Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Высиканец Марина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 18

Однокоренные слова

Урок русского языка

1 класс

ЗАМЫСЕЛ И ПРОЕКТ УРОКА

Открытый урок русского языка, который будет предложен вашему вниманию, проводится в 1 классе.
При подготовке к уроку учитывала уровень обученности и обучаемости моих детей. Приняла во внимание их индивидуально-психологические особенности: это ученики разного уровня подготовки; в основном дети левополушарные; 2/3 учащихся -визуалы (зрители) и кинестетики (деятели) и лишь треть - аудиалы (слушатели). Этим и объясняется тот факт, что у части детей недостаточно развито речевое, образное или абстрактное мышление. Но я хорошо понимаю, что для успешного обучения нужно развивать у учащихся все три канала восприятия, оба полушария, и стараюсь это делать.
Класс, в котором я проведу урок, работает по образовательной системе «Школа 2100». Я стараюсь осуществлять личностно ориентированный подход к обучению. А обучение и развитие личности связано прежде всего с рефлексией. Поэтому начинаю учить детей рефлексивной деятельности с 1 класса. Планируя уроки, и сегодняшний в том числе, стараюсь излагать материал на доступном для учащихся уровне с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание, чтобы развивать все каналы восприятия и способствовать развитию ребенка. Кроме того, сегодня на уроке вы увидите интеллектуальную рефлексию (что понял, что не понял, какие затруднения испытывал), она будет осуществляться через техники «Закрой глаза», «Солнышко», «Я - МЫ -ДЕЛО».
Тема сегодняшнего урока «Однокоренные слова». Имя урока «Слова-родственники». Тип урока: закрепление знаний и способов действия. Это определило цель, задачи урока, его структуру, а также формы и методы организации деятельности учащихся.

Цели, которые я ставлю:

  • развивать умение распознавать родственные слова;
  • формировать у детей интерес к историческому прошлому родного края;
    способствовать развитию внимания, мышления, умению сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
  • мотивировать учеников к познанию через рефлексию и развивать рефлексивные
    возможности.

Методы работы, которые я планирую использовать на уроке:

  • беседа
  • самостоятельная работа
  • частично-поисковый метод
  • сотрудничество детей с учителем и между собой.

Организационные формы:

  • работа в парах о учебный диалог

Использование рефлексивных техник на уроках в начальной школе

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Для этого периода очень важна сформированность «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без рефлексивной культуры. И ученые, и практики называют рефлексию одним из обязательных этапов любого учебного занятия.
Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе я и начинаю обучать школьников рефлексивной деятельности. Рефлексия выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия), отражает внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия), является средством самопознания. Ребенок осознает потребность в учебной деятельности и ее цель, а также понимает учебную задачу в рамках урока, способ деятельности, направленной на ее решение, и обосновывает, почему именно так, а не иначе он ее осуществляет. Ученик соотносит свой результат с целью деятельности, осмысливает, достиг ли он цели и почему или по каким причинам не смог этого сделать.
Передо мной как учителем начальных классов стоит задача так организовать урок, чтобы стимулировать рефлексию учащихся. Для осознания цели деятельности младшему школьнику необходимо ощутить потребность в деятельности. Это происходит, когда ученик сталкивается с противоречием между имеющимися у него знаниями и тем, чего он еще не знает. После этого осознает свое незнание и словесно формулирует его в виде учебной задачи. Таким образом, формируется внутренний мотив к выполнению учебной деятельности. Например, при изучении новой темы «Сложные слова» учащимся сначала предлагаю вспомнить способы образования слов в русском языке, а потом задаю вопрос:
- Как вы думаете, а есть еще другие способы образования новых слов?
Учащиеся осмысливают границу своего знания: слова образуются приставочным,
суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Попадают в новые условия: в одйокоренных словах пар - паровые, пароход, паровоз определяют способ образования.
- Кто догадался, как образованы слова «пароход» и « паровоз»!
Совместно мы делаем вывод, что, оказывается, сложение бывает не только в математике! Это маленькое открытие позволяет детям определить цель урока. Организация осознания границ знания и незнания осуществляется не только на этапе постановки учебной задачи, но и на этапе закрепления, а также на уроке систематизации знаний.
Понимание способа действия позволяет ученику обосновывать решение частных задач, сознательно осуществлять контроль и оценку собственной деятельности. После выполнения каждого задания учащиеся выявляют причины ошибок, соотносят результат выполнения задания с его целью.
При подведении итога урока важна актуализация новых знаний, которые дети получили на занятии. Необходимо соотнесение учебной задачи и результатов урока. Это также стимулирует рефлексию, которая осуществляется через различные рефлексивные техники.
Их можно использовать на разных этапах урока. На начальном этапе учебного занятия стараюсь организовать учеников на работу, привлечь их внимание. В этом мне помогает рефлексивная техника «Мои ожидания»:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока.
Как вариант использую технику «Шкала самооценки». Для этого прошу ребят в начале урока оценнить себя, обозначив на шкале значком, на каком уровне находятся их знания по теме. В конце урока возвращаюсь к этому заданию. Дети видят, насколько пополнились их знания, объективно оценивают себя.
При взаимодействии с учащимися использую учебную рефлексию, отражающую интеллектуальную сферу человеческой сущности. Она осуществляется через технику «Мудрые совы»: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:

