Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Русский язык>> Итоговая аттестация выпускников

Система подготовки к ЕГЭ при реализации программ базового уровня

Из опыта работы Веретенниковой Е.В.,
учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 13

28.02.2008

Каждый учитель ставит перед собой цель добиться максимально возможных результатов от процесса обучения детей. Итогом этой длительной работы являются выпускные экзамены. В нашей школе, как впрочем, и в других, выпускники сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Результаты этих испытаний наглядно представлены в таблице. Хочется отметить, что здесь отражается работа разных учителей, но при этом результат становится более высоким год от года.
О том, как к подобным результатам шли мы, учителя средней общеобразовательной школы № 13, нам бы и хотелось рассказать сегодня.

В работе со старшеклассниками мы строим, опираясь на программу Власенкова Александра Ивановича и Рыбченковой Лилии Макаровны. В учебном пособии «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» очень много плюсов. За два года дети на достаточно высоком уровне разбирают стилистические особенности построения текстов, учатся правильно использовать изобразительно-выразительные средства, свойственные определенному стилю. Также сильной стороной данного пособия является раздел, в котором подробно повествуется об основных признаках текста, особенностях его построения, выработке умения составить план, подобрать тезисы, сделать выписки, и даже написать рецензию.
Однако вынуждены признать, что строя занятия только по данному пособию, невозможно полноценно подготовить детей к единому экзамену. Всем нам прекрасно известно построение тестовых работ части А и части В. Здесь требуется показать свою грамотность. Учебное пособие Власенкова и Рыбчинковой, конечно, не забывает давать детям упражнения на повторение всех орфографических, пунктуационных правил, теоретический материал по русскому языку. Но вот чего лишено это пособие, - системности в повторении орфографии и морфологии! А без кропотливой и систематичной работы добиться успеха просто невозможно.

Для качественной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ мы использовали дополнительную литературу.
Во-первых, это пособие Галины Федоровны Хлебинской. В комплект входят 2 учебника:
10 класс – орфография и морфология;
11 класс – синтаксис простого и сложного предложения.
Привлекает уже то, что здесь нет громоздких текстов правил, все они изложены в виде схем и таблиц. Это удобнее для зрительного восприятия, быстрее запоминается, а значит, легче воспроизводится.

После изучения каждой темы проводится работа с использованием тестов. А это уже ближе к ЕГЭ. Однако не все тестовые задания из данного пособия мы предоставляли детям. Дело в том, что формулировка заданий пособия и тестов ЕГЭ не совпадают, многие тесты дают не один, а 2 правильных ответа. А это может запутать ребенка, усложнить процесс подготовки к ЕГЭ. Будущий выпускник должен видеть задание таким, как оно будет сформулировано на экзамене. Именно поэтому практическую работу мы проводили по тестам единого экзамена, используя учебно-тренировочные материалы. Например:

  • после повторения темы «Правописание частиц НЕ и НИ со словами, различие частиц НЕ и НИ» ученикам предлагалось выполнить тесты части А 19;
  • после повторения темы «Виды словосочетаний» - часть В 3 и т.д.

Тестовые задания составлялись по образцам, предлагаемым разработчиками учебно-тренировочных материалов : Львова, Капинос, Цыбулько.

Кроме того, наши старшеклассники ведут индивидуальные папки, которые включают систематизированные материалы, необходимые для подготовки к ЕГЭ. Сюда входят:

  1. список лингвистических терминов (знание терминов, как нам известно, необходимо для эффективного решения задания В 8. Несколько лет назад на семинаре Елена Евгеньевна и Юлия Юрьевна предоставили нам список терминов, знание которых требует данная часть. Мы составили собственный словарь лингвистических терминов по русскому языку и литературе. Его мы и предлагаем нашим выпускникам).

  2. орфоэпический словарик

  3. орфографический словарик

  4. блоковая систематизация знаний о языке и речи.

Развитие речевых навыков является важным направлением в нашей работе. На протяжении двух лет нами ставилась задача – научить каждого работать с текстом части С единого экзамена.
Обязательным условием в этой работе является ознакомление каждого ученика с критериями оценки части С еще в 10 классе, поэтому таблица с критериями оценивания творческой работы есть у каждого ученика.

При проверке мы оцениваем работу так, как это делают на экзамене – по критериям. Каждый ребенок, анализируя свое сочинение, будет знать, что, например, в критерии К 4 снизился бал из-за недостаточности аргументации, а в К 7 – за орфографические ошибки.

Уже в 10 классе, со второго полугодия, наши ученики пишут сочинения. Это примерно 3-4 работы, но в 11 классе мы пишем сочинения раз в две недели. Первые работы пишутся дома после предварительной подготовки в классе, а в феврале-марте выпускники пишут часть С в условиях учебной пары, т.е. за 80 минут.

Особое внимание мы уделяем работе с подбором аргументов. Для этого мы оформляли информационные стенды, проводили информационные пятиминутки, но большим подспорьем являются уроки литературы. Наши ученики понимали, что самые яркие и убедительные аргументы взяты из художественных произведений.

В результате такой системной тренировочной работы наши выпускники успешно справляются с творческой работой части С!

Успешной сдачи ЕГЭ нашими учениками способствовала продуманная организационная работа, а именно:

  • помощь консультантов;

  • работа в парах;

  • система устных и письменных зачетов;

  • общественные смотры знаний для родителей;

  • открытые уроки;

  • знакомство учащихся с перспективным планом работы на каждом уроке в течение месяца.

И только благодаря такой кропотливой системной работе мы получили подобные результаты:

Учебный год Качество знаний Уровень обученности Средний балл
2004/2005 56% 100% 3,7
2005/2006 67,4% 100% 4
2006/2007 85,7% 100% 4,1

Материалы к выступлению

скачать архив

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений