Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Русский язык >> Итоговая аттестация выпускников

 

Бойко О.В., учитель МПЛ,
Верясовой Е.А., учитель СОШ №37
Руководитель творческой группы – Финатова Е.Е., методист ГИМЦ РО г.Мурманска

Сжатое изложение

По отношению к объекту текста различаются подробные и сжатые изложения.

Если задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующихлиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания, употребление лексики и фразеологии свободное.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

  • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно и логично излагать свои мысли,
  • умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.

В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

К приемам сжатого изложения относятся :

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

 

Памятка для учащихся
«Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Основные средства связи между предложениями в тексте

 

Название средства

Пример

 1.

Слова-заместители

  • местоимения
  • наречия
  • синонимы
  • различные оценочные обозначения
  • родовидовые слова
  • имя собственное – имя нарицательное

 

  • девушка – она
  • в лесу – там
  • быстро, стремительно
  • храбрец – богатырь
  • деревья – березы
  • офицер – Соболевский

2. 

Лексические повторы

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.(Ю. Олеша)

3. 

Соответствие видовременных глагольных форм

 

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

4. 

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

5. 

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

6. 

Параллелизм

…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

7. 

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)

8. 

Вопросительные предложения.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

9. 

Союзы

1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

10. 

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

11. 

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

12. 

Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

13. 

Вводные слова, организующие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора.

 

 

Литература

  1. Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- М: «Экзамен», 2006.
  2. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене.- М., 2005.
  3. Марат Ф.С. Обучение сжатому изложению в IV классе// Русский язык в школе - 1971- №2.
  4. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М, 1984.
  5. Харченко И.Г. Сборник текстов для изложений.- М., 1972.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений