Не испариться бы с водой
Простая молекула хранит жизнь на планете...
Если моллюска или пиявку поместить в токсичную среду, их поведение
резко меняется.
Так, улитка пытается отгородиться от враждебной среды, ее
активность затормаживается, нога перестает прилипать к любой
поверхности. Пиявка же начинает суетиться, что на нее совершенно
не похоже. Олеся Борщова из Мурманска, лично исследовавшая,
как ведут себя пиявки и моллюски в озерах Килп, Килпъявр,
Явр, Голубое, Саамское, расскажет теперь о своем исследовании
в Москве. Десятиклассница из гимназии № 10 выиграла региональный
этап конкурса «Водные проекты» и отправится на всероссийский.
Победительницу строгое жюри определило очно в Кольском научном
центре РАН.
Этот конкурс, напомним, приравнен к областным предметным олимпиадам
и проводится с 2004 года. Организаторами на местном уровне
выступают управление образования администрации Апатитов, Институт
проблем промышленной экологии Севера (ИППЭС), Дом детского
творчества имени академика Ферсмана и информационно-методический
центр. Оценивает работы экспертный совет, в составе которого
ученые, преподаватели высших учебных заведений, специалисты
по охране окружающей среды.
Выявить и поддержать старшеклассников, занимающихся защитой
и восстановлением водных ресурсов, сохранением биоразнообразия
их экосистем, - вот цель конкурса.
- Я много лет в науке и не перестаю удивляться воде и ее
свойствам, - обратился к ребятам председатель жюри, директор
ИППЭС и заместитель председателя КНЦ Владимир Маслобоев. -
Существует более тысячи структурных форм воды - только у льда,
например, восемь их модификаций! Эта простая молекула благодаря
своим водородным связям выбилась из общего гомологического
ряда газов. И роль ее особая - благодаря воде есть жизнь на
планете. Охранять воду - насущная необходимость и веление
времени. Не будет воды - не будет и нас. Испаримся.
Из года в год молодые северяне доказывают, что эти мысли
им близки. А потому рассуждают над проблемами и придумывают,
как решить конкретные экологические задачи. Прошлогодняя победительница,
Марина Гумович из Междуречья, создала компьютерный обучающий
комплекс, который вполне можно применять в школе на уроках,
чтобы дать ребятам в увлекательной форме полную и достоверную
информацию о воде. Между прочим, с этим проектом она завоевала
первый приз и на всероссийском этапе в номинации «Лучший инновационный
проект».
Кстати, ученицы преподавателя химии и биологии Елены Тебиевой
из Междуречья традиционно проявляют себя в «Водных проектах»:
два года подряд становились победителями регионального этапа
со своими работами, в шаге от победы оказалась на этот раз
десятиклассница из междуреченской школы Ира Нагорнова. Она
решила определять степень чистоты водопроводной воды по поведению
маслянокислых бактерий, культуру которых сама и получила.
Достоинство метода в его доступности в условиях лаборатории
любого учебного заведения. Кроме того, девочка вместе с педагогом
предложили организовать государственную школьную сеть гидрологических
наблюдений. И даже сделали уже первые шаги в создании интерактивной
карты, отображающей отчет о токсичности водопроводной воды
в различных населенных пунктах. Говорят, в самом Междуречье,
где таким образом установили, в каких именно домах вода содержит
слишком много ионов железа, уже стараются устранить причины
этого.
Немало интересных работ представили девчата и ребята из Мончегорска,
Апатитов, Килпъявра, Мурманска. Способы определения чистоты
источников и способы экономии воды - основные направления,
на которых сосредоточились школяры. Так, девятиклассница Вика
Маринина из Апатитов собирается на практике изучить водорослевые
системы водоемов Кольского полуострова. Ее землячка шестиклассница
Таня Матченко вместе с учителем математики проверяла, какую
экономию средств дает водосчетчик в городской квартире и как
научиться не лить воду впустую, а семиклассница Снежана Климова
из Килпъявра изучала, как реагирует на загрязнение воды солями
тяжелых металлов трубочник обыкновенный - природный тест-организм…
Ребята увлеченно занимаются подобными исследованиями - стоит
только появиться педагогу, который сможет повести их за собой.
- Мы восхищаемся нашей Еленой Александровной, - рассказывает,
например, Ирина Нагорнова о своей учительнице. - Она и сама
полна идей, и каждое твое слово ловит и так загорается, что
одно удовольствие работать под ее руководством.
Ирина второй год участвует в конкурсе, а в будущем мечтает
поступить на медицинский факультет. По естественно-научной
стезе, скорее всего, направится и Олеся Борщова, которой преподает
сегодня химию Ольга Михайловна Унукайнен. Что ж, девчонкам
с таким пытливым умом многие дороги открыты. Им работы хватит:
охрана воды с каждым годом все актуальнее.
Анна СЕРГЕЕВА.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 06.03.2012