Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Русский язык >> Итоговая аттестация выпускников

Заремба И.В., учитель гимназии №4 г. Мурманска
Руководитель творческой группы – методист ГИМЦ РО г.Мурманска Финатова Е.Е.

 

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе

  1. Письменный экзамен по русскому языку (изложение) проверяет уровень языковой и речевой компетентности учащихся.
  2. В изложении в затруднительных случаях ученик может произвести лексическую и грамматическую замену и избежать некоторых ошибок.
  3. Успешное написание изложения основывается на ряде умений учащихся:
    - содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст;
    - использовать языковые средства авторского текста;
    - грамотно оформлять текст и с орфографической , и с пунктуационной стороны.
    Каждое из этих умений является комплексным.
  4. Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись в двух направлениях:
    - со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное;
    - со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.
  5. Способами тренировки могут быть мини-изложения, свободные диктанты, устные пересказы с письменным фрагментом сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности. Они могут занимать только часть урока, обычно отводимую для работы с текстом, это могут быть отдельные уроки развития речи.
  6. В контексте грамматического урока удобнее использовать для изложения опорный текст, т.е. тот, который предназначен для лингвистических образовательных целей и предъявлен в качестве дидактического материала. В этом случае его анализ способствует развитию лингвистической компетенции учеников, а запись в виде изложения – речевой.
  7. В текстах малого объёма тип и стиль речи выдерживается строже, поэтому лучше использовать тексты небольшого объёма.
  8. Содержание текстов должно быть разным: информативно значимым, проблемным, эстетическим.
  9. Текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами (т.е. теми учениками, у которых хорошо развита слуховая память) и хуже визуалами (т.е. теми учениками, у которых лучше развита зрительная память). Учитывая эту особенность человеческой памяти, учитель может при подготовке к экзамену предъявлять запись текста на доске. Увиденный и проанализированный текст убирается, и запись делается учащимися по памяти. Можно использовать такие варианты работы:
    - учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти;
    - учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти;
    - учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти.
  10. Важно затем сопоставить исходный текст (первичный) с письмом по памяти (вторичным). Приёмы работы: самопроверка, саморедактирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморедактирование и взаимооценка.
  11. Необходимо заострить внимание на членении текста на абзацы, отвечающие микротемам или составляющие часть микротем. Отрабатывается специфический пунктуационный знак – красная строка.
  12. В качестве материала для работы можно использовать миниатюры М.М.Пришвина, очерки К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» (гл. «Мшары»).
  13. Чтобы научиться писать изложения и сочинения, надо как можно чаще заниматься такой работой. При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.

 

Рекомендации к написанию изложения

  1. Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
  2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
  3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
  4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
  5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
  6. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.
  7. Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
  8. Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
  9. Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:
    - тезис (основная мысль);
    - аргументы (доказательства);
    - вывод (автор может сам и не делать вывода).
    Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.
  10. Прослушивая (читая) текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. .
  11. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.
  12. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
  13. Медленно перечитайте предложение , в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,
    - нет ли у вас грамматических ошибок,
    - не нарушена ли связь слов,
    - не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей ( так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов).
  14. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
  15. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
  16. Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите.
  17. Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений