Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

   

Зубарева Нина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска гимназии №3
Чернейкина Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска гимназии №3

Матросова Алла Эдиковна, учитель географии МБОУ г. Мурманска гимназии №3

Пономарева-Рунова Ольга Николаевна, учитель немецкого и английского языков МБОУ г. Мурманска гимназии №3

Web-quest "Природные зоны России"
для обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир»

Web-quest – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Web-quest способствует развитию у обучающихся навыков аналитического и творческого мышления.
Цель web-quest «Природные зоны России»: дать общее представление о природной зоне, изучить природные зоны России (географическое  положение, особенности рельефа, растительный и животный мир, климат, почвы, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Обучающиеся научатся:
- находить на карте изученные природные зоны;
- описывать климат, почвы, месторасположение природных зон; особенности растительного и животного мира;
- сравнивать климат, почвы природных зон и обсуждать полученные сведения;
- находить необходимую информацию о природных зонах в сети Интернет;
- объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон;
- анализировать влияние современного человека на природу;
- моделировать ситуации по сохранению природы и её защите;
- применять полученные знания и умения на уроках и в жизни.
Работа над web-quest включает в себя 5 этапов: 1) ознакомительный (выбор природной зоны для подробного изучения); 2) выбор социальной роли; 3) изучение Интернет-ресурсов; 4) творческая работа (разработка презентации); 5) защита проекта.
В процессе работы над web-quest «Природные зоны России» обучающиеся овладевают следующими универсальными учебными действиями:
1) личностные УУД:
- научаться ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
2) регулятивные УУД:
- учащиеся научаться ставить цель учебной деятельности на уроке, с помощью учителя и самостоятельно;
- формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- планировать учебную деятельность на уроке и вовне урочное время;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий);
- работать по предложенному плану;
- овладевать технологией проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- определять успешность выполнения своего задания самостоятельно и в диалоге с учителем;
- оценивать личные образовательные достижения (учебные успехи).
3) познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в сети Интернет (в предложенных Интернет-источниках);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- структурировать знания;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- определять основную и второстепенную информацию;
4) коммуникативные УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определять цели, функций участников, способов взаимодействия; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации);
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- вступать в беседу на уроке;
- участвовать в проблемном диалоге;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Технические особенности и условия использования представляемой разработки: компьютеры с выходом в сеть Интернет (необходимо устойчивое соединение).
Адрес web-quest «Природные зоны» в сети Интернет: https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/home

Описание работы с ЭОР:
Web-quest «Природные зоны» предполагает углублённое изучение темы с целью расширения кругозора и развития у учащихся познавательного интереса к предмету «Окружающий мир» (в начальной школе происходит знакомство с основными природными зонами, а промежуточным внимание не уделяется).
Веб-квест включает в себя следующие этапы:

  1. на первом этапе происходит знакомство обучающихся с темой «Природные зоны России» (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/centralnoe-zadanie).

Для того, чтобы учащиеся чётко представляли, над чем они будут работать и к какому результату должны прийти, рекомендуем первый  этап провести на уроке под руководством учителя (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/centralnoe-zadanie/1-1-zadanie).
На уроке учитель представляет обучающимся ЭОР «Природно-хозяйственные зоны России. И1» (http://fcior.edu.ru/card/4283/prirodno-hozyaystvennoe-rayonirovanie-prirodno-hozyaystvennye-zony-rossii-i1.html). После того как обучающиеся познакомятся с картой «Природные зоны России», узнают, какие природные зоны находятся на территории нашей страны, учитель знакомит их с технологией проведения web-quest (объясняет, что собой представляет web-quest, какие задания будут выполняться на каждом этапе, что станет итоговым проектом).
На этом этапе обучающиеся должны разбиться на команды по 5-6 человек и выбрать для своей группы природную зону для подробного изучения.
Учитель может также сам распределить природные зоны для изучения каждой группы учащихся в соответствии с программой.

  1. на втором этапе в каждой группе обучающиеся определяют для себя социальные роли, исходя из интересов и склонностей (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/roli) и знакомятся с вопросами, на которые они должны ответить в ходе работы с Интернет-ресурсами (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/roli/voprosy).

Если учащиеся затрудняются с выбором роли, учитель может предложить провести жеребьевку внутри каждой группы.
Социальные роли: географ, почвовед, климатолог, ботаник, зоолог, эколог.
Вопросы, на которые необходимо ответить (в зависимости от выбранной роли):
- географ:
1.      Где расположена природная зона? (указать географическое положение)
2.      Какие особенности характерны для данной природной зоны?
- климатолог:
1.      Какой климат в данной природной зоне? (самая низкая температура, самая высокая температура, количество осадков, преобладающие ветры)
2.      Какая погода типична для зимы и для лета? (Что влияет на климат?)
- почвовед:
1.      Какие типы почвы характерны для данной природной зоны?
2.      Что влияет на формирование почвы в данной природной зоне? Укажите толщину плодородного слоя!
- зоолог:
1.      Какие виды животных распространены в данной природной зоне? Укажите особенности характерные для животных этой природной зоны?
2.      Расскажите о двух наиболее ярких представителях фауны данной природной зоны!
- ботаник:
1.      Какие виды растительности распространены в данной природной зоне? Укажите особенности характерные для растительности этой природной зоны?
2.      Расскажите о двух наиболее ярких представителях растительного мира данной природной зоны!
- эколог:
1.      Какие экологические проблемы типичны для данной природной зоны?
2. Какие пути решения экологических проблем вы можете предложить?

  1. на третьем этапе обучающиеся изучают предложенные Интернет-ресурсы (в зависимости от выбранной природной зоны и своей роли), находят необходимую информацию (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/3-zadanie).

Учащиеся работают самостоятельно дома, но могут прибегнуть к помощи родителей или учителя.

  1. на четвертом этапе учащиеся работают в группах, выполняя творческое задание: создание презентации по изученной природной зоне (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/tvorceskoe-zadanie).

Содержание презентации:
1) титульный лист - название природной зоны;
2) общая характеристика природной зоны;
3) месторасположение природной зоны;
4) характеристика климата;
5) характеристика почвы;
6) информация о растительном мире (самые распространенные растения в данной природной зоне;
7) информация о животном мире (самые распространенные виды животных, птиц);
8) экологические проблемы и возможные пути их решения;
9) список Интернет-источников;
10) состав команды.
Презентация может быть создана в офисном приложении PowerPoint или на платформе google (шаблон презентации представлен на странице https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/tvorceskoe-zadanie). 
 5)      на пятом этапе происходит защита проекта на уроке (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/5-zasita-proekta).
Перед защитой проекта учитель знакомит учащихся с критериями оценки (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/7-kriterii-ocenki). Каждый участник команды презентует свою часть изученного материала.
Оценка защиты проекта происходит по следующим критериям:
- содержание (понимание задания, полнота раскрытия темы, логика изложения информации);
- самостоятельная работа группы (слаженная работа в группе, распределение ролей в группе, степень самостоятельности работы группы);
- оформление работы (грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток; наглядность);
- защита проекта (качество доклада, объем и глубина знаний по теме, ответы на вопросы).
После защиты проектов обучающимися учитель создает банк ЭОР (презентаций) по теме «Природные зоны России».
Рекомендуется первый и второй этапы web-quest провести на уроке окружающего мира; на третьем этапе учащиеся самостоятельно работают дома; четвертый этап (создание презентации) возможно провести на уроке информатики или во внеурочное время; пятый этап проводится на уроке окружающего мира.
На сайте web-quest «Природные зоны России» представлена также информация для учителей (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/5-rekomendacii-ucitelu) и родителей (https://sites.google.com/site/webquestprirodnyezony/6-v-pomos-roditelam) участников.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений