Русский язык>>
Итоговая аттестация выпускников
Система подготовки к ЕГЭ при реализации программ базового уровня
Из опыта работы Веретенниковой Е.В.,
учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 13
28.02.2008
Каждый учитель ставит перед собой цель добиться максимально возможных
результатов от процесса обучения детей. Итогом этой длительной работы
являются выпускные экзамены. В нашей школе, как впрочем, и в других,
выпускники сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Результаты
этих испытаний наглядно представлены в таблице. Хочется отметить,
что здесь отражается работа разных учителей, но при этом результат
становится более высоким год от года.
О том, как к подобным результатам шли мы, учителя средней общеобразовательной
школы № 13, нам бы и хотелось рассказать сегодня.
В работе со старшеклассниками мы строим, опираясь на программу
Власенкова Александра Ивановича и Рыбченковой Лилии Макаровны. В
учебном пособии «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» очень
много плюсов. За два года дети на достаточно высоком уровне разбирают
стилистические особенности построения текстов, учатся правильно
использовать изобразительно-выразительные средства, свойственные
определенному стилю. Также сильной стороной данного пособия является
раздел, в котором подробно повествуется об основных признаках текста,
особенностях его построения, выработке умения составить план, подобрать
тезисы, сделать выписки, и даже написать рецензию.
Однако вынуждены признать, что строя занятия только по данному пособию,
невозможно полноценно подготовить детей к единому экзамену. Всем
нам прекрасно известно построение тестовых работ части А и части
В. Здесь требуется показать свою грамотность. Учебное пособие Власенкова
и Рыбчинковой, конечно, не забывает давать детям упражнения на повторение
всех орфографических, пунктуационных правил, теоретический материал
по русскому языку. Но вот чего лишено это пособие, - системности
в повторении орфографии и морфологии! А без кропотливой и систематичной
работы добиться успеха просто невозможно.
Для качественной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ мы использовали
дополнительную литературу.
Во-первых, это пособие Галины Федоровны Хлебинской. В комплект входят
2 учебника:
10 класс – орфография и морфология;
11 класс – синтаксис простого и сложного предложения.
Привлекает уже то, что здесь нет громоздких текстов правил, все
они изложены в виде схем и таблиц. Это удобнее для зрительного восприятия,
быстрее запоминается, а значит, легче воспроизводится.
После изучения каждой темы проводится работа с использованием тестов.
А это уже ближе к ЕГЭ. Однако не все тестовые задания из данного
пособия мы предоставляли детям. Дело в том, что формулировка заданий
пособия и тестов ЕГЭ не совпадают, многие тесты дают не один, а
2 правильных ответа. А это может запутать ребенка, усложнить процесс
подготовки к ЕГЭ. Будущий выпускник должен видеть задание таким,
как оно будет сформулировано на экзамене. Именно поэтому практическую
работу мы проводили по тестам единого экзамена, используя учебно-тренировочные
материалы. Например:
- после повторения темы «Правописание частиц НЕ и НИ со словами,
различие частиц НЕ и НИ» ученикам предлагалось выполнить тесты
части А 19;
- после повторения темы «Виды словосочетаний» - часть В 3 и т.д.
Тестовые задания составлялись по образцам, предлагаемым разработчиками
учебно-тренировочных материалов : Львова, Капинос, Цыбулько.
Кроме того, наши старшеклассники ведут индивидуальные папки, которые
включают систематизированные материалы, необходимые для подготовки
к ЕГЭ. Сюда входят:
-
список лингвистических терминов (знание терминов, как нам
известно, необходимо для эффективного решения задания В 8. Несколько
лет назад на семинаре Елена Евгеньевна и Юлия Юрьевна предоставили
нам список терминов, знание которых требует данная часть. Мы
составили собственный словарь лингвистических терминов по русскому
языку и литературе. Его мы и предлагаем нашим выпускникам).
-
орфоэпический словарик
-
орфографический словарик
-
блоковая систематизация знаний о языке и речи.
Развитие речевых навыков является важным направлением в нашей работе.
На протяжении двух лет нами ставилась задача – научить каждого работать
с текстом части С единого экзамена.
Обязательным условием в этой работе является ознакомление каждого
ученика с критериями оценки части С еще в 10 классе, поэтому таблица
с критериями оценивания творческой работы есть у каждого ученика.
При проверке мы оцениваем работу так, как это делают на экзамене
– по критериям. Каждый ребенок, анализируя свое сочинение, будет
знать, что, например, в критерии К 4 снизился бал из-за недостаточности
аргументации, а в К 7 – за орфографические ошибки.
Уже в 10 классе, со второго полугодия, наши ученики пишут сочинения.
Это примерно 3-4 работы, но в 11 классе мы пишем сочинения раз в
две недели. Первые работы пишутся дома после предварительной подготовки
в классе, а в феврале-марте выпускники пишут часть С в условиях
учебной пары, т.е. за 80 минут.
Особое внимание мы уделяем работе с подбором аргументов. Для этого
мы оформляли информационные стенды, проводили информационные пятиминутки,
но большим подспорьем являются уроки литературы. Наши ученики понимали,
что самые яркие и убедительные аргументы взяты из художественных
произведений.
В результате такой системной тренировочной работы наши выпускники
успешно справляются с творческой работой части С!
Успешной сдачи ЕГЭ нашими учениками способствовала продуманная
организационная работа, а именно:
-
помощь консультантов;
-
работа в парах;
-
система устных и письменных зачетов;
-
общественные смотры знаний для родителей;
-
открытые уроки;
-
знакомство учащихся с перспективным планом работы на каждом
уроке в течение месяца.
И только благодаря такой кропотливой системной работе мы получили
подобные результаты:
Учебный год |
Качество знаний |
Уровень обученности |
Средний балл |
2004/2005 |
56% |
100% |
3,7 |
2005/2006 |
67,4% |
100% |
4 |
2006/2007 |
85,7% |
100% |
4,1 |
Материалы к выступлению
скачать архив
|