Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

 

Тема урока: "ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ
Основные направления эволюции "

Программа авторского коллектива под рук. В.В. Пасечника

МОУ гимназии № 10 г. Мурманска
Учитель: Подмятникова Л.С., учитель биологии, победитель конкурса лучших учителей РФ (НППО)

10 клас


Цели:

  1. Сформировать у обучающихся знания об основных направлениях эволюционного процесса.

  2. Способствовать развитию общеучебных и специальных умений и навыков самообразования.

  3. Способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, коммуникативных качеств.

Задачи:

  1. Учащиеся должны усвоить понятия «биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация», знать основные ароморфозы в животном и растительном мире.

  2. Учащиеся должны уметь анализировать факты, схемы, таблицы, рисунки, проводить простейшие исследования биологических объектов, сравнивать, выявлять признаки биологического прогресса и регресса, ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации у растений и животных, составлять аргументированный рассказ.

Оборудование: таблицы по общей биологии «Ароморфозы животных», «Идиоадаптация и дегенерация у животных», «Ароморфозы и идиоадаптации у растений», рабочие листы, презентация «Основные направления эволюции», мультимедийная система, видеофрагмент «Двоякодышащие рыбы (в\ф Приспособления организмов», ВВС).

Форма учебной деятельности: семинар, 2 часа

Ход занятия.

      Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет.
А. Ахматова.

I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Мы познакомились с начальным этапом эволюционного процесса – микроэволюцией, выявили эволюционный материал, единицу, движущие силы и результаты. Но эволюция не заканчивается с образованием нового вида, мутационный процесс продолжает действовать, внутривидовая борьба переходит в межвидовую, виды продолжают дивергировать, но в то же время образуют родственные группы – роды, семейства и т.д. такой эволюционный процесс называется макроэволюцией (презентация «Основные направления эволюции», слайды 2, 3)

Макроэволюция эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне и обусловливающие формирование крупных таксонов.

Макроэволюция как система микроэволюцией обладает своими особенностями.

А) Сравнивая группы организмов (семейства, классы, типы \ отделы), можно определить направленность эволюционного процесса – усложнение организации.

Б) В то же время можно увидеть некоторое сходство признаков у разных неродственных организмов: редукция некоторых органов у паразитических растений и животных, ласты или плавники у водных животных.

- Как объясняет СТЭ подобные факты?
Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

С тех пор, как люди стали классифицировать объекты, они пытались разделить их на простые и сложные, примитивные и прогрессивные. Органический мир развивается от простых форм к сложным.

А) Ламарк объяснял это «стремлением к самосовершенствованию» - закон градаций. Условия среды нарушают градацию. Прогресс и приспособление противоречат друг другу. Самозарождение продолжается и в наши дни: этим можно объяснить существование простых и сложных форм.
Б) Теория Дарвина решает эту проблему просто: организмы прогрессивно эволюционирую лишь в том случае, если им это выгодно, если высокая организация сможет обеспечить успех в жизненной борьбе.
Однако споры о путях, способах и причинах прогрессивной эволюции не утихают и по сей день.

2. Основные направления макроэволюции - объяснение.
Прежде всего нужно чётко представлять себе понятия прогресса и регресса в органическом мире.
- Приведите примеры прогрессивных, на ваш взгляд, организмов. Почему вы так считаете?
- Можно ли отнести ленточных червей к прогрессирующим? сем. Орхидных?
Ясность в решение этого вопроса внёс А.Н. Северцов (презентация). Он выделил 2 направления в эволюции организмов – расцвет группы = прогресс, и затухание группы = регресс. А.Н. Северцов чётко разделил расплывчатое дарвиновское понятие «прогресс» на биологический прогресс и морфофизиологический прогресс. Аналогично существуют понятия биологического и морфофизиологического регресса.
Биологический прогресс (англ. процветание) – успех группы в биологическом состязании.
Биологический регресс – проигрыш жизненного состязания. Впоследствии И.И. Шмальгаузен дополнительно выделил ещё одно направление – биологическая стабилизация (презентация).
Учёные определил критерии биологического прогресса и регресса. Какие? Для ответа на этот вопрос выполните задание 1
Задание 1. (см рабочий лист семинара).
Проверка выполнения задания («notebook», с 1)

3. Пути достижения биологического прогресса.
А.Н. Северцов выделяет 3 пути достижения какой-либо группой биологического прогресса:
А) ароморфоз = морфофизиологический прогресс = арогенез,
Б) идиоадаптация = частные приспособления = аллогенез,
В) дегенерация = морфофизиологический регресс = катагенез
а) Охарактеризуйте ароморфоз как один из способов достижения прогресса – устный ответ, обсуждение («notebook», с 2)
Давайте на конкретных примерах выясним, какова роль ароморфозов в достижении успеха в борьбе за жизнь.
Задание 2. (см рабочий лист).
Проверка выполнения («notebook», с 3).
б) Охарактеризуйте идиоадаптации как один из наиболее распространённых путей эволюции – устный ответ, обсуждение («notebook», с 4)
Задание 3. (см. лист семинара).
Проверка выполнения («notebook», с 5).
в) Охарактеризуйте роль дегенерации в эволюции органического мира – устный ответ, обсуждение («notebook», с 6)

Задание 4. (см лист семинара).
Проверка выполнения
(«notebook», с 7).
г) Соотношение путей биологического прогресса.
Различные пути эволюции тесно связаны между собой. Ароморфоз возникает на основе частного приспособления, которое в данных условиях среды даёт крупное преимущество организму, ставит его в благоприятные условия. В этих условиях перестраивается вся его организация. Ароморфозы возникают не одномоментно, при своём появлении они не отличаются от обычных адаптаций. В свою очередь после крупного ароморфоза происходит освоение среды за счёт идиоадаптаций.

4. Пути биологического регресса – объяснение («notebook», с 8).
- Как вы думаете, какие причины могут привести какую-либо группу организмов на грань вымирания?
Большинство видов, занесённых в Красную Книгу, находятся в состоянии биологического регресса.

Задание 5. (см. лист семинара).
Проверка выполненияnotebook», с 9).

III. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Итак, мы выяснили, что биологические прогресс и регресс могут достигаться разными путями, примитивность строения не является показателем исчезновения этой группы организмов в скором времени.
- Почему же на Земле сосуществуют организмы разного уровня сложности?

IV. Д / З Повторить §§ 67, 68.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений