Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

 

Тема урока: “Жизнедеятельность организма”
Программа Н.И. Сонина
Почему у нас в краю пальмы не растут?

МОУ СОШ №56
Учитель: Дернова Г.В., учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 56 г.Мурманска
6 класс

 

Цель урока: познакомить учащихся с приспособленностью растений к условиям
Севера.

Задачи:

    1. расширить знания учащихся о факторах, влияющих на живые организмы в условиях Севера; типичных видах растений Мурманской области;
    2. формировать знания о приспособлениях растений к жизни в условиях Севера;
    3. учить обосновывать уязвимость северных природных сообществ, развивать экологическое мышление;
    4. развивать умение самостоятельно проводить небольшие исследования, работать с дополнительной литературой, выступать перед аудиторией;
    5. приучать соблюдению правил бережного отношения к организмам и природным сообществам.

Оборудование: гербарии растений, произрастающих в области; фотографии; видеофильм “Приспособленность организмов к условиям Севера”; схемы-рисунки из книг: «Живая Арктика», «География Мурманской области»; рабочие листы; презентация.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Презентация к уроку

Ход урока

I. Введение в тему. Актуализация знаний.

Почему у нас в краю пальмы не растут?
Ясно всем: тебе и мне –
Что нам ясно? . . .

Да, вы правы ребята. Холодно им тут. Посмотрите, в каких условиях Севера находятся наши растения. (Демонстрация видеофрагмента о суровых условиях Севера).
- Не растут теплолюбивые пальмы, а какие растения у нас могут выжить? (Ответы учащихся.)

Цель нашего урока выяснить:
- Легко ли быть северным растением?
- Как наши растения приспособились к условиям обитания?
(Демонстрация слайда презентации)

К этому уроку группа ребят подготовила проект: «Приспособленность растений к условиям Севера», целью которого было: установить факторы, влияющие на северные растения, и выявить черты их приспособленности к ним. С результатами своей работы они познакомят нас сегодня. Их выступления будут сопровождаться демонстрацией видеофрагментов.

На уроке также будем работать с тестовыми заданиями, будьте внимательны.

II. Изучение нового материала.

1. Экологические факторы, влияющие на организмы в условиях Севера.

(Выступление учащегося, выполнение задания “Выбери правильное утверждение “)

Край наш Мурманский особый:
Пусть зимою солнца нет,
И в туманы край одет,
Но зато полярным летом
Совершенно ночи нет.

Для растений нашего края характерен полярный фотопериодизм.
- Какие ещё условия оказывают влияние на живые организмы? (Рассказ учащегося или работа с информационным листом).

Давайте проверим, насколько хорошо мы запомнили условия Севера (приложение 3).

Выполните задание: “Выбери правильное утверждение”; если “нет” – объясните почему.

Проверка выполнения (Демонстрация слайда презентации).

2. Влияние экологических условий на органы растений.

А) Актуализация знаний об органах цветкового растения. (Беседа.)

“Всё связано со всем” – закон о биосфере – живой оболочке Земли гласит о том, что все организмы, процессы и явления взаимосвязаны. Условия Севера наложили отпечаток на здешнюю растительность.

- Какие растения нашей области вы знаете? (Ответы учащихся)
Мы продолжим знакомство с ними на уроках ботаники.

Закончите предложение. Растение – целостный организм, т.к. …..

Каждый орган, выполняя свою функцию, обеспечивает существование всего организма.

- Какой орган растения осуществляет взаимосвязь?
Рост и развитие растения зависит от характера питания. Назовите основные способы питания растений.

- Что такое почвенное и воздушное питание?

Б) Особенности почвенного питания наших растений. (Рассказ учащегося.)

В) Приспособленность побегов растений к условиям Севера.

Корень добывает нашим растениям питания меньше. Солнечного тепла для фотосинтеза, который идёт в полярный день круглые сутки, также меньше, потому побеги имеют свои особенности. Какие? (Рассказ учащегося или работа с информационным листом, демонстрация гербария, схем-рисунков.)

Посмотрите видеофрагмент о приспособленности побегов. Постарайтесь запомнить примеры растений и их особенности (Демонстрация видеофрагмента)

Приведите примеры приспособленности побегов к условиям нашей области (Ответы учащихся, демонстрация слайда презентации.)

3. Приспособления для размножения растений.

(Рассказ учащегося или работа с информационным листом, демонстрация слайда презентации.)

В Бразилии где-то цветут орхидеи –
Большие, как бабочки, чудо - цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее,
Хоть пышной ты в нём не найдёшь красоты.

Красивые цветы нам приносят радость, поднимают настроение.
-А для чего они нужны растению?

Давайте послушаем, какие приспособления для размножения появились у наших
растений (Рассказ учащегося).

Внимательно посмотрите видеофрагмент, найдите примеры приспособлений.

- Как приспособились северные рестения к размножению? (Ответы учащихся, демонстрация слайда презентации).

III. Закрепление и обобщение знаний.

1.Выполнение задания на установление соответствия.

Все приспособления (адаптации), о которых нам рассказали ребята, которые мы видим на гербариях, в видеофрагментах выработались у растений в течение длительного времени под влиянием условий неживой природы - абиотических факторов.

Установите соответствие между факторами неживой природы и приспособленностью растений (Письменно). Кто закончит работу, обсудите результаты с соседом.

Проверка выполнения (Запись на доске, чтение учителем правильных ответов).

2. Сценка “ Лесная полянка”.

Как приспособились растения к условиям Севера, мы выяснили.

- Как вы считаете, легко ли быть северным растением? Почему?

Писатель-натуралист Николай Иванович Сладков шёл однажды по лесу и услышал сердитые голоса. Давайте прислушаемся и мы с вами. (Сценка «Лесная полянка»)

К сожалению, и у нас так бывает.

-На что пожаловалась лесная полянка?

Природа нашего края очень хрупка и ранима. Растениям и так нелегко, но иногда
мы заставляем растения страдать, приносим им вред.

- Как мы можем облегчить жизнь растений, не мешать их существованию?

Назовите правила нашего поведения в природе.

Завершить урок хочу словами поэта В. Шефнера, обращёнными к каждому из нас:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты ощутить её спеши.
Она – твой добрый давний лекарь,
Она – союзница души.
Помните об этом всегда!

Приложение 1

Экологические факторы Севера, влияющие на живые организмы

Почти вся территория Мурманской области лежит за Северным полярным кругом и располагается на Кольском полуострове. Близость ее к полюсу, океану влияет на климат.

Значительную часть зимы на Кольском полуострове длится полярная ночь, летом солнце светит круглые сутки, но греет слабо. Лето короткое и прохладное. Из-за теплого течения Гольфстрим Баренцево море не замерзает. В результате у нас несколько повышена температура воздуха зимой ( в центральных районах холоднее), высокая влажность, облачность, частые туманы. Заморозки возможны во все летние месяцы. Среднегодовая температура воздуха около 0*С.

Над Баренцевым морем зимой часто формируются атмосферные вихри, летом они ослабевают. Тихие ясные дни неожиданно сменяются бушующей пургой. Ветер сдувает снег в лощины, обнажая землю, которая глубоко промерзает. Частые сильные ветры составляют зимой до 70% дней, летом 25%.

Количество выпадающих осадков превышает испарение влаги с поверхности земли, поэтому в области высокая влажность воздуха в течение всего года.

В Мурманской области преобладает облачная погода, число пасмурных дней в году до 82%.

Недостаток ясных дней, короткое и прохладное лето снижают процесс фотосинтеза, неблагоприятно сказываются на развитии растений нашей области.


Приложение 2

Особенности побегов северных растений

Из-за суровых условий обитания, недостатка питательных веществ наши растения низкорослы, мелколистны, у них тонкие годичные кольца.

Под влиянием ветра стволы деревьев искривляются, побеги теряют влагу, иссушаются. Поэтому в тундре и лесотундре часто втречаются стелющиеся (стланниковые) формы растений, например: карликовая березка, полярная ива.
Низкорослым растениям, прижавшимся к земле и закутанным снегом, не страшен зимой бушующий ветер. У елей часто флагообразная, однобокая, направленная в сторону господствующих ветров, крона. Многие растения приобрели подушкообразную форму (арктические крупки). Побеги их ветвятся у поверхности земли. Плотная подушка лучше прогревается солнечными лучами, защищается от ветра.

С поверхности растений воды испаряется больше, чем её подаётся корнями. Поэтому растения приспособлены к уменьшению испарения: их мелкие листья свернуты в трубочку (багульник, вереск, вороника); имеют восковой налет (голубика, брусника, клюква); одеты волосяным покровом-опушены (дриада).
Из-за суровых условий у растений низкий годовой прирост, например: у полярной ивы побеги удлиняются на 1-5 мм и дают 2-3 листа.

Как зимуют растения?

Растения на Севере зимуют на разных стадия развития. Захваченные морозом во время цветения или при завязывании плодов, они прерывают развитие, перезимовывают, а весной оттаивают и продолжают цвести или на них развиваются плоды и созревают семена. Так зимуют с почками - арктоус; с листьями - брусника, ива; цветами – смолёвка.

Особенности размножения северных растений.

В арктической флоре очень мало однолетников, так как у них отсутствуют подземные органы с запасом питательных веществ и почками необходимыми для быстрого развития тундровых растений.
Преобладают многолетники, что обусловлено вегетативным размножением. Кустарники и кустарнички теряют лишь отдельные части, ежегодно частично обновляясь, существуют бесконечно долго (некоторые до ста лет).

Способы размножения

На Севере широко распространено вегетативное размножение растений корневищами, мелкими побегами, луковицами. У некоторых появилось «живорождение», например: горец живородящий в цветках образует луковички (детки), овсяница живородящая дочерние растеньица, сердечник луговой размножается опадающими «почками»- видоизменёнными долями листа. Встречается и семенное размножение. Ветроопыляемые растения: ивы, осоки, злаки. Самоопыление характерно для крестоцветных, камнеломковых. Большинство насекомоопыляемых растений имеют яркие цветки и соцветия. Распространяются плоды и семена различными способами, эффективным средством является распространение семян ветром зимой по снежным пространствам и морскому льду на отдалённые арктические острова.

Все эти приспособления помогают размножаться нашим растениям и сохранять свои виды.

Приложение 3

I. Определите, верное или нет данное утверждение. Если согласны - напишите «ДА», если «НЕТ», то объясните почему.

1. На Севере зима холодная, тёплое лето.
2. В нашей области среднегодовая температура близка к 0*С.
3. Летом солнце светит у нас круглые сутки, но греет слабо.
4. На Кольском полуострове преобладает ясная погода, облачных дней мало.
5. Почвы нашей области скованы многолетней мерзлотой.
6. Безветрие – это особенность нашего климата.

II. Приспособленность растений к условиям Севера.

Установите соответствие между абиотическими факторами и чертами приспособленности к ним растений.

Абиотические факторы Адаптация растений
1. Полярный фотопериодизм, низкий уровень ультрафиолета (т.к. много облачных дней в году) A. Растения смыкаются в почве корневыми системами, расположенными в поверхностном слое
2. Низкие температуры Б. Стволы деревьев скривлены
3. Ветры В. Листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку
4. Небольшой плодородный
слой почвы
Г. Восковой налёт на листьях брусники, голубики
5. Недостаток воды,
физиологическая сухость
Д. Стланниковые (карликовая берёзка) и подушкообразные (арктические крупки) формы растений
  Е. Растения низкорослые, мелколистные
  Ж. Кроны елей имеют флагообразную форму
  З. Листья опущены (дриада)
  И. Растения перезимовывают на разной стадии развития (с цветками – смолёвка, почками – арктоус, с листьями – ива полярная, карликовая берёзка, брусника)
  К. Живорождение (луковицы в цветках-
- горец живородящий)

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений