Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Русский язык >> Итоговая аттестация выпускников >>

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку
за курс основной школы

(из опыта работы Полевой Г.Н., учителя русского языка МОУ СОШ№43)

 

Прочитайте текст и выполните задания А 1 —А 7; В 1 — В 14

(1) На задворках нашего села стоял на сваях деревянный дом. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) 0 чём же рассказывала мне музыка? (5)0 чём-то очень большом. (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне. (8) Кажется, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной: он посылал ей последний привет. (15) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(16) «Спасибо вам, дяденька»,— прошептал я. (17)«3а что, мальчик?» — (18) «За то, что я не сирота». (19) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (20) В эти минуты не было для меня зла. (21)Мир был добр и одинок так же, как я. (22) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (23)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.

(24)... Прошло много лет. (25) И вот однажды в конце войны я, взволнованный, стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (26) Кругом пахло гарью, пылью. (27) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (28) Эта музыка разбередила воспоминания. (29) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (30) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (31) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (З2)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (33)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В.Астафьеву)

 

К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.Номер этого ответа обведите кружком.

 

А1. Какое высказывание соответствует авторской позиции?

1) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.

2) В эти минуты не было для меня зла.

3) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.

4) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

 

А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «0 чём же рассказывала мне музыка?»

  • О чём-то очень большом.
  • О последнем привете музыканта Огинского.
  • Мальчик чувствовал тревогу, горе, жалость. Ему хотелось плакать от всего услышанного.
  • Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор.

 

А3. Как характеризует рассказчика информация, заключенная в предложениях 19-22

  • Рассказчик – воспитанный человек и благодарит музыканта за испытанный им восторг.
  • Рассказчик глубоко прочувствовал музыку, понял, что такое любовь к родине.
  • Рассказчик был добрым и одиноким, поэтому ему было приятно присутствие Васи-поляка.
  • Рассказчик умеет восторгаться миром, в котором он живет.

 

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПОДБРАСЫВАТЬ (предложение 32)

  • Бросать вверх; подкидывать.
  • Подкидывать, подкладывать тайком.
  • Толчком встряхивать, заставлять взлетать вверх.
  • Бросать дополнительно к чему-л.

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого.

  • (17)«3а что, мальчик?» — (18) «За то, что я не сирота».
  • (22) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (23)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
  • 29) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (30) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то.
  • (26) Кругом пахло гарью, пылью. (27) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.

 

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипача не «Вася», а «Вася-поляк»?»

Такая форма имени говорит …

  • о фамильярно-пренебрежительном отношении рассказчика к музыканту.
  • о незначительной возрастной разнице Васи и рассказчика
  • о подчеркнутой "вненациональности" музыкантов.
  • об отсутствии разницы в имущественном положении рассказчика и скрипача

 

А7. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении 30 : «Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то»?

1) фразеологизм;
2) анафора;
3) олицетворение;
4) метафора.

 

 Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно,запятыми.

В1. Подберите синоним к слову ЮТИЛИСЬ из предложения 32.

В2 Из предложений 28-30 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3 Из предложений 28–30 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой

В4. В предложении 25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксах –ованн- (-еванн-) полных и кратких форм отглагольных имен прилагательных пишется НН».

В5. Из приведенного ниже предложения 8 выпишите цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово.

Кажется,(1) хочется заплакать,(2) оттого что мне жалко самого себя,(3) жалко тех,(4) что спят непробудным сном на кладбище!

В6. Из приведенного ниже предложения 15 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) части сложносочиненного предложения.

Давно уже нет композитора на свете, (1) но боль его,(2) тоска его,(3) любовь к родной земле,(4) которую никто не может отнять,(5) жива до сих пор .

В7. Из приведенных ниже предложений 30-31 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) части сложноподчиненного предложения.

Но теперь та же музыка,(1) которую я слушал в детстве,(2) преломилась во мне и закаменела,(3) особенно та её часть,(4) от которой я плакал когда-то. Музыка так же,(5) как и в ту далёкую ночь,(6) хватала за горло,(7) но не выжимала слёз,(8) не прорастала жалостью.

В8. Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В10. Среди предложений 9-13 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

Напишите номер этого предложения.

В12. Определите количество грамматических основ в предложении 11или 32.

В13. Среди предложений 12-15 найдите сложное бессоюзное предложение.

Напишите номер этого предложения

В14. Среди предложении 30-33 найдите сложное предложение с однородным подчинением.

Напишите номер этого предложения.

 

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания 1 в письменной речи.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

 

 

Ответы

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7
1 4 2 3 3 3 4

 

 

 

 

 

В1 проживать, жить А2 А3 А4 А5 А6 А7
1 4 2 3 3 3 4

 

 

 

 

В2 умереть

В3 разбередила

В4 взволнованный

В5 1

В6 1

В7 1,2,4

В8 дом из дерева

В9 тревожно и горько

В10 12

В11 14

В12 4 и 4

В13 14

В14 32

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений