Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Русский язык >> Итоговая аттестация выпускников

Экзаменационное изложение для 9 класса
(материалы для подготовки обучающихся к итоговой аттестации)

Рабион Т.М., учитель русского языка гимн.№4 г.Мурманска

«Любовь, уважение, знание…»

(из книги Д. С. Лихачёва
«Письма о добром и прекрасном» )

 

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.

(280 слов)

 

 

Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте существенные (важные) мысли.
  2. Найдите среди них основную мысль – идею текста.
  3. Разбейте текст на смысловые части, сохранив при этом последовательность в развитии событий.
  4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
  5. Подумайте, какие детали и подробности можно исключить в каждой части.
  6. Какие факты, примеры можно объединить и обобщить в каждой части?
  7. Отредактируйте текст в черновике.

Языковые приёмы компрессии исходного текста:

  1. Замена однородных членов обобщающим наименованием.
  2. Замена фрагмента текста синонимичным выражением.
  3. Замена предложения или его части указательным местоимением.
  4. Замена сложноподчинённого предложения простым.
  5. Исключение повторов.
  6. Исключение фрагмента предложения.
  7. Исключение одного или нескольких синонимов.
  8. Слияние нескольких предложений в одно.

 

Важные мысли текста:

  1. Историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать.
  2. Культурные памятники – благодарность потомков и признательность героям-защитникам.
  3. Разрушение памятников культуры – преступление против памяти, души и свободы человека, народа.
  4. «Запас» культурной среды напрямую зависит от чувства патриотизма каждого человека.

Основная мысль текста: любовь к родному краю, родной культуре и речи начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к своему дому, к окружающим людям.

 

Смысловые части текста (план):

  1. Тревога за нацию: необходимость охраны культурного наследия страны.
  2. Преступление против памяти народа на Бородинском поле.
  3. Путевой дворец Растрелли: утрата памятника невосстановима.
  4. Воспитание патриотизма и любви к своему краю, народу и истории.

 

Сжатие текста

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( замена придаточного местоимением, слияние нескольких предложений в одно).

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когдауходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. (исключение информации из текста). Мы с Николаем Ивановичем (замена местоимением) обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты (замена одним словом фрагмента) на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину (упрощение и сокращение предложения, исключение синонима).

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурномоблике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.

( сокращение ряда второстепенных членов) По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко отлинии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (замена фрагмента текста синонимичным выражением). Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятыхгодов. (исключение предложения).И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами. ( исключение фрагмента предложения, слияние предложений, исключение синонима).

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. ( исключение фрагмента текста, слияние предложений). Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово . (исключение повторов, сокращение однородного ряда, слияние предложений, упрощение предложений).

 (280 слов)

Текст сжатого изложения (1 вариант)

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли! Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.

«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.

(155 слов)

 

Текст сжатого изложения (2 вариант)

В памяти Д.С.Лихачева возникают горестные картины того, как человек перестаёт ценить культурное наследие свое страны.

Так, однажды вместе с замечательным реставратором Н.И.Ивановым автор побывал на Бородинском поле, где они оба почтили память героев прошлого. Трудно вообразить, что именно там, на поле нашей славы, произошло поругание народной святыни: был взорван памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали прекрасное чувство – благодарность потомков защитникам России.

Д.С.Лихачёв родился в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов. Недалеко от города стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать бы его, так нет – снесли! Теперь на этом месте пусто, и в душе пусто, ведь утрата памятника невосстановима.

«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, к с уважения к людям.

(130 слов)

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений