Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

«Мировая художественная культура»

Кириллова Анастасия Александровна
Учитель, кандидат философских наук, МОУ гимназия № 10

«Синтез искусств в творчестве М.К.Чюрлениса»

Урок мировой художественной культуры 11 класс

Презентация


общая тема: «Художественная культура России XIX – XX»

Программа Л.А.Рапацкой.

Цель: формирование художественной культуры учащихся как части духовной культуры (на основе творчества Чюрлениса)

Задачи:

  • продолжить знакомство с особенностями художественной культуры ХХ века;
  • на примере творчества М.К.Чюрлениса показать взаимосвязь музыки и живописи;
  • закрепить навыки анализа произведений искусства;
  • подчеркнуть основные принципы существования художественной культуры – связь с жизнью и взаимообогащение видов искусства, синтез, синкретизм искусства.

Оборудование: иллюстрации картин М.К. Чюрлениса (формат А-3), фонограммы произведений, презентация с основными датами жизни, перечнем произведений, плакат-заглавие «Наш вернисаж» и «М. К. Чюрленис».

Оформление доски: на скрытых створках справа- перечень основных произведений, эпиграф. Слева – Микалоюс Константинас Чурленис (1875 - 1911), даты, трудные слова.

Эпиграф:

Оставшемуся в одиночестве человеку душно, темно.
Но, чем шире крылья интеллекта, – тем он свободнее…

М.К.Чюрленис

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

- К 11 классу вы уже знаете, что любое произведение рассказывает о своем создателе, иногда даже то, что он пытается скрыть. На свободных столах разложены иллюстрации. Рассмотрите их и попытайтесь составить свое представление об авторе: его мировосприятие, черты характера. Попробуйте определить, где он жил, его привязанности и т.д. Обучающиеся встают, рассматривают иллюстрации.

Пока учащиеся вглядываются в произведения, звучит музыка «В лесу».

После того, как все вернулись на свои места, музыка звучит еще какое-то время, затем - выключается. Ребята выдвигают свои версии: этот человек нежный, возможно ранимый; романтик; любит природу, скорее всего это его Родина; он часто испытывает чувство одиночества; жил возле какого-то озера или моря; скорее всего на севере, среди лесов; может быть, увлекался фольклором и др.
Задают вопрос: почему во время просмотра картин звучала музыка?

Учитель обобщает все сказанное, подчеркивая особенность - соединение в творчестве этого мастера двух видов искусства, и объявляет тему урока. Включается презентация. Слайд № 1

Учитель. По опорным датам раскрывает основные вехи жизни. (Слайд № 2)
Учащиеся делают опорные записи в тетради:

  1875 г., Друскиненкай.
  С 1888г учеба в оркестровой школе
  С 1893 г Варшава, музыкальный институт
  С 1901г .Лейпциг, консерватория
  С 1904г. Варшава, школа изящных искусств.
  1907г .Вильнюс, выставка литовских художников.
  1908 – 1909г. Петербург.
  1911г Варшава-Вильнюс.

Учитель. После Чюрлениса остались дневники, письма. Вот, что он написал однажды.

Слайд № 3. Зачитываются слова эпиграфа.

Учитель. Ни одной картины не продано при жизни. Ни одного музыкального произведения не услышал он в концертном зале. Слава, как это часто бывает, пришла к нему после смерти…
В Каунасе, в музее М.К.Чюрлениса, собраны его картины, звучит его музыка. Давайте попробуем и у нас создать выставку картин М.К.Чюрлениса. Выберите из иллюстраций ту, которая произвела на вас впечатление, и разместите на доске. Прикрепляются таблички: «Наш вернисаж» и «М.К. Чюрленис». Учащиеся вновь подходят к иллюстрациям, находят полюбившуюся и прикрепляют на доску.

Учитель. Сейчас, когда все они перед глазами, не заметите ли вы еще одну особенность его творчества?

Ученики обнаруживают картины, объединенные одной темой. Например «Знаки Зодиака», «Море».
Учитель дает правильные названия: «Соната моря», «Соната весны» и т.д. и
Учитель показывает презентацию дальше, кратко комментируя.
«В мире картин Чюрлениса» (Слайды 4-12).
1904 – картина «Покой».
1905 – 1906 – цикл «Сотворение мира».(13 картин).
1906-1907 - цикл «Знаки зодиака».
1908-1908 – циклы «Весна», «Лето», «Зима».
Основные музыкальные произведения (Слайд № 13).

Учитель комментирует.
1900-1901- симфоническая поэма «В лесу», с нее началась история профессиональной литовской музыки, ее вы слышали, когда рассматривали картины художника.
1903 – 1907 – симфоническая поэма «Море».
Учащиеся дополняют опорные записи.

Учитель. Сейчас вы услышите музыку М. Чюрлениса. Подумайте, какой серии картин или картине она соответствует, какие художественные образы рождает. Слушается фрагмент симфонической поэмы «Море», 1 часть. Ответы детей и совместный анализ произведений музыки и живописи.
Анализируется понятие «синтез искусств».

Учитель. Одной из моих самых любимых картин Чюрлениса является «Фуга».

(Слайд № 14) Всмотритесь в нее (анализ картины) и вслушайтесь в музыку (фуга соль-минор, краткий анализ).

Заключение.

Учитель возвращается к теме урока (слайд № 1). Мы еще не раз вернемся к проблеме синтеза искусств, знакомясь с художественной культурой ХХ – ХХ1 вв. Огромное количество экспериментов ставится сегодня по соединению различных видов искусства. Генезис эволюции искусства на новом уровне позволяет осмыслить сикретизм искусства, существовавший в первобытном обществе. Сегодня стираются границы между видами искусств в виртуальной реальности, с помощью компьютерных технологий. Но, как бы ни развивалась техника, без человеческого творчества, интеллекта искусство не может существовать, а человек, не знающий и не понимающий искусства, не может считаться полноценной личностью.

Наш урок подошел к концу. Хочется, чтобы вы унесли с собой не только знания, открытие интересного художника, музыканта. Но и оставили в сердце его слова. Может быть, они спасут вас в минуты одиночества и печали, напомнят о сегодняшнем уроке и счастливом открытии М.К. Чюрлениса. (Детям раздаются листочки-закладки с эпиграфом урока).

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений