Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Русский язык >> Итоговая аттестация выпускников

Тексты для написания сжатого изложения (из опыта работы Бойко О.В., учителя русского языка МПЛ Г.Мурманска)

 

Искусство слушать

Тот, кто слушает только самого себя, кто ценит только собственное мнение и упивается звучанием собственного голоса, кто не придает значения существованию других людей и использует их лишь как экран для отражения своих слов – тот никогда не сможет ни поддержать разговор с другим человеком, ни завязать с ним простых, добрых отношений.

Надо уметь слушать. Для этого нет необходимости становиться молчаливым и замкнутым, лучше проявлять это замечательное свойство, учась уважать того, кто перед тобой, кто ищет настоящих взаимоотношений, как и любой человек.

Уметь слушать – это искусство. Искусство быть внимательным; ценить то, что нам говорят другие, понимать, почему они говорят нам именно это; так же внимательно и ясно читать по глазам собеседника, безмолвно помогать ему жестами, выражением лица, которые свидетельствуют о нашем живом участии в диалоге.

Уметь слушать – значит уметь соотносить то, что мы думаем, с тем, что слышим, и благодаря этому проверять, насколько наши мысли весомы.

Уметь слушать – значит уметь вступать в беседу в нужный момент, не прерывая грубо собеседника и не пропуская мимо ушей его слов; отвечать на то, что оно сказал, плести нить разговора разумно – так, чтобы разговор имел смысл, то есть начало, середину и завершение.

Уметь слушать – значит понимать и быть понятым,

Тот, кто способен вести разговор, искусно чередуя свои высказывания с высказываниями других, кто слушает других так же, как самого себя и даже еще внимательнее, - тот умеет в каждую минуту жизни и в каждом уголке собирать подлинные сокровища. Умение слушать развивает наблюдательность, терпение, уважение к другим и способность мыслить.

Умение слушать – это лучший способ научиться говорить.

(Д.Гусман)

 

Любите читать

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием...

Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые он знает в деталях...

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой- либо фабрике, то просто болели.

Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе снами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злочастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве.

А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы: все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает,- свое время.

427 слов (По Д.С.Лихачеву).

 

Книга не для чтения

На протяжении многих тысячелетий человечество стремится к совершенству во всем. Сначала человек взял в руки камень, потом оборудовал его палкой: получился топор. Мы придумываем велосипед, но, устав крутить педали, изобретаем двигатель. Эта тенденция остается актуальной и по сей день.

Как ни странно, под каток технического прогресса попала та сфера деятельности человека, чья консервативность форм не подвергалась никакому сомнению _ литература. Создание такого жанра, как «аудиокнига» переиначивает само понятие «книга» в восприятии человека, потому как это «ноу-хау» человеческой мысли отменяет чтение как процесс. Отношения человека и аудиокниги строятся на ином типе восприятия – прослушивании.

В двадцать первом веке действие опережает время и оперативность становится важнее качества, а каждая свободная минутка бесценна. Конечно, удобно вставить в ухо наушник, включить роман Дарьи Донцовой и одновременно заниматься чем-либо еще, совмещая несколько дел. Однако при этом теряется главное – смысл чтения. Настоящая книга «разговаривает» лишь с одним и раскрывает свои тайны лишь одному читателю, делает писателя и читателя собеседниками. Полная поглощенность чтением переносит отношения между текстом и читателем в ранг чего-то личного, сокровенного, делает автора и нас собеседниками. Кроме того, пусть у аудиокниги есть практичность аудиоформата, но настоящая книга – это еще и произведение типографского искусства, все в ней: и яркая обложка, и оригинальные иллюстрации – приносит эстетическое удовольствие.

Во время прослушивания вы можете ненароком отвлечься, и механический голос диктора станет лишь фоном для выполнения других дел. В этом случае не может быть и речи о каком-то обстоятельном и серьезном «разговоре» тет-а-тет.

Если задуматься о месте аудиокниги в современной системе ценностей, понимаешь, что, собственно, к литературе она имеет лишь косвенное отношение. Ее следовало бы отнести к театральной или радиопостановке, где тщательный подбор дикторского голоса, актерское мастерство и качественная режиссура могут сделать аудиокнигу настоящим шедевром. И это еще раз подчеркивает несхожесть и самобытность аудиокниги в сравнении с обычным печатным изданием.

Аудиокнига – совсем молодой жанр и пока он находится в стадии становления, поэтому рассуждения о праве на жизнь в какой-то степени бессмысленны и бесперспективны. Во что выльется соревнование старой и новой форм – в безмятежное параллельное существование или столкновение в конкурентных точках – время покажет.

(И.Шпак)

 

Остаемся. Куда же нам деваться?

(1) Всех нас, таких разных, объединяет лишь одно: мы – телезрители. (2) И каждый день припадаем к «ящику», обожая его и ненавидя, радуясь и огорчаясь, аплодируя и кляня.

(3) Вам, как и мне, судя по вашим письмам в редакцию, очень многое на телевидении сегодня не нравится, и это для меня аргумент в споре с теми телевизионщиками, которые упрекают меня и моих коллег-критиков в предвзятости и оторванности от простого народа.

(4) Вам, как и мне, не нравится, когда телевидение играет в политические игры, сводя счеты с одними и незаслуженно возвеличивая других, когда оно вводит зрителя в заблуждение, выдавая немощного и больного за деятельного и здорового. (5) Как доверять важнейшему из искусств потом, когда ни обманывать, ни скрывать истину будет уже невозможно?

(6) Вас, как и меня, ужасает концентрация насилия и крови на телеэкране, и не только в информационных сюжетах ( такова жизнь!), но во множестве художественных фильмов, которые смотрят дети.

(7) Вам, как и мне, неприятно, когда с экрана говорят пошлости и даже матерятся. (8) Неприятно, когда бездарные безголосые юнцы с большими деньгами вытесняют настоящих мастеров настоящей культуры.

(8) Вам, как и мне, кажется неоправданно завышенным число всячески довольно тупых игр, где раздают за так деньги и дорогущие призы (а считается, что «простой народ» именно это больше всего любит).

(9) Вас, как и меня, раздражает реклама и «магазины на диване», чей товар доступен немногим.

(10) Вам, как и мне, противно, как необразованные, невоспитанные люди, непонятно как попавшие в эфир, коверкают язык, ерничают и кривляются, выдавая это за «новый» стиль».

(11) Одним словом, всем нам не нравится, когда нас не уважают и почитают за стадо баранов, способных, как говорит Богдан Титомир, «схавать» все.

(12) В то же время вы, как и я, высоко цените то профессиональное, талантливое, разумное и доброе, что вопреки всему все же появляется на телеэкране.

(13) В рейтинге пристрастий многих телезрителей такие известные телепередачи, как «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «В поисках утраченного» Глеба Скороходова, программы Владимира Познера, остроумнейший «Городок», «Умники и умницы», «Жди меня» и многие другие программы, дающие пищу для сердца и ума. (14) В рейтинге пристрастий, конечно, хорошее кино, наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от которых большинство нормальных людей с души воротит.

(15) Но все-таки по-настоящему талантливых, полезных , интересных , любимых программ наперечет. (16) И эта из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю, и тем, что выгодно самому телевидению, более всего тревожит мало-мальски думающих людей.

(17) Но довольно брюзжаний. (18) «Оставайтесь с нами,» - как заклинание, повторяют изо дня в день телеведущие. (19) Остаемся. (20) Куда же нам деваться. (21) Ликуй, рейтинг, законодатель телевизионных мод!

(Из Интернета)

 

 

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений