Количество перерастает в качество...
Хорошо учиться в Мурманске теперь модно!
Беседуя с представителями мурманской команды, защищавшей
честь нашего города на молодежном научном форуме Северо-Запада
России «Шаг в будущее», чувствуешь себя неуютно. Даже взрослому
человеку не всегда понятны все те термины, которыми с легкостью
оперируют ребята. Эти юные мурманчане — уже самые настоящие
ученые, хоть еще и учатся в школе.
Семеро смелых
Напомню,
форум проходил в конце ноября на базе центра дополнительного
образования детей «Лапландия». Кроме команды столицы Заполярья
за главный трофей — Большой научный кубок сражались ребята
из Архангельска, Вологды, Санкт-Петербурга, Республики Карелия
и городов Мурманской области. Делегация от каждого города
выдвигала семерку лучших ребят, чьи доклады и выступления
оценивались жюри. Затем баллы суммировались, и таким образом
определялся победитель.
Большой научный кубок в пятый раз достался мурманской команде!
Семь старшеклассников: Сергей Яроцкий и Сергей Стефаненко
из гимназии № 4, Павел Деревянкин из Мурманского политехнического
лицея, Евгений Сотник из Мурманского международного лицея,
Демид Рабчевский из гимназии № 9, Федор Врыганов из гимназии
№ 7 и единственная дама в этой рыцарской компании — Олеся
Борщова из гимназии № 10 — в очередной раз защитили честь
нашего города.
Теория и практика юных исследователей
Впрочем, это неудивительно, все задатки для этого у ребят,
безу-словно, есть. В 15-16 лет они уже не раз становились
призерами и победителями олимпиад, городских, региональных,
всероссийских и международных соревнований. Например, у Олеси
Борщовой дома больше восьмидесяти грамот и дипломов, которые
она получила только за последний год!
Интересуют юных исследователей самые разные темы — от прикладных
до чисто теоретических. Например, Сергей Стефаненко посвятил
свое исследование признакам равенства многогранников в пространстве.
— Я сделал все исследование с нуля: подвел теоретическую базу,
выделил признаки, — рассказывает Сергей. — Есть у моей работы
и сферы применения. Например, мои выводы можно использовать
для решения геометрических задач.
Свое будущее Сережа связывает не с фундаментальной наукой,
а с реальным производством.
— Математика нужна во многих сферах, например, в инженерном
деле, — делится планами старшеклассник.
Помимо математики Сергей интересуется физикой, много времени
уделяет чтению и спорту, интеллектуальным играм. Одним словом
— талант! Кстати, на прошедшем форуме Сергея наградили значком
«Школьник-исследователь» за многолетний успешный исследовательский
труд.
Одиннадцатиклассник Евгений Сотник свою будущую карьеру связывает
со Всемирной паутиной. Уже в 14 лет он начал интересоваться
созданием сайтов, а на форуме представил свою собственную
платформу для веб-приложений.
— Началось все с урока информатики, где мы учились делать
разметку веб-страницы, — рассказывает Женя, — потом захотелось
узнать больше, начал изучать языки программирования, базы
данных.
Его знания находят вполне реальное применение. Так, например,
Женя создал сайт Интернет-магазина для своего знакомого и
страничку охотничьего клуба.
Высшее образование Евгений планирует получать в Санкт-Петербурге,
но если жизненные обстоятельства не позволят, рассматривает
Мурманский государственный технический университет как достойную
альтернативу столичным вузам.
А вот Павел Деревянкин с вузовской системой знаком не понаслышке.
Уже второй год Паша занимается в Мурманском государственном
техническом университете у профессора Власова. Пашина работа
посвящена исследованию сопротивления проводников и полупроводников
в естественных и сверхнизких температурах.
— Я еще точно не определился с вузом, но точно знаю, что хочу
изучать электронику и наноэлектронику, — рассказывает Павел.
— По крайней мере все то время, что я занимаюсь физикой, у
меня ни разу не возникло отрицательного отношения к этой науке.
О ледоколах и улитках
А
вот Демид Рабчевский презентовал на форуме свою работу по
истории ледокольного флота в период Великой Отечественной
войны. Эта эпоха в жизни нашей страны его очень интересует,
Демид немало об этом знает и даже ведет экскурсии в гимназическом
музее Полярных конвоев.
— Ледоколы наша страна в то время получила по лендлизу, то
есть от империалистов, поэтому исторических исследований,
посвященных этой теме, в советское время практически не было,
— рассказывает Демид. — Я в своей работе использовал воспоминания
и монографии, выпущенные уже в конце 80-х годов.
Вообще редко у кого встретишь такой широкий круг интересов,
как у этого учащегося мурманской гимназии. Демид увлекается
иностранными языками, литературой, пишет стихи, принимал участие
в олимпиадах по разным предметам, в том числе по географии
и краеведению.
— Больше всего меня интересует литература, она позволяет узнать
весь мир в целом, — рассказывает Демид, — охватить все горизонты.
А вот поступать учиться старшеклассник хочет на… радиоинженера.
Что и говорить: разносторонняя личность!
Единственная в этой команде девушка — Олеся Борщова — решила
исследовать на загрязнение озера вокруг родного поселка Килпъявр.
— Для оценки я использовала тест-организмы: два вида улиток
и пиявок, - с улыбкой рассказывает Олеся, — но ни один из
моих подопытных не пострадал.
Большую помощь в подготовке к конференциям и семинарам Олесе
оказывает мама.
— Иначе бы я совсем ничего не успевала и так все время заявки
отправляю в последний день, — шутит она
На старт, внимание, марш!
Координацию муниципального этапа научного форума осуществляет
городской информационно-методический центр работников образования
(ГИМЦРО). Его директор Надежда Демьянченко с гордостью показывает
кубок, завоеванный ребятами.
— Конечно, их победа не может нас не радовать, — говорит она,
— но интересные мероприятия на этом не заканчиваются.
Сразу же после форума «Шаг в будущее» в нашем городе состоялась
«Большая интеллектуальная регата» для учеников 7-9 классов.
Подобный проект реализуется в Мурманске впервые.
— Идея регаты — связать науки, — рассказывает Надежда Александровна,
— в первую очередь биологию, химию, математику, информатику
и физику.
Прежде состязаться в знании предметов естественно-научного
цикла могли только старшеклассники — каждый февраль в Мурманске
проходил интеллектуальный марафон. Теперь такая возможность
есть и у ребят помладше.
Всего в регате участвовало более 100 школьников из 22 школ
города, и интерес, который они проявили к мероприятию, позволяет
утверждать, что регата пройдет в нашем городе еще не раз.
— Мы видим, что интерес к учебе и науке есть не только у учащихся
старшего звена, — рассказывает Надежда Демьянченко, — 7-9
классы всегда тоже очень активно участвуют в наших мероприятиях.
дерзайте!
Уже подведены итоги городского этапа всероссийской олимпиады
школьников по разнообразным предметам. Намечается хорошая
тенденция: год от года растет количество участников. Например,
в этом году «олимпийцев» почти две тысячи человек, из которых
432 стали призерами и победителями. Теперь их ждет региональный
этап. В случае победы ребята отправятся в Москву на всероссийский
этап. Кстати, уже знакомый нам Демид Рабчевский принимал участие
сразу в двух олимпиадах: по немецкому языку и литературе.
— Не думаю, что я набрал много баллов по немецкому, поэтому
надеюсь на литературу, — рассказывает он. — В этом году задания
были более сложные, нужно было выполнить сопоставительный
анализ стихотворных текстов. Задания по немецкому в этот раз
были на уровне региональной олимпиады прошлого года.
Интересно, что участников для конкурсов и олимпиад активно
выдвигают не только гимназии и лицеи, общеобразовательные
школы тоже постепенно включаются в борьбу. Хотя на стороне
гимназии и лицеев все же есть преимущество: там осуществляется
профильное образование. Например, в некоторых учебных заведениях
количество победителей и призеров олимпиад может доходить
до 45 человек.
Но, конечно, дело тут не только в новой аппаратуре и современных
методиках. Многое зависит от учителя и ученика, их взаимопонимания
и настроя на победу. Так что… дерзайте!
Елизавета МИТИНА.
Фото из архива ГИМЦРО.