нелегко. Его вольнолюбивые стихи стали известны царю
Александру
1. Он решил наказать поэта и выслал его из Петербурга. Это называлось
ссылкой. А.С.не знал, как долго ему придётся жить в Михайловском,
навещать ссыльного царь запретил, а письма шли очень долго. Единственным
спасением было общение с няней, которая с радостью приняла своего
любимца.
-Ответьте на первый вопрос урока.
- Можете ли вы ответить на следующие вопросы? Определите
цель работы на уроке.
IV. Первичное восприятие текста
Вопрос № 2.
- За что Пушкин любил свою няню?
Рабочий лист №1.
Задание.
Прочитайте текст, ответ оформите схематично. Обоснуйте.
Вопрос № 3.
- Предположите количество стихотворений, посвящённых Арине Родионовне.
Рабочий лист №2.
Задание.
Прочитайте отрывки. Каким настроением проникнуты строки, посвящённые
няне? Забыл ли поэт свою няню после её смерти?
- В вашем учебнике есть два стихотворения, посвящённых няне. С одним
из них вы сегодня познакомитесь . Определите тему урока
и поставьте задачу.
Тихая музыка, читает учитель наизусть.
- Поделитесь своими впечатлениями. Прочитайте текст самостоятельно.
Найдите слова, которые вам непонятны?
Словарно – лексическая работа. * Кот Учёный
Светлица - в старину, светлая парадная
комната в доме.
Горюешь, будто на часах – т.е. когда у
человека плохое настроение, то кажется, что время долго тянется.
Вороты - устар. Ворота
Всечасно - постоянно.
- Какие словесные картины представили?
- Сколько картин может быть ? Как это определить?
Рабочий лист № 2.
Задание.
Заполните таблицу.
1 ряд – прочитайте 1 строфу, попробуйте записать
словами картину к этим строчкам.
2ряд - 2 строфу.
3 ряд - 3строфу.
- Кто хочет прочитать свою словесную картину? Какие цвета надо
выбрать для этой картины? Какую музыку подберём? Давайте соединим
все три картины. Какие чувства вы передали? Зачем?
Вывод: чувства можно передать словом, цветом, музыкой.
ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)
V. Анализ стихотворения
- В этом стихотворении Пушкин только автор или нет? Как определяют
такого героя в литературе? Лирический герой (*выражены чувства автора),
но в данном стихотворении он выражает любовь к няне – значит, это
любовная лирика.
- Кот Учёный приготовил для вас словарь лирических чувств. Выберите
те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне.
Подтвердите свой выбор словами из стихотворения.
- Найдите в тесте
сравнения (горюешь, будто на часах);
повторы (давно, давно);
метафору (медлят поминутно спицы);
эпитеты (дней суровых, голубка дряхлая моя, одна
в глуши лесов сосновых, глядишь в забытые вороты на чёрный отдалённый
путь).
- Какой возникает образ няни?
Вывод: чтобы передать чувства словом, надо знать
о средствах художественной выразительности : сравнение, повтор,
олицетворение, метафора, эпитет, ритм и рифма, аллитерация (звукопись),
интонация.
Шёпотом прочтите стихотворение. Что услышали? Какие
звуки мы словно слышим – ш, ж, ш, с, ш, ч, д, п, щ, ч, т… Можно
услышать звук спиц, шаги старой няни. Эти звуки подчёркивают тишину
ожидания. Музыкальный, почти песенный ритм.
*В тексте 16 существительных, 6 глаголов, 3 прилагательных, 3 причастия,
8 местоимений, из них-4 – личные. Это придаёт звучанию строк лирический,
глубоко личный характер.
*1 предложение – обращение,
2 предложение - простое,
3-4 предложения – сложные, длинные, деление на строки и границы
предложений не совпадают. Это передаёт взволнованность героя.
5 предложение – не закончено. Оно побуждает читателя к размышлению.
Определите с какой интонацией надо читать строки:
1-2 – с уважением, нежностью, восхищением. Дальше - грустно, спокойно,
в раздумье
Работа над выразительностью чтения.
Возьмите тексты, напечатанные на листах. По памятке, помещённой
ниже, расставьте паузы, логическое ударение, обратите внимание на
остальные пункты памятки.
Чтение
Послушать несколько чтецов.
А теперь откройте ещё один секрет этого стихотворения - оторвите
полоску бумаги. Что увидели? Да, А.С.Пушкин написал 13 строчек,
а не 12, как в учебнике. Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? Обратите
внимание на знак препинания…
Инсценировка
Определите жанр стихотворения.( Послание, адресованное няне. )Сколько
героев? Назовите их . Как читать Пушкину? Что должна делать няня?
Распределение ролей, элементы костюмов.
На экране картинка – светлица няни, няня садится у окна. (СЛАЙДЫ
№ 12 -№15)
На экране – кабинет поэта. Пушкин садится за стол, пишет послание.
(СЛАЙДЫ №16 - №17)
VI. Итог урока
- Вернемся к главному вопросу урока. Почему это стихотворение
авторы учебника поместили в главу « Мир нуждается в нашей защите»?
VII. Рефлексия деятельности
Рабочий лист №3 .
Задание.
Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.
Р - работал с удовольствием.
У - у меня многое получилось.
К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.
- Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок.
Оценивание.
VIII. Домашнее задание (по выбору):
1. Выучите стихотворение наизусть.
2. Из рабочих листов создайте свою книжку- малышку о няне А.С.Пушкина,
добавьте рисунки к стихотворению.
3. Проведите математический анализ стихотворения : подсчитайте количество
указанных букв и каждую строчку представьте в виде цветовой схемы.
- Спасибо за работу.
|