Организационно-методический
отдел
«Элементы социального проектирования»
I. Пояснительная записка
1. Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов, с целью приобщения
талантливых и способных детей к научно-исследовательской и проектной
деятельности во внеурочное время. Спецкурс позволяет создать благоприятные
условия для самообразования и предпрофильной подготовки.
2. Цель: приобщение учащихся к научно-исследовательской и проектной
деятельности.
3. Задачи:
- формирование умений и навыков в проектной, исследовательской
деятельности, а также в конструктивных видах творчества;
- активизация творческого потенциала и социальной позиции подрастающего
поколения;
- развитие коммуникативных способностей в группе, путем передачи
накопленных знаний и умений другим.
Формы занятий с учащимися:
Лекция, консультация, практикум, дискуссия, деловая игра.
4. Ожидаемые результаты:
- приобщение детей и подростков к научно-исследовательской деятельности
с практической социально- экологической направленностью;
- овладение технологией и методиками социального проектирования;
- формирование системы умений и навыков, необходимой для осуществления
творческого процесса в проектной деятельности;
- формирование умения вести поисковую работу с опорой на наблюдения
и научность;
- самореализация личности ребенка в различных видах деятельности;
- участие в научно-практических конференциях и конкурсах социальных
проектов.
I I. Программа
I. Вводный этап.
Установочные занятия (теоретический блок):
- знакомство с понятием социальное проектирование и типами проектов;
- определение актуальных социальных проблем;
- выбор темы проекта.
Практические занятия:
- формирование групп с целью изучения общественного мнения по
выбранной теме проекта;
- утверждение тематики проектов и индивидуальных планов учащихся.
II. Технологическая проработка этапов проекта.
Теоретический блок:
- определение целей, задач.
Практические занятия:
- определение финансовых и технических потребностей проекта;
- составление бюджета проекта, рабочего графика, распределение обязанностей
членов команд.
III. Реализация проекта.
Практическое освоение навыков разработки проектов:
- сбор и систематизация материалов по выбранной проблеме;
- составление и реализация планов мероприятий;
- поиск деловых партнеров и проведение переговоров с ними.
Теоретический блок:
- типовые договоры о деловом сотрудничестве.
IV. Презентация проекта.
- оформление иллюстративного ряда к проекту,
- подготовка к публичной защите проекта.
V. Обобщение материалов.
Анализ работы над проектом:
- сравнение поставленных целей и достигнутых результатов;
- определение положительных и отрицательных последствий проекта.
Оценка психологической обстановки в группе:
- мотивация участников группы;
- психологический климат в группе;
- коммуникативные особенности участников группы.
III. Тематическое планирование
I. Вводный этап. (16 часов) |
1. |
Социальное проектирование. Типы проектов. |
2 ч. |
2. |
Определение, выбор социальной проблемы. |
4 ч. |
3. |
Изучение общественного мнения по выбранной проблеме. |
2 ч. |
4. |
Формирование проектных групп. |
2 ч. |
5. |
Обсуждение идей будущих проектов. |
4 ч. |
6. |
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. |
2 ч. |
II. Технологическая проработка
этапов проекта. (12 часов) |
1. |
Определение целей и задач. |
2 ч. |
2. |
Определение нужд и потребностей, необходимых для разработки
проекта. |
2 ч. |
3. |
Изучение возможностей, анализ имеющихся ресурсов. |
2 ч. |
4. |
Составление бюджета проекта. |
2 ч. |
5. |
Составление организационного плана, рабочего графика. |
2 ч. |
6. |
Распределение обязанностей между членами группы (команд).
|
2 ч. |
III. Реализация проекта. (18
часов) |
1. |
Сбор и систематизация материалов по теме проекта. |
2 ч. |
2. |
Составление планов мероприятий по проекту. Выбор форм реализации. |
2 ч. |
3. |
Поиск и выбор деловых партнеров. |
2 ч. |
4. |
Проведение деловых переговоров. |
2 ч. |
5. |
Контроль выполнения планов. Промежуточная оценка деятельности.
|
2 ч. |
6. |
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. |
2 ч. |
7. |
Корректировка плана реализации проекта. |
2 ч. |
8. |
Описание работы по проекту. Обоснование проекта. |
4 ч. |
9. |
Оформление заявок, информационной карты, календарного плана
реализации проекта. |
2 ч. |
IV. Презентация проекта. (12 часов) |
|
Оформление иллюстративного ряда к проекту. |
4 ч. |
|
Подготовка публичной защиты. |
4 ч. |
|
Репетиция защиты. Оценка презентации. |
4 ч. |
V. Обобщение материалов. (6 часов) |
1. |
Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации
проектов. |
2 ч. |
2. |
Положительные и отрицательные последствия проектов. |
2 ч. |
|
ИТОГО |
64 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических
исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
2. Как провести социологическое исследование. Под ред. М.К.Горшкова,
Ф.Э.Шереги. - М.: Политиздат, 1990. - 288 с.
3. Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. - М.: ИПО
Профиздат, 1991. - 208 с.
4. Краткий словарь по социологии. Под общ. ред. Д.М.Гвишиани,
Н.И.Лапина. Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - Политиздат, 1989.
- 479 с.
5. Новикова С. Методика составления социологической анкеты. -
М.: МПА, 1993. - 58 с.
6. Учительской газета № 41, 1999 г.
7. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. - М.:
Изд-во МГУ, 1987. - 68 с.
8. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа.
Методы. - М.: Изд-во Самарский университет, 1995. - 239 с.
|