Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

 

Тема урока: "МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ
Тип Иглокожие "

Программа авторского коллектива под рук. В.В. Пасечника

МОУ гимназии № 10 г. Мурманска
Учитель: Подмятникова Л.С., учитель биологии, победитель конкурса лучших учителей РФ (НППО)

7 класс

Цели:

  1. Учащиеся должны усвоить понятия: «известковый скелет, водно-сосудистая система, известковые иглы, панцирь»; знать общие признаки типа Иглокожих, классы Морские звёзды, Морские ежи, Морские лилии, Офиуры, Голотурии, значение в природе и жизни человека.
  2. Учащиеся должны уметь проводить элементарные исследования биологических объектов, сравнивать их, анализировать информацию, полученную из разных источников, узнавать представителей классов, описывать значение иглокожих в природе.
  3. Способствовать формированию научного мировоззрения, развитию чувства патриотизма, воспитанию бережное отношение к живому, коммуникативные качества.

Оборудование: электронная презентация «Тип Иглокожие», программа «notebook» + интерактивная доска, натуральные высушенные морские звёзды, морские ежи, кораллы (на каждую парту), офиуры, окаменелости морских лилий, ПК, сайт

Ход урока.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Мы изучили несколько типов животных. Представители этих типов часто встречаются в Баренцевом море. Давайте вспомним этих животных.
- Определите, к какому типу относятся животные (презентация, слайд 2)
- Как называются животные, находящиеся на столах?
- К какому типу они относятся?
Можно ли этих животных отнести к Кишечнополостным? (презентация, слайд 3)

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Для ответа на вопрос урока мы воспользуемся методом сравнительного анализа.
- Каких животных мы должны сравнить?
- Вспомните, какие признаки характерны для Кишечнополостных? (презентация, слайд 4)
1. Общая характеристика иглокожих – рассказ, (презентация, слайд 5 - 12).
Задание 1. Запишите признаки животных по ходу рассказа.
Животное, лежащее у вас на столах, - морская звезда. Тело её длиной от 5 см до 5 м, часто имеет пятилучевую форму. Разделения тела на отделы нет. Снаружи тело покрыто кожей, в ней имеется внутренний скелет. Он состоит из отдельных известковых пластинок. У многих видов образуются известковые иглы – выросты, которые пронзают эпителий и торчат наружу. У морских звёзд развивается вторичная полость тела.
Уникальная особенность – водно-сосудистая система (амбулакральная). Она состоит из каналов: кольцевого и радиальных. В каналах расположены гибкие выросты – амбулакральные ножки с присосками. С их помощью животные медленно передвигаются по дну.
Нервная система примитивная, лучевая. Пищеварительная система сквозная, имеет объёмистый желудок, который может выворачиваться наружу. Морские звёзды хищники. Дыхательная, кровеносная, выделительная системы есть, но слабо развиты.
Большинство иглокожих раздельнополы, оплодотворение наружное. Личинки обычно имеют двустороннюю симметрию. Для иглокожих характерна регенерация.

Проверка выполнения задания.
- Сравните с кишечнополостными, сделайте вывод (ответ на вопрос урока).
Эти животные относятся к типу Иглокожих.
- С чем же связаны черты сходства иглокожих и кишечнополостных?
Сейчас иглокожих около 7000 видов, примерно в 2 раза больше обитало в предыдущие геологические эпохи. Тип Иглокожие включает несколько классов (работа в программе «notebook», стр 1).
2. Многообразие иглокожих– самостоятельная работа (работа в программе «notebook», стр 1, 2)
- Какие признаки лежат в основе выделения классов?

Выдвижение гипотез.
Работа в группах, 10 мин.
1 группа – класс Морские ежи (см рабочий лист)
2 группа – класс Морские лилии
3 группа – класс Голотурии (Морские огурцы)
4 группа – класс Офиуры (Змеехвостки)
Проверка выполнения задания, работа в программе «notebook», стр 2, 3, 4, 5, 6, 7, заполнение таблицы.
Вывод?
3 Место Иглокожих на эволюционном древе - работа в программе «notebook», стр 9

Задание 3. Определите место Иглокожих в системе животного мира.
4. Значение Иглокожих.

Задание 4. Заполните схему «Значение Иглокожих»

III ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Итак, мы познакомились ещё с одним типом животных, который, по мнению учёных ведёт своё начало от древних кольчатых червей. Это группа также уникальна, но является тупиком в эволюции животного мира.
- Как вы думаете, какие особенности мешают им развиваться?
IV. Д\З § 13, повт. §§ 5 – 19.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений