Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

 

Тема урока: «Эволюция: миф или реальность?»

Программа авторского коллектива под рук. В.В. Пасечника

МОУ гимназии № 6 г. Мурманска
Учитель: Абашкина М. Н., учитель биологии первой
категории

9 класс

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о прямых и косвенных доказательствах эволюции, показать практическую ценность знаний об эволюции органического мира для человечества

  2. Сформировать умение учащихся использовать данные разных наук для доказательства эволюции, выявлять причинно-следственные связи между условиями среды и развитием органического мира.

  3. Продолжить формирование научного мировоззрения у учащихся.

Оборудование:

  1. Гербарий гомологичных органов растений;
  2. Коллекции гомологичных органов животных;
  3. Влажные препараты: развитие комнатной мухи, развитие рабочей пчелы, развитие рыбы, развитие ужа, развитие птицы;
  4. Ископаемые остатки: окаменелости раковин белемнитов, древесины растений, каменный уголь, отпечатки медузы и трилобита;
  5. Рисунки гомологичных органов, рудиментов, эмбрионального развития организмов, переходных форм, филогенетических рядов;
  6. Презентация «Доказательства эволюции».

Ход урока:

1. Введение в тему урока.

Сегодня наш урок я хочу начать со слов русского поэта Ф.И. Тютчева:

  Природа – сфинкс. И тем она верней
своим искусом губит человека,
что, может статься, никакой от века
загадки нет и не было у ней.

Сфинкс, в древней мифологии означает – загадка.
Природа – сфинкс – загадка! Так ли это на самом деле? – сомневается поэт. Действительно, может быть загадки природы, которые кажутся нам необъяснимыми, на самом деле имеют простой ответ, смысл которого, без определённых знаний, нам не ясен? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сейчас я познакомлю вас с некоторыми загадками органического мира.

А) В Сибири был найден труп мамонтёнка, хорошо сохранившийся в вечной мерзлоте. Но в настоящее время на территории Сибири, впрочем как и в целом на Земле, мамонты не встречаются. Как можно объяснить этот факт?

Б) Следующая загадка. На Кольской сверхглубокой скважине, на 10-километровой глубине было обнаружено 14 видов микрофоссилий – окаменевших микроскопических остатков живых организмов, возраст которых оценивается в 3 млрд. лет. В настоящее время на территории Кольского полуострова встречается несколько тысяч видов живых организмов: растений, животных, грибов, бактерий. Как можно объяснить появление такого разнообразия видов?

- Как можно объяснить находки организмов, которых сейчас в природе не существует?

Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма, который поможет вам объяснить эти факты.

- Определите, какой процесс показан в фильме?
- Определите, какой процесс показан в кинофильме?
- Что такое эволюция?
- Можем ли мы наблюдать эволюционные процессы в природе?
- Но как человек может убедиться в самом факте эволюции жизни, если она занимает миллиарды лет? Истинна ли история развития жизни, показанная в кинофильме? Эволюция – это миф или реальность?

Тему сегодняшнего урока мы так и назовём: «Эволюция: миф или реальность?». Запишите, пожалуйста, тему урока на своём рабочем листе (Приложение 1).

2. Изучение нового материала

Сформулируйте гипотезу (предположение) о реальности эволюции (существует эволюция в природе, или нет), обоснуйте её (подкрепите известными вам данными), запишите на рабочий лист.
Главная цель нашего урока: доказать реальное существование эволюционного процесса в живой природе (т.е. общность происхождения живых организмов, родство между различными систематическими группами, изменяемость видов в связи с приспособлением к условиям жизни).
Слайд 1.
Сведения, подтверждающие существование эволюции живых организмов, дают нам различные отрасли биологической науки. Мы познакомимся с данными трёх наук: палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии.
Я предлагаю вам выполнить лабораторную работу по изучению доказательств эволюции, которые дают эти науки. Каждая группа будет изучать только одну группу доказательств (Приложения 2, 3, 4). При выполнении работы используйте наглядные материалы, разложенные на столе, материал учебника и справочный материал (Приложение 5). Выводы по своей работе вы занесёте в таблицу «Доказательства эволюции» на рабочем листе. Затем, каждая группа устно должна дать характеристику изученных доказательств, обосновать свой вывод. На эту работу вам отводится 5-7 минут.

Работа в группах.

1 группа. Каковы сравнительно-анатомические доказательства эволюции?

2 группа. Каковы эмбриологические доказательства эволюции?
3 группа. Каковы палеонтологические доказательства эволюции?
Проверка выполнения, социализация, обсуждение

А) Гомологичные органы (слайды 2, 3)
- В чём сходство рассмотренных вами гомологичных органов? О чём свидетельствует это сходство?
- В чём различия рассмотренных органов? С чем связаны эти различия?
- Почему гомологичные органы могут служить доказательством эволюции?
- Почему рудименты могут служить доказательством эволюции? Каково их происхождение?

Задание № 1 (инструктивная карточка, Приложение 6).
Б) Биогенетический закон (слайды 4 – 8)
- Можно ли считать атавизмы доказательством эволюции? О чём свидетельствует их существование?
- Каково их происхождение?
- С какими биологическими законами вы познакомились при изучении зародышевого развития?
- Может ли закон зародышевого сходства служить доказательством эволюции? Почему?
- Какова роль биогенетического закона в доказательстве факта существования эволюции?
Формулировка вывода.

В) Ископаемые остатки (слайды 9 – 12)
- Какие формы ископаемых остатков вы рассмотрели?
- Какие слои земли хранят более древние ископаемые остатки?
- В каких слоях земли находят ископаемые организмы, обнаруживающие большее сходство с современными видами? Как вы думаете, почему?
- О чём свидетельствует сходство вымерших форм организмов с современными видами?
- О чём свидетельствует существование переходных форм?
- Что показывают филогенетические ряды?
Формулировка вывода.

Задания №2 -3 (нструктивная карточка).

3. Обобщение учебного материала.

Рассмотренные факты доказывают, что органический мир Земли находится в состоянии постоянного постепенного развития, т.е. эволюции (Слайд 13). Сделайте вывод, исходя из темы нашего урока, запишите его и сравните со своей гипотезой.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какова ценность знаний об эволюции?
В заключение нашего урока, хочу вернуться к словам поэта, с которых мы сегодня начали. Природа – сфинкс (загадка). Но, обладая грузом знаний, можно разгадать любую загадку.
Чем больше груз наших знаний, тем легче решаются загадки!

4. Домашнее задание: стр.218-220 учебника
Выпишите в тетрадь известные вам идеи и факты, опровергающие теорию исторического развития органического мира или по-иному трактующие изученные на данном уроке доказательства эволюции.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений