Никаких шаблонов!
Лучший учитель области ищет новые формы работы с
детьми
Недаром говорят, что основы личности закладываются и формируются
в школе. Наталья Цыганкова, «Учитель года Мурманской области»,
мечтала стать преподавателем с первого класса.
—
Мне повезло, что первой учительницей у меня была замечательная
добрая женщина, — вспоминает Наталья Цыганкова. — Еще в детстве
благодаря ей захотела стать учителем и воплотила свою мечту
в жизнь. Вот уже восемнадцать лет получаю от своей профессии
только удовольствие.
Долгожданная победа
Наталья Сергеевна преподает историю и обществознание в мурманской
школе № 49. Руководство создало в этом учебном заведении душевную
атмосферу понимания, поддержки и взаимопомощи, которая стимулирует
и способствует развитию профессиональных навыков. Так, в 1999
году Наталья Цыганкова стала лауреатом конкурса «Учитель города
Мурманска», а в 2002 году победила в нем. Весной 2012 года
она стала лучшей из лучших среди 29 конкурсантов состязания
«Учитель года Мурманской области». Эта победа стала для нее
самым серьезным достижением. Секрет успеха мурманчанки в трудолюбии,
любви к своей работе и детям.
— Чтобы не только принять участие, но и одержать победу, пришлось
несколько недель изучать различную информацию в Интернете
и библиотеках, познакомиться с передовым опытом преподавания,
— рассказывает Наталья Сергеевна. — На таких конкурсах оценивается
не только педагогическая деятельность на уроке, но и воспитательная
работа. Необходимо было провести еще классный час и родительское
собрание. Его тему конкурсантам сообщали за несколько минут
до начала. Мы должны были понять причины возникновения предложенной
ситуации или проблемы и продумать варианты выхода из нее.
Классный час Натальи Цыганковой назывался «Успех в школе
— успех в жизни?». Общаясь с детьми, педагог должен был помочь
им лучше адаптироваться к взрослой жизни, почувствовать себя
нужными и востребованными. А конкурсный урок по обществознанию
для старшеклассников был посвящен на первый взгляд скучной
теме — философско-антропологическим подходам в научной картине
мира.
— Сначала ребята, конечно, удивились и без энтузиазма встретили
такую сложную для восприятия тему, — рассказывает Наталья
Цыганкова. — Но так как урок был интерактивным, все быстро
включились в решение поставленных задач. Одни стали учеными,
представляющими концепции происхождения жизни на земле, а
другие — корреспондентами, которые должны были написать статью
о научных спорах. В следующей части урока в дискуссии о сотворении
мира и человека были задействованы все учащиеся, разделившись
на гностиков, агностиков и скептиков. Весь урок им приходилось
активно размышлять в поисках истины, поэтому урок получился
увлекательным и результативным.
Только с помощью интересных форм работы можно добиться успеха,
считает Наталья Цыганкова. Никаких шаблонов! Урок должен быть
актуален для современных детей, содержать в себе элементы
научного знания и связи с другими дисциплинами. Новые государственные
стандарты образования призывают к деятельностному подходу
в обучении. То есть на уроке школьник должен самостоятельно
заниматься исследовательской работой, а учитель для него должен
стать координатором работы с информацией, задачами и тестами.
Наталья Цыганкова помогает развиваться своим ученикам и после
занятий. Благодаря ее поддержке старшеклассники 49-й школы
пишут исследовательские работы для научно-практических конференций
и часто радуют ее победами.
Позитивный настрой
На страничке Натальи Цыганковой в Интернете бросается в глаза
ее девиз «Никогда не бойся делать то, чего не умеешь». Как
же она применяет его в жизни?
— Мы очень многому учимся у ребят, ведь они впереди планеты
всей, — объясняет Наталья Сергеевна. — Чтобы учить детей,
нам приходится догонять и перегонять их. Мы должны быть в
курсе последних научных достижений. У старшеклассников отлично
развито творческое мышление, у них нестандартный подход к
решению любых задач. Одарены все. Надо только понять психологию,
интересы, цели, тонкости души учеников, чтобы раскрыть их
возможности.
Многие говорят, что каждое следующее поколение детей хоть
в чем-то, но хуже предыдущего. Но за восемнадцать лет работы
со школьниками Наталья Цыганкова не заметила этой тенденции.
— С развитием технологий у детей появляется все больше возможностей
найти различную информацию, реализовать себя, — считает «Учитель
года Мурманской области-2012». — Может быть, мне просто повезло,
но я работаю с интересными, творческими детьми.
Наверное, это не везение, а магическое действие позитивного
настроя. Вот еще одна цитата со странички Натальи Цыганковой,
проясняющая ее взгляд на мир: «В хорошем и добром мире жить
легче. И поэтому, чтобы жить хорошо, надо просто постараться
смотреть на мир сквозь хорошее настроение, сквозь добро. И
как знать, может быть, мир и станет хотя бы на нашем жизненном
пространстве добрым и хорошим».
— Отдавая себя детям, вкладывая в них душу, отдаешь много
энергии, но потом она к тебе возвращается, — рассказывает
Наталья Цыганкова. — Каждое утро мой 10 «Б» приходит ко мне,
чтобы пожелать доброго дня.
По мнению Натальи Цыганковой, есть масса причин любить профессию
преподавателя.
— Я люблю свою работу за то, что вижу конечный результат и
отдачу, — говорит Наталья Сергеевна. — Верный ответ на уроке,
успешно сданные экзамены, медали выпускников — все это приятно.
И самая главная радость, когда мои бывшие ученики каждый год
приходят в школу со словами: «Спасибо за то, что вы нам так
много дали!».
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото Константина БРАЙЦЕВА.