« + » - знаю « - » - не знаю
« ! »- узнал новое « ? » - удивило



Обязательное условие для такой работы:

  • наличие в тексте как знакомой, так и новой информации (Конечно, для кого-то новой информации будет много, а кто-то будет ощущать ее дефицит, ведь запас знаний у детей разный);
  • в тексте должна содержаться правильная информация, если мы хотим вывести детей не на спор, а на усвоение нового.

Поэтому часто приходится не просто брать текст из учебника, а составлять его. После работы с текстом задаю вопросы:
Выберите ту информацию, которая вам знакома.
А какая информация ранее была неизвестна?
Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?
У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
Что бы вы еще хотели узнать? Кроме этой техники использую технологию развития критического мышления, направленную на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем представить ему условия для осмысления материала и помочь обобщить приобретенные знания.
Конечная цель - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Ребята чертят в тетради таблицу, которая заполняется по ходу урока.

Знаю Хочу знать Узнал
     

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
На последнем этапе занятия организую рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме Учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока.
Рефлексивная деятельность дает возможность детям наблюдать за деятельностью своих товарищей, общаться, обмениваться мнениями, при этом возникает потребность оценивать результат и процесс совместной деятельности и участие каждого, адекватно воспринимать оценки товарищей. Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка - взаимооценка - самооценка.
Такие уроки дают возможность и мне отрефлексировать свою деятельность, то есть ответить на ряд существенных вопросов по окончании занятия:
Что получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Как сделать так, чтобы в следующий раз получилось?
Всё это позволяет мне организовывать на уроке учебное взаимодействие не только между детьми, но и между мною как учителем и ими, а также формировать у детей способность к саморазвитию.

 

Тема урока: «Однокоренные слова».

Имя урока «Слова-родственники».

Тип урока: закрепление знаний и способов действия.

Цели:

  • развивать умение распознавать родственные слова;
  • формировать у детей интерес к историческому прошлому родного края:
    способствовать развитию внимания, мышления, умению сравнивай., анализировать, обобщать, классифицировать;
  • мотивировать учеников к познанию через рефлексию и развивать рефлексивные
    возможности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.

Сегодня на уроке отправимся путешествовать в Мир слов. Повторим все. что знаем, и, может быть, откроем новые секреты русского языка.
Я предлагаю взять с собой Солнышко.
- Как вы думаете, почему Солнышко грустное?
- Хотите развеселить Солнышко?
Я надеюсь, будем работать дружно, активно.
Думаю, что вместе нам все будет по силам.
И путешествие совершим, и Солнышко развеселим.
За каждое правильно выполненное задание у Солнышка будут появляться лучики.

II. Тема урока «Слова - родственники».

- Догадайтесь, о каких словах будем говорить?
- Какие слова называются однокоренными?

1. Работа с текстом.

Прочитайте текст на доске.
На берегу Белого моря ж...вут люди. Они называют себя поморами. Поморы -хорош...е моряки. Они смело бороздят м...рские просторы.

- Какое задание можно выполнить?
- вставить пропущенные буквы;
- найти однокоренные слова; ...

море - моряки, морские Докажите, что слова однокоренные.

Интересное слово: поморы

- Догадайтесь, кого называют поморами?
Индивидуальные сообщения учащихся:

Словарь: Поморы - жители местности, прилегающей к морю.
Действительно, на всех древнеславянских языках слово «поморы» означает «живущие у моря».
В других источниках: Поморы - коренной народ российского севера, живущий по берегам северорусских рек и морей.

- Можем ли мы отнести слово «поморы» к словам-родственникам?
- Почему?
- А вы можете себе представить, как выглядел помор?

