Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Ткаченко Ирина Викторовна, учитель первой квалификационной категории,
МОУ гимназия №10 г. Мурманска

Урок в рамках конкурса «Учитель города - 2010» г. Мурманска
Номинация «Педагогический поиск », сентябрь2010г.

Предмет: литературное чтение.

Тема урока:

«Художественный образ в разных видах искусства. А.Пушкин «Тиха украинская ночь», А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре. Музыкальные произведения Шопена, Чайковского, Дебюсси, Бетховена».

2 класс, система Л.В.Занкова

Учитель: Ткаченко Ирина Викторовна, гимназия №10 г. Мурманска

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • формирование эстетической восприимчивости (умения воспринимать окружающий мир с позиции прекрасного) через определение средств, которыми пользуются писатель, художник, композитор при создании близких образов.

Образовательные задачи:

  • познакомить с некоторыми фактами биографии поэта, отрывком из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина;
  • развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль;
  • продолжить обучение приёмам анализа текста лирического произведения;
  • учить определять средства создания образов в разных жанрах искусства через знакомство с музыкальными произведениями К.Дебюсси, Ф.Шопена, картиной А.Куинджи.

Развивающие:

  • развивать аналитические и творческие способности, потребности в коммуникативной деятельности;
  • формировать умение понимать настроение лирического героя и автора произведения разных жанров искусства.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к классической литературе, музыке, живописи, любовь к природе.

Оборудование:

для учителя:

• учебник,
• художественные эпиграфы к уроку ( музыкальный фрагмент, картина, рисунок),
• презентация по теме урока,
рабочие листы для учащихся (текст для разметки, словарь настроений),
• иллюстративный материал для создания картины к тексту,
• музыкальное сопровождение,

для учащихся:

• учебники,
• рабочие листы для каждого ребёнка, белые полоски бумаги,
• карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами и надеюсь на полезное сотрудничество. Увидеть похожее – в разном. Когда такое может быть? Вокруг нас столько разного, и мы остановимся на трёх областях искусства: литература, музыка, живопись ( на доске появляются таблички со словами).

II. Актуализация знаний, фиксация затруднений

Прочитать, услышать, рассмотреть. А как же цель - увидеть похожее? Его надо искать, анализировать, сравнивать. Вот такую задачу мы поставили себе на урок.
А что похожее мы будем искать, определите по трём художественным эпиграфам к уроку.

  1. рисунок ночи, луны
  2. слова В.А.Жуковского (читает учитель)

    «И ночь уж на небо взошла
    И тихо на небе зажгла
    Гостеприимные огни »

3. фрагмент «Лунной сонаты».

Ребята, может кто-то знает это произведение? Назвать автора, название. Появляется рисунок скрипки.
Определите тему нашего поиска. Ночь, луна.
Ребята, а когда луна может притягивать взор поэта, художника, композитора? А в какое время года? Давайте будем проверять наши гипотезы

III. Построение проектов выхода из затруднений. Первичное восприятие

1 блок - литература
Чтение отрывка учителем наизусть.
Обменяемся мнениями по поводу наших гипотез.
Кто автор произведения? Название? Обратимся за помощью к книге. Прочитайте текст про себя, определите слова, значение которых вам не совсем понятно.
Словарная работа.
Дети называют незнакомые, трудные слова, учитель вывешивает на доске карточки с этими словами. Часть значений прочитать в словаре учебника, часть могут объяснить одноклассники, используем приём объяснения смысла через подбор синонимов из заранее подготовленных слов.
Дремота
Превозмочь - по словарю, подбор синонимов
Трепещут – подбор синонимов
Гетман - по словарю
Белая Церковь - название города на Украине (сказать самой)
Блещут – подбор синонимов
Озаряет – подбор синонимов
Чтение в целом.
Понравился текст? Кто автор? Как вы думаете, Пушкин видел лунную ночь на Днепре?
( Пушкин видел лунную ночь на Днепре, когда находился в ссылке)
Почему нет названия? Это не стихотворение, а отрывок из поэмы «Полтава», можно называть его текст, ОТРЫВОК, ФРАГМЕНТ.
Какую картину вы себе представили? Какие предметы в темноте озаряются, блещут, сверкают? (искать по тексту)
Прочитайте текст про себя и подумайте, чьи чувства выражены в отрывке. Чувства – лирика, герой – лирический.
Как надо читать этот текст?
Давайте расставим паузы-остановки и паузы побольше. Работа на печатных листах, разметка текста, ударение.
Чтение «ЭХО»
Кто прочитает выразительно?
Каждая ли строчка выражает законченную мысль? Можно ли сказать, что природа у Пушкина как живая. Докажите словами текста. Этот приём называется олицетворение.
Благодаря чему, читая эти строки, мы представляем себе картину?
Попробуем нарисовать наш художественный образ – словесное рисование с аппликацией у доски. (Дети «рисуют» картину по каждой строчке, начиная с белого листа, заменяя его тёмно-синим фоном ночи. Все материалы необходимо заранее вырезать из цветной бумаги, продумать быстрое соединение элементов картины. На каждую строчку лучше вызвать нового ученика, т.к. у каждого своё видение ночи.)
Получилась картина тихой украинской ночи (мини-проект).
Мы подбирали с вами синонимы к словам, чтобы объяснить значение. А теперь сравните, если мы заменим всего 4 слова, что произойдёт с текстом автора? (Дать хорошо читающему ученику текст с заменой слов) Образ потерялся. При помощи чего Пушкин создал художественный образ лунной ночи? СЛОВО
Перечитайте эти замечательные строки.
Возьмите словарь чувств и ощущений, подчеркните те, которые возникли у вас при работе с текстом. Кто хочет поделиться? Почему такие? Как тонко вы прочувствовали произведение, образ отложился в вашей голове и душе.

ФИЗМИНУТКА

Изобразите, как трепещут листы серебристых тополей.
Поищите звёзды на стенах вашего кабинета.
Поднимите глаза вверх, как будто мы ищем луну на небе.

V. Работа по анализу художественного образа лунной ночи в живописи и музыке, поиск средств создания образа

2 блок – живопись
Продолжим поиск.
А что необходимо художнику, чтобы создать образ на холсте?
Найдите в учебнике на 20 странице репродукцию картины. Что значит слово репродукция, узнаем из словаря.
Обратимся к картине. Чем хочется поделиться?
Работа с презентацией. СЛАЙД № 1
А.И.Куинджи – величайший художник лунной темы. Он необычайно красиво изображал лунный свет. Когда художник выставлял свои картины, то зрители предполагали о существовании какого-то секрета. Говорили о цветных стёклах, сквозь которые художник смотрел на природу, о лунных красках, которые сами изобразят свет луны. Были и такие недоверчивые, что подходили к Куинджи и просили разрешения посмотреть за картину – не спрятан ли там источник света, не написана ли картина на стекле. А.И.Куинджи – певец лунной украинской ночи.
Давайте поразмышляем над картиной.
Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете репродукцию?
Идёт первое знакомство с репродукцией, картина рассматривается по частям, учитель комментирует, дети дополняют. Обратим внимание на композицию: Днепр,
берега,
деревушка,
одинокая мельница,
а в центре? Столбы света из-за облаков. СЛАЙДЫ № 2-7
Если долго смотрим, не возникает ощущение сгущающейся темноты? Возьмите белые полоски бумаги, прикройте на репродукции изображение Днепра. Отведите лист в сторону, что произошло? Попробуйте ещё раз?
Приём – контраст.
С помощью чего был создан художественный образ у Куинджи? КРАСКИ
Совпадает общее настроение со словами Пушкина «Тихо – тихо всё кругом…»?
Вернитесь к словарю чувств. Произошли ли совпадения? КАКИЕ? УДАЛОСЬ ЛИ НАМ НАЙТИ ПОХОЖЕЕ В РАЗНОМ?

3 БЛОК – МУЗЫКА
Продолжим поиск. Описание украинской ночи поэтом и художником раскрывают нам не только удивительную картину летней ночи, но и показывают гармонию мира, напоминают, что человек – часть природы , и не имеет права разрушать эту гармонию злостью, глупостью, плохими поступками.
Музыка тоже создаёт образ. Какими средствами? ЗВУКИ
Обратитесь к тексту. Ещё раз посмотрите на картину. Задание: прослушайте 2 произведения и определите, какое из них точнее совпадает по образу лунной ночи с текстом Пушкина и картиной Куинджи?

1. Шопен. Ноктюрн ( в переводе – ночной, ночная песня) СЛАЙД № 8
2. Дебюсси. Лунный свет. СЛАЙД № 9

Под какую музыку вам хочется читать строчки Пушкина? Спросить 2-3 человек.
Чьё чтение понравилось больше? Почему? Сравните свои ощущения с теми, что уже подчёркивали сегодня. Что скажете? Что совпало? Почему?
А теперь попробуйте отгадать мои загадки. Кто создаёт художественный образ при помощи слов? ПОЭТ
Кому для создания образа обязательно понадобятся краски, цвета, оттенки? ХУДОЖНИКУ
Кто должен правильно и точно расставить все звуки, чтобы у нас появился художественный образ от того, что мы услышим? КОМПОЗИТОР
На доске появляется схема:
Литература – слово – поэт
Музыка – звуки – композитор
Живопись – краски - художник
Вернёмся к задаче, которую мы ставили на урок: увидеть похожее – в разном. Смогли мы решить задачу? Почему?

VI. Итог урока
Подведём итог урока. Искали похожее в разном. Попробуйте сделать первый вывод, используя три группы слов, которые образовались на доске, и художественный образ.
1.РАЗНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА РАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ МОГУТ СОЗДАТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
Второй вывод попробуйте сделать, обращаясь к словарю чувств и ощущений.
2.РАЗНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ.

VII. Рефлексия деятельности

Ребята, перед вами две неоконченные фразы. ( на доске таблички)
Выберите ту, которая отражает ваше настроение, полученные знания, впечатление от урока. Кто хочет поделиться?
-Урок заставил меня задуматься…
-Наш урок заканчивается, и я хочу сказать…
Учитель делится своими впечатлениями, отмечает особо отличившихся учащихся.

VIII.Домашнее задание (по выбору)
Каждому человеку ближе определённый вид искусства. И вы можете выбрать домашнее задание, которое вам интересно.
1. Выучить отрывок наизусть.
2. Создать свой образ луны при помощи красок.
3. Найти музыкальные произведения, где уже создан образ лунной ночи, и познакомить с произведением одноклассников.

Наш урок окончен. Спасибо за работу!

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений