Сохраняя традиции
Когда в Мурманске появилась первая школа? Как будет развиваться городская
система образования? Идут ли в школы областного центра молодые специалисты?
Чем увлекаются мурманские школьники? Как стимулируют педагогов? Об этом
в эфире Мурманского областного радио рассказала председатель городского
комитета по образованию Наталия Карпенко.
МОЛОДЫЕ ТАЛАНТЫ
Наталия Николаевна, расскажите о конкурсе "Учитель города Мурманска-2011".
- День учителя - значимый для города праздник. Так исторически совпало,
что этот праздник мы отмечаем вместе с днем рождения города. И это справедливо.
Те, кто сегодняживет и трудится в Мурманске, в подавляющем числе выпускники
наших школ. Они по-прежнему помнят и любят своих учителей.Главный залог
успеха любой системы образования - сочетание традиций и инноваций.
В канун Дня города и нашего профессионального праздника мы традиционно
проводим конкурс "Учитель города Мурманска". В этом году он
также юбилейный - пятнадцатый! Конкурс - яркий показатель того, насколько
сегодня мурманская сиотема образования отвечает вызовам времени, насколько
она современна.
В этом году конкурс проводился по двум номинациям: "Педагогический
поиск" и "Педагогический дебют". В первой выступали педагоги-новаторы,
которые имеют большой стаж работы. Это люди ищущие, творческие, открытые
всему новому, успешно внедряющие новые образовательные стандарты.
Номинация "Педагогический дебют" - для молодых преподавателей,
чей стаж работы в школе не превышает трех лет. Многие участники этого
направления являются победителями и призерами фестиваля молодых специалистов
общеобразовательных учреждений "Педагогические надежды", который
уже два года проводится в Мурманске. Эта номинация помогает молодым
учителям раскрыть свой творческий потенциал. Очень многие идеи наших
конкурсантов зрелые, профессиональные. Видно, что педагоги чувствуют
ребенка, понимают цели и задачи системы, направление ее развития.
В рамках конкурса были задания и теоретического плана и практического
- педагоги проводили уроки, классные часы, родительские собрания. Число
испытаний увеличивается, это позволяет учителю показать не только образовательную,
но и воспитательную деятельность.
Конкурс востребован, интерес к нему растет. У наших педагогов - как
опытных, так и молодых - очень много идей. Это творческие люди, грамотные,
компетентные.
В этом году в конкурсе участвовало 18 опытных учителей и 15 молоды*.
Надо отметить, что участники номинации "Педагогический дебют"
не уступали своим старшим коллегам.
Девизом конкурса стали слова "Обновление мира начинается в школе".
Нас удивило, с каким мастерством, юмором и серьезностью конкурсанты
обыграли эту тему.
- В юбилейные дни особенно думаешь дб истории. Наталия Николаевна, а
когда в Мурманске% была открыта первая школа, где она располагалась?
- Еще в 1915 году в Дровяном открылась начальная школа для детей рабочих.
В 1922 году в Мурманске уже работали четыре школы: городская, железнодорожная,
водного транспорта и мусульманская. В 1929 году в Мурманске обучалось
свыше 800 человек. В 1935 году в городе были построены четыре каменные
типовые школы. Они сохранены до сих пор. Это гимназии № 2 и 3, школы
№ 1 и 12. Для нашего молодого города они уже становятся своеобразным
архитектурным наследием.
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
- Насколько похожи и чем отличаютсяпедагоги прошлого и сегодняшние молодые
специалисты?
- Конечно, они должны отличаться, потому что поменялись время и поколения.
Школа -это не работа, это образ жизни. Педагог должен любить детей,
жить интересами ребенка.В этом общее. У учителя нет права на ошибку,
ведь родитель отдает ему самое дорогое - ребенка. Это каждодневный труд.
Развитие науки, техники, связи, коммуникации идет быстро. Нужно подготовить
ребенка к тому, чтоон будет учиться всю жизнь. Как говорили философы
образования, мы готовим детей к неопределенному будущему. Мы не можем
его сегодня описать, потому что темп изменений слишком велик. В этом
отношении учитель, безусловно, сам меняется. По правилам раз впять лет
ему нужно повышать квалификацию, а по идее он делает это каждый день.
Учитель
- это всегда человек ищущий, думающий.
- Каков сегодня педагогический корпус города?
- Сегодня в системе образования Мурманска работает четыре с половиной
тысячи педагогов, среди них 63 - заслуженные учителя России, 775 - почетные
работники образования. Только в этом году ведомственными наградами Министерство
образования и науки Российской Федерации отметило 73 педагога, а благодарность
от министерства получили двадцать человек. Сегодня у нас работает 170
молодых специалистов, 39 из которых приступили к работе в сентябре нынешнего
года. К ним относятся очень бережно. В прошлом году мы открыли творческую
лабораторию "Молодой учитель в современной школе": Это новая
форма повышения профмастерства.
В Мурманске педагогам, отличившимся в области образования и науки, присуждаются
премии главы муниципального образования города. В этом году три педагога
стали лауреатами этой премии. Учитель школы № 44 Евгения Олеговна Симоненко
в профессии два года. Она трудится в музее памяти, готовит детей к конкурсам,
разрабатывает экскурсионные материалы по памятным местам. В этом году
она участвовала в конкурсе "Учитель города".
Евгений Викторович Игицкий четыре года работает в лицее № 2, но уже
громко заявил о себе. Аспирант, человек творческий, ищущий.
Романа Ивановича Головача мы "открыли" еще в прошлом году,
тогда он победил в номинации "Дебют" "Учителя города".
Его ученик
- финалист конкурса "Храмы России".
- Как дела обстоят с материальной стороной вопроса?
- Повышение заработной платы работников
общеобразовательных учреждений осуществляется в три этапа. С 1 июня
2011 года фонд оплаты труда работников образовательных учреждений повысился
на 6,5 процента. С 1 сентября стимулирующая часть фонда оплаты труда
учителей общеобразовательных учреждений увеличилась на 10 процентов.
С 1 октября фонд оплаты труда работников образовательных учреждений
повысился на 6 процентов. Все документы по этому вопросу приняты и на
региональном, и на муниципальном уровнях. Кроме того, с 1 сентября изменилась
нагрузка учителей начальных классов. Она снизилась с 20 до 18 часов
в неделю. По прогнозу, в результате осуществленных мер в четвертом квартале
2011 года средняя заработная плата учителей должна составить 30 тысяч
120 рублей. Средства на повышение доводятся до каждой школы в рамках
нормативного подушевого финансирования. Важно понимать, что это - средняя
зарплата, при определении которой в первую очередь учитываются результаты
труда педагога, и повышаться она будет дифференцированно. Дальнейший
рост заработной платы связан с усилением роли выплат стимулирующего
характера, с качеством педагогического труда. В образовательных учреждениях
города разработаны и приняты критерии стимулирования.
ОГОРОД В САДУ
- Хотелось бы подробнее поговорить об учреждениях дополнительного образования.
- Педагоги сейчас переосмысливают направления традиционной работы, ведь
запросы учеников к внеклассной деятельности меняются. Развиваются техническое,
спортивно-техническое, военно-патриотическое направления. Самое главное
- они востребованы. Практически 14,5 тысячи детей занимаются в учреждениях
дополнительного образования. Это примерно 60 процентов от общего количества
учеников. По-прежнему самыми популярными являются спортивные школы.
Яркая победа последних дней - бронзовая медаль воспитанников детско-юношеской
спортивной школы по спортивным танцам № 14 Дмитрия Стоборова и Екатерины
Крысановой на чемпионате мира в Пекине.
Дальнейшее развитие получило художественно-эстетическое образование.
Для ребят это еще и прекрасная возможность предпрофессиональных проб.
Около двух тысяч детей с удовольствием занимаются проектно-исследовательской
деятельностью. Сегодня учреждения дополнительного образования проводят
серьезную работу по части апробации новых образовательных стандартов.
- Нельзя не сказать о детских садах и педагогах, которые там работают...
В День работников дошкольного образования мы подвели итоги двух крупных
про ектов. Один из них - 'Цветущий город. В 47 дошкольных учреждений
была завезена земля, посажены деревья и кустарники. В 25 - появились
маленькие огороды. Были разработаны совершенно уникальные идеи по ландшафтному
дизайну. Трудились и воспитатели, и родители, и дети. В конкурсе победили
детские сады № 80, 114, 118, 120, 123 и 156. На конкурс "Мурманск
- город будущего" дошкольные учреждения подали 82 проекта по нескольким
номинациям. Оказалось, у наших детей очень интересный взгляд на город
и его будущее. Мы растим настоящих мурманчан, заинтересованных в том,
чтобы столица Заполярья была лучше и краше.
- Как обстоят дела с очередями в детские сады?
- Проблема есть, решается она поэтапно. В позапрошлом году открылся
118-й детский сад, в прошлом - корпус 129-го сада, к ноябрю нынешнего
года вступят в строй вторые корпуса 129-го и 130-го садов и самостоятельное
подразделение 76-го сада в микрорайоне Абрам-Мыс. Мы открыли дополнительные
группы в 61-й и 40-й прогимназиях, еще в двух действующих дошкольных
учреждениях, В общей сложности в этом году дополнительно открывается
325 мест. В будущем году планируем вернуть два здания детских садов,
которые сегодня используются в системе образования под иные цели.
Мы разработали проект долгосрочной целевой программы "Развитие
системы образования города Мурманска на 2012-2015 годы1, где предусмотрены
все сетевые изменения. которые будут происходить, чтобы повысить доступность
и качество образовательных услуг.
- В каком направлении будет развиваться система образования Мурманска?
- Самое главное - она должна обеспечивать современное качественное образование.
Что бы мы не меняли, в школе должно быть комфортно, она должна воспитывать
образованную личность. Мы создаем технопарк в мурманском политехническом
лицее, открыли кадетскую школу и международный лицей. определили перспективы
развития возрастной школы и профильных центров, центров билингвального
(изучение двух языков) образования, серьезно пополняем базу образовательных
учреждений. Но я уверена, что через год-полтора нам придется вносить
в программу коррективы, так как появятся новые запросы к образованию.
Но залогом успеха был и будет учитель. Я бы хотела пожелать всем работникам
системы образования крепкого здоровья, сохранить энтузиазм и любовь
к детям. Огромное вам спасибо за то, что вы сегодня бережно и трепетно
относитесь к самому дорогому, что у нас есть -нашим детям.
Подготовила Антонина БЕРЕЖНОВА.