В школе работать выгодно и престижно
От модернизации школьной доски...
Укрепление материальной базы школы и постепенное повышение заработной
платы учителей до уровня средней в экономическом секторе конкретного
региона - таковы главные задачи проекта модернизации системы общего
образования, стартовавшего в апреле по инициативе премьер-министра России
Владимира Путина. На эти цели из федерального бюджета выделено 120 миллиардов
рублей. Регионы получат их в течение трех лет. 20 миллиардов поступили
уже в нынешнем, 60 и 40 будут перечислены в два последующие года.
Мурманская область получила причитающиеся ей 92,6 миллиона рублей.
Эту цифру назвал на пресс-конференции, посвященной ходу реализации проекта
в нашей области, министр образования и науки Василий Костюкевич. Причем
деньги даны с условием: они должны пойти на укрепление учебной материальной
базы. А средства, которые при этом высвобождаются, следует использовать
на повышение заработной платы учителей.
- Из поступившей субсидии мы направили 54 миллиона на повышение заработной
платы, поскольку именно эту сумму область и муниципалитеты уже вложили
в учебную базу. Остальные 38 с лишним федеральных миллионов, добавив
еще областные и муниципальные средства - 48,6 миллиона рублей, - перечислили
муниципалитетам, - разъяснил министр.
На 32 миллиона рублей уже приобретено оборудование для школьных столовых,
которое почти повсеместно устарело и морально, и физически. Закуплены
школьные автобусы, тем самым в отдаленке стопроцентно решена проблема
доставки детей в школу.
Больших денег требует информатизация системы образования, которая у
нас ведется довольно интенсивно. Скажем, в стране в среднем на школу
приходятся 2 интерактивных комплекса (или доски, как нередко говорят),
а в Мурманской области - 2,9. Хотя главное, конечно, брать не числом,
а умением, то есть активно использовать новинки в учебном процессе.
А здесь проблемы есть.
- Не каждый учитель еще может пользоваться такими комплексами, - отметил
Василий Костюкевич.
С 7 по 11 классы на один компьютер в нашем крае приходится четыре ученика.
Это очень хороший показатель, опять же, лучше, чем среднероссийский.
Да еще и скорость Интернета увеличена почти в два раза, что также стоит
немалых денег.
В этом году в Мурманской области подключили к Интернету все детские
садики. Количество дошкольных учреждений потихоньку растет. Буквально
на днях должно открыться еще одно - в Краснощелье. Кстати, этот детский
сад, как заметил министр, построен на вырост, а значит, возможный бэби-бум
не застанет село врасплох. Направлены деньги и на проектирование школы
для Краснощелья, ведь на нынешнюю без слез не взглянешь.
Переход на новые федеральные стандарты в начальной школе, дистанционное
повышение квалификации учителей - все это тоже влияет на качество образования,
ради которого по большому счету затеяны все модернизационные мероприятия
в образовании. И на это требуются значительные средства.
...До весомого кошелька учителя
В 2011 году базовая зарплата учителей уже увеличилась на 18 процентов,
а стимулирующая часть на 10.
- Но это не значит, что все получают одинаковые получки, - предупредил
министр. - Ведь 10 процентов мурманского учительства зарабатывают 40
тысяч рублей в месяц, а у кого-то и 20 не набегает.
То есть как учитель постарается, сколько сил вложит в свою работу,
так и будет поощрен из фонда стимулирования. Однако школа школе рознь.
С последним, октябрьским, повышением средняя зарплата учителей на 3
процента перекроет среднюю по экономике края. Однако достичь этой цели
сумели не во всех муниципальных образованиях. В отстающих - Кировск,
Апатиты, Полярные Зори, Ковдор и некоторые другие. Почему? Например,
стимулирующая часть должна составлять 40 процентов от фонда оплаты труда
школы, а кое-где составляет всего лишь 7 процентов. Причина - раздутые
штаты обслуживающего персонала плюс недокомплект классов. Все это съедает
учительскую надбавку.
- Требования к этим муниципалитетам будем ужесточать, - предупредил
Василий Костюкевич. - Если надо, подскажем, поможем. Но и накажем. Это
очень серьезно. Где-то ссылаются на депрессивную экономику, на то, что
нет у людей работы, поэтому вместо 7 человек обслуживающего персонала
набирают 23. Конечно, надо заниматься и экономикой депрессивных населенных
пунктов, и помощью людям… Но не министерству образования и науки. Каждый
должен делать свое дело. Наша задача - учить детей качественно, независимо
от их места жительства.
С 1 ноября будет повышена также заработная плата всех работников детских
садов. А с 2013 года, как предполагает проект закона об образовании,
детские сады перейдут на финансирование из областного бюджета.
- И я думаю, что если будет принят этот закон, то мы подтянем заработную
плату воспитателей до уровня учительской, - пообещал Костюкевич.
Что же касается сегодняшнего уровня учительской зарплаты, то министр,
чтобы не быть голословным, попросил рассказать о своих доходах приглашенных
на встречу с журналистами представителей 31-й мурманской школы.
Учитель математики Татьяна Иванова - педагог опытный, имеет высшую
квалификационную категорию, является победителем городского конкурса
«Учитель города». При базовой ставке 18 часов ее нагрузка составляет
26 (21 - учебный и 5 факультативных). С апреля этого года, как рассказывает
Иванова, лично у нее зарплата подросла на 30 процентов и в сентябре
составила 38 тысяч рублей.
- Считаю, что это достойно, - с удовлетворением отметила она и добавила,
поясняя, как у нее это вышло: - Я много работаю помимо уроков, являюсь
руководителем методобъединения в школе, членом городской творческой
группы учителей математики.
- То есть директор уже дает за все это надбавки, - прокомментировал
Костюкевич.
Наталья Томилова - молодой специалист, в школе работает всего второй
год, преподает русский язык и литературу, является классным руководителем.
А кроме того она тьютер (занимается с учителями гуманитарного цикла,
помогая им в организации образовательного процесса) и председатель профкома.
Рассказывает, что за неполных два года работы в системе образования
получила даже опыт начальника летнего детского лагеря. В общем, человек
она очень активный. Как результат за сентябрь заработала 29 тысяч рублей,
за октябрь получит еще больше. Это - без квалификационной категории,
которую не имеет пока по молодости лет.
- Оплата труда у нас дифференцированная, в том числе и у молодых специалистов,
- рассказывает директор 31-й школы Светлана Багурина. - Все зависит
от количества часов, кружковой работы. У нас разработано положение о
стимулирующих надбавках, определены критерии, которые согласованы с
профсоюзом. Обсуждаем эти вопросы и на методических советах. Так что
все зависит от того, кто как поработал. Мы - обыкновенная школа: не
гимназия, не лицей. Но средняя зарплата за октябрь у нас 31 тысяча 89
рублей. Даже чуть больше, чем по области. У нас оптимальное соотношение
учителей и вспомогательного состава, достаточная наполняемость классов.
И результаты ЕГЭ у нас хорошие. Что влечет за собой высокую оплату труда
учителей, которые на это поработали.
Кстати, в результате того, что учительский кошелек стал весомее, в
среднюю школу начали активно переходить преподаватели вузов. Там-то
заработки невелики, средняя зарплата в учреждениях высшего образования
по России - 21 тысяча. В школе работать выгодно и престижно - такое
теперь формируется мнение об учительском труде.
Галина ДВОРЕЦКАЯ
Подпись иллюстрации: Урок ведет учитель математики
мурманской школы № 31 Татьяна Иванова.
Автор фото: Федосеев Л. Г