Давайте попробуем.
Закройте глаза. Представьте помора: он одет в совик (одежду с капюшоном, надеваемой через голову), на поясе ремень с ножнами, на ногах бахилы (непромокаемые кожаные чулки с подвязками).
Откройте глаза. (Показ помора)
- Совпали ваши представления?
Земля поморов называется Поморье.
- Можно отнести это слово к однокоренным словам?

2. Коллективная работа

А сейчас я вам предлагаю совершить заочное путешествие в поморское поселение.
- С какой целью исследователи отправляются в путешествие?
(Узнать что-то новое) Посмотрите: в таких избах жили поморы. Прочитайте слова на домиках. Догадайтесь, почему именно эти слова записаны на домиках?
(Это представители растительного (флоры) и животного мира (фауны) Кольского полуострова)
У каждого из вас лежит карточка со словом.
Давайте поможем словам - родственникам найти свой домик.
(У каждого ребенка - карточка со словом, которую нужно поместить в домик к родственникам.)
Тюлень, тюлений, тюль, тюлененок, тюленина

Черника, черный, чернила, чернеть, черненый, черничник ,
Береза, березовый, подберезовик, березняк, березонька, березка
Синица, синий, синева, синить, синька, сироп
Зубатка, зуб, зубастый, зубок, зубр

Проверка.

- Почему некоторые слова никуда не поместили?
Посмотрите, как много жителей заселилось в поморские избы!
В них стало уютнее, теплее.
И наше Солнышко стало веселее.

Физминутка

Молодцы!
Вы умеете работать со словом, его лексическим значением. Эти знания нам понадобятся при выполнении следующих заданий.

3. Работа в парах.

Покажите готовность работать в парах - тянемся к солнышку.
Перед вами цветные карточки со словами. Нужно выполнить задание по данному алгоритму:

  1. Прочитай все слова.
  2. Выпиши однокоренные слова
  3. Выдели корень.
  4. Выпиши «лишнее» слово
  5. Подбери к нему однокоренные слова- Кола, Кольский, укол, коляне.

- Мурманск, Мурка, мурманчанка, Мурман.
- Олень, олений, олененок, ленивый.
- Саам, саамский, саамы, самолет.
- Север, северный, северянин, североморец
- Лед, ледяной, ледовый, след
- Холод, холмик, холодок, похолодало
- Снег, снеговик, снежный, нежный

Проверка:

- В каких группах оказались лишние слова?
- В каких группах все слова-родственники?

4. Подбор однокоренных слов
- Раз поморы живут по берегу моря, догадайтесь, какой их основной промысел?
(Они занимались преимущественно рыбной ловлей.) Давайте и мы с вами немного поиграем.

Игра так и называется «Собери улов».

Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

Удача улыбнется лишь тому рыбаку, который подберет самое интересное слово!
Рыба - рыбный, рыбак, рыболов, ...
Освоение лова рыбы проходило в тяжелых природных условиях. Жизнь поморов, их благополучие зависели от суровой северной природы, с ветров и моря, от капризной погоды.

5. Классификации слов.

Но Север - еще и таинственный край. Много нераскрытых загадок хранит в себе седой Кольский полуостров. Одну из особенностей нашего края вы узнаете, разделив слова на группы.
- На какие группы можно разделить слова?


Зима, лето, летний, зимовать, зимний, лететь
зима лето
зимний летний
зимовать лететь
- Все согласны?
Слово «лететь» не сходно по смыслу. Докажите.
- Что еще заметили? (слова-антонимы)
Здешний климат удивляет приезжих: зимой едва ударил сильный мороз, как тут же начинается оттепель. А летом подует холодный пронизывающий ветер, и даже в июне выпадает снег.

Ш. Итог урока

Итак, наше путешествие подошло к концу. Как много интересного мы узнали!
Посмотрите, как изменилось Солнышко! (Солнышко улыбается)

- Как вы думаете, почему? Подведем итог нашей работы: закройте глаза. Попробуйте мысленно ответить на вопросы:
- Что вы узнали нового?
- Пригодятся ли нам эти знания?
- Что вы чувствовали на уроке?
- Всегда ли вы могли сами справиться с заданием?
Откройте глаза.
- Кто из вас хочет сказать об этом вслух?
- Что помогло нам дойти до конца пути? Вы молодцы!
И я ухожу с урока с хорошим настроением: Меня порадовали ваши ответы. Я довольна вашей работой.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений