Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Тема урока: «Эволюция органического мира. Доказательства эволюции
("Сотворение или эволюция")»

МОУ СОШ №27
Учитель: Феоктистова Г.В., учитель биологии МОУ СОШ № 27 г.Мурманска, победитель конкурса лучших учителей РФ (НППО)
9 класс

Цель: ознакомить учащихся с вопросами возникновения жизни на Земле.

Задачи:

    1. Учащиеся должны усвоить понятия: эволюция, креационизм, эволюционизм, сравнительная анатомия, эмбриология, палеонтология, переходные формы.
    2. Учащиеся должны научиться проводить исследование: (наблюдать, находить черты сходства, сравнивать, анализировать, делать выводы).
    3. Формирование научного мировоззрения, формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: скелеты позвоночных животных, окаменелые остатки "чертовы пальцы", отпечатки на каменном угле, влажный препарат "Развитие лягушки", таблица "Зародыши позвоночных", информационный лист "Яйцекладущие", рабочие листы для учащихся.

Метод проектно-исследовательский.

Ход урока

I. Введение.

  1. Сегодня нас на планете окружает огромное многообразие живых форм, как оно появилось? Учёные дают разные ответы на этот вопрос. Одни утверждают, что всё сотворено Создателем и всё сотворённое целесообразно – это КРЕАЦИОНИСТЫ. Другие уверены, что жизнь развивалась постепенно, через необратимые изменения – это ЭВОЛЮЦИОНИСТЫ.
  2. ОПРОС МНЕНИЙ: я прошу Вас сейчас проголосовать в соответствии с цветовой гаммой. Те, кто придерживается позиции сотворения, или хотя бы сомневаются в существовании эволюции, голосуют белыми, кто считает, что жизнь развивалась – красными шариками.

II. Проведение мини-исследования "Доказательства эволюции".

Чарльз Дарвин – автор теории эволюции шёл к её созданию долгим и трудным путём. Он учился в Богословской академии и был глубоко верующим человеком. И, тем не менее, он пришел к резкому изменению своих взглядов, будучи уже зрелым человеком. Что же повлияло на его мировоззренческие позиции? …………….– Научное исследование!.

Какие же данные породили сомнения в душе глубоко верующего Дарвина, какие науки дают сведения о процессе эволюции?

Результаты опроса показывают, что не все Вы убеждены в естественном развитии жизни на Земле. Однако есть науки, которые поставляют фактический материал. Это сравнительная анатомия, эмбриология и палеонтология.

Сейчас Вы будете работать в группах. Каждая из групп имеет своё задание. В результате его выполнения Вы получите информацию, обобщение которой позволит нам разобраться: развивалась ли жизнь или всё - таки был акт сотворения. Я напоминаю, что работая в группе, Вы проявляете внимательность, терпимость, уважение к чужому мнению. Мнение группы озвучивает один человек, но если мнения не совпали – есть собственное право озвучивания.

Работа в группах.

  1. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ. Работа с отпечатками растений на каменном угле.
  2. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ. Работа с окаменелыми остатками белемнитов – "чёртовыми пальцами".
  3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ. Изучение черт сходства скелетов позвоночных животных.
  4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ. Изучение переходных форм: кистепёрая рыба, целакант, зверозубый ящер.
  5. ЭМБРИОЛОГИЯ. Изучение черт сходства зародышей позвоночных животных.
  6. ЭМБРИОЛОГИЯ. Изучение развития лягушки.

III. Афиширование.

Выступление 1 и 2 групп.

По ходу выступления все делают записи в индивидуальных рабочих листах. Итак, выслушав 1 и 2 группы мы пришли к выводу, что есть объективные доказательства изменения состава живых организмов на Земле, были животные и растения, которых нет сейчас, и сейчас есть формы, которых не было когда- то, например, человек. Значит, ИЗМЕНЕНИЯ БЫЛИ ! ШЛО РАЗВИТИЕ, т.е. ЭВОЛЮЦИЯ! Но существует теория катастроф Ж. Кювье, которая говорит, что живое на планете неоднократно погибало и создавалось вновь! Можно ли доказать ПОСТЕПЕННОСТЬ изменений?

Выступление 3 группы.

Мы видим, что обнаружены черты сходства в строении скелетов позвоночных животных, что говорит о единстве их происхождения, об общих предках. А где же они, эти предки? В биологии есть понятие: ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ. Есть ископаемые, а есть и ныне живущие.

Выступление 4 группы.

Исследование показало, что у разных групп животных были общие предки. Но как же проходил процесс изменений? Как это можно доказать?

Выступление 5 и 6 групп.

IV. Выводы.

Доказать эволюцию возможно.
Любые гипотезы требуют подтверждения. Вы получили их благодаря исследованию, проведённому на уроке.
Прошу повторно провести голосование шарами.

Мы убедились в том, что жизнь развивалась. А если есть всё-таки ТВОРЕЦ ? Что может он? Предложите Ваши предположения. (Вдохнуть в живое ДУШУ). Может быть, эта гипотеза заинтересует кого-нибудь из Вас и станет предметом исследования и обсуждения. Но это совершенно другая тема. А сегодня…………..

ГРУППА № 1.

Информация
Сравнительная анатомия - это наука, изучающая различные группы организмов, определяющая черты сходства и различия, объясняющая их.

Задание.
Исследуйте предложенные Вам объекты. Укажите особенные черты строения утконоса и ехидны - примитивных животных отряда Первозвери класса Млекопитающие. О чём говорят результаты исследования?

Составьте рассказ по плану:

    1. исследуемые объекты
    2. результаты исследования
    3. укажите черты пресмыкающихся
    4. укажите черты млекопитающих
    5. сделайте обобщающий вывод

ГРУППА № 2.

Информация
Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие животных, находящая черты сходства и различия, объясняющая причины их возникновения.

Задание.
Сравните зародыши позвоночных животных на ранней, средней и поздней стадиях развития. Проведите исследование. Найдите черты сходства и различия.

Составьте рассказ по плану:

    1. исследуемые объекты
    2. результаты исследования
    3. черты сходства
    4. черты различия
    5. вывод

ГРУППА № 3.

Информация.
Палеонтология – наука, изучающая ископаемые остатки организмов (отпечатки, окаменелости), реконструирующая их внутреннее строение и внешний вид, восстанавливающая условия их жизни.

Задание.
Рассмотрите отпечатки древних растений на каменном угле, реконструкции отпечатков. Существуют ли сегодня данные виды растений? О чём это говорит?

Составьте рассказ об исследуемых объектах по плану:

    1. исследуемые объекты
    2. результаты исследования
    3. обобщающие выводы

ГРУППА № 4.

Информация
Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

Задание.
1. Рассмотрите схемы строения яйцеклетки и сперматозоида. Найдите черты сходства с половыми клетками других организмов.
2. Рассмотрите схему " Дробление оплодотворённой яйцеклетки". Подумайте, о чём говорит факт формирования из одной клетки многоклеточного организма?

Составьте рассказ по плану:

    1. исследуемый объект
    2. результаты исследования
    3. обобщающий вывод
Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений