Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Конспект урока по русскому языку
4-й класс.

Учитель I категории Варлакова Ю.Б. МОУ гимназия № 8

Тема урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на з,с.»
(урок проведен с использованием презентации, в форме компьютерной игры)

1. Мотивация к учебной деятельности.
Голос компьютерного героя (котенка): «Привет, всезнайки! Вы любите компьютерные игры? Тогда сыграем вместе. Смелее вперед! По дорогам русского языка»

2. Минутка чистописания. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:
Чтобы начать игру необходимо ввести пароль. Элементы, каких букв исчезли с экрана? Какое слово записано? (это слово «код»). Попробуйте разгадать и сам код, что может быть зашифровано цифрой? (цифра обозначает порядковый номер буквы в слове). Пользуясь полученным кодом, выпишите из слов буквы.
Смех-3
Халва-1
Мороз-4
Парад-5
Ковер-3
Копилка-3
Коридор-7
Птицы-5
Какие буквы вы выписали? (е, х, о, д, в, п, р, ы). Какую букву можно исключить? (буква ы не бывает заглавной) На какие группы можно разделить буквы? (буквы, называющие гласные звуки и буквы, называющие согласные звуки). На какие группы можно разделить буквы, называющие согласные звуки? (на буквы, называющие звонкие согласные и глухие согласные).

Голос котенка: «Муррр. Пароль принят. Вы в игре»
Учитель: Посмотрите, буквы сложились в слова: вход, переход, ход, выход. Мы вошли в игру, в которой будем делать ходы, переходить с уровня на уровень и должны будем найти выход. Какое слово на экране можно исключить? (слово «ход», в нем нет приставки)

3. Создание ситуации успеха.

Что вы знаете о приставках? Как пишутся приставки? Котенок предлагает вам выполнить следующее задание.

  н.. ..т пр.. з.. по..
Гадать 1 2 3 4 5
колоть 6 7 8 9 10

1 вариант-1, 4, 5
2 вариант- 7, 8, 9
Пользуясь предложенным кодом, образуйте новые слова при помощи приставок. Запишите. (1 вариант – нагадать, загадать, подгадать; 2 вариант – отколоть, проколоть, заколоть). Назовите полученные слова и объясните написание приставок. Молодцы, вы очень хорошо умеете писать слова с приставками.

4. Физминутка.

Ребята, посмотрите: котенок куда-то исчез, а вместо него появилась бабочка. Наверняка, она знает, куда отправился наш герой. Давайте проследим за бабочкой и найдем котенка. Но следить за ней будем с закрытыми глазами. Закройте глаза. Бабочка села на окно, поднялась к потолку, перелетела на дверь, опустилась на пол, села вам на кончик носа.
Откройте глаза. Вот котенок и вернулся.

5. Постановка учебной задачи.

Ребята, наш герой предлагает составить еще два слова с приставкой ра..-. Какие слова поучились? (разгадать и расколоть). Как мы напишем приставку в этих словах? (важно вызвать детей на спор, выслушать разные мнения и придти к выводу, что пока они не владеют нужными знаниями) Как же узнать, как грамотно написать эти слова? (нужно обратиться к словарю). Оказывается, в слове разгадать пишется приставка раз-, а в слове расколоть – приставка рас-. Как же так? Вы говорили, что приставки пишутся одинаково, а в данном случае приставки пишутся по-разному? На самом деле, в русском языке есть группа приставок, которые могут оканчиваться на з или с. Это приставки:

раз- рас-  
без- бес-  
из- ис-  
воз- вос-  
через- черес-  

Вы можете ответить на вопрос: когда приставка, оканчивается на з, когда на с? (нет, не можем, не знаем). Давайте пока поставим вопрос.
Сформулируйте тему урока, которая будет и названием нашей компьютерной игры. (правописание приставок, оканчивающихся на з, с.)
Голос котенка: «Вы перешли на уровень открытия новых знаний»

6. «Открытие» новых знаний.

Итак, что мы должны узнать? (когда в приставках, оканчивающихся на з, с. пишется з, когда – с.). Я предлагаю вам попробовать ответить на этот вопрос, работая в парах. На карточках записаны слова с приставками, оканчивающимися на з, с. Проанализируйте эти слова, попробуйте догадаться, от чего зависит выбор буквы. Тем, кто будет испытывать затруднения, поможет карточка №2,
Карточка 1.

безвредный бесчестный
разведчик распечатка
известный искоса
возглас воспитание

Карточка 2.

  1. Выдели корень в словах.
  2. Выдели приставку.
  3. Подчеркни первую букву корня в словах первого столбика. Выпиши их.
    __________________________________________
  4. Подчеркни первую букву корня в словах второго столбика. Выпиши их.
    ___________________________________________
  5. Сравни полученные группы. Что ты заметил?

Для тех, кто раньше справится с заданием:
Карточка 3.

Пользуясь «открытым» правилом, вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по словарю. Правильный вывод вы сделали?

Бе__помощный, ра___валина, и____вестный, и__мученный.

(Дети работают в парах)
Итак, кто готов сделать вывод?
(В приставках, оканчивающихся на З (С), перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С.) Сравним наш вывод с правилом из учебника. Молодцы, вы оказались абсолютно правы.
Котенок, тоже хочет выучить новое правило. Попробуйте рассказать его так, как это сделал бы наш герой.
А как это правило рассказал бы тигренок?
Теперь давайте вернемся к словам разгадать и расколоть. Пользуясь «открытым» правилом, докажите, какую букву надо писать в приставке.

7. Физминутка (танцевальная)

Голос котенка: «Ребята, а сейчас в нашей игре музыкальная пауза и я приглашаю вас потанцевать под мою веселую песенку о приставках»

 

Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, раз-, через-, из- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки - это непоседы.
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

8. Применение новых знаний.

Как же надо действовать при написании приставок, оканчивающихся на З (С)? (составление алгоритма)
Голос котенка: «Вы допущены к новому уровню»
Прочитайте текст.

Компьютерная игра не просто развлечение. Её герои могут многому нас
научить. Вот ____________________________ чудовище сражается с _____________________________ рыцарем. ________________________
злодей собирается расправиться с ___________________ гномами,
воспрепятствовать ему может только отважный герой. Смелый принц спасает прекрасную принцессу.
Нажмешь кнопку – виртуальный мир исчезнет. Каким будешь ты в реальной жизни – решать тебе.
Слова для справок:
Бе_ жалостный, бе__честный, бе__защитный, бе____страшный,
бе__корыстный, ра___судительный.

Как вы понимаете слово «виртуальный»?
О чем этот текст? (о компьютерных играх). Какая главная мысль этого текста? Прежде чем ответить на этот вопрос, прочитайте еще раз последнее предложение. (каждый человек делает выбор, каким он будет в жизни).
Найдите слова для справок. Пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные буквы. (проверка при помощи карточек с буквами з, с)
Дайте толкование слов рассудительный, бескорыстный. (словарь Даля).
Что общего у всех этих слов? (имена прилагательные). Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (делают речь более яркой, эмоциональной, выразительной). На месте пропусков в текст, вставьте подходящие по смыслу слова.
(проверка устно).
Какими бы вы хотели стать в жизни? Ответьте на вопрос, используя предложенные слова.

9. Рефлексия.

Голос котенка: «Чтобы успешно завершить игру, вам необходимо выполнить задание»
Из предложенных ответов, выберите верный и запишите соответствующую ему букву.
Приставка со словом пишется:
О) слитно
С) раздельно
Приставки на-, за-,по-, под-, над, от- пишутся:
Б) всегда одинаково
В) по-разному
Выбор буквы в приставках, оканчивающихся на З (С) зависит от:
Ж) последней буквы корня
Е) первой буквы корня
Если корень начинается с глухого согласного, то в приставке пишется:
Т) З
Д) С
Если корень начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется:
А) З
Б) С
( у детей получается слово «Победа»)
Голос котенка: «Поздравляю! Вы победили!»
В конце урока я хочу вам пожелать сделать правильный выбор в жизни, а также желаю вам: «Прекрасного расположения духа и приподнятого настроения!». Ребята, а в этом предложении есть слова с приставками? Какие приставки в словах «прекрасного» и «приподнятого»? Одинаково ли они пишутся? О правописании приставок при-, пре- вам еще предстоит узнать.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений