Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

 

Тема урока: "МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ
Класс Костные рыбы"

Программа авторского коллектива под рук. В.В. Пасечника

МОУ гимназии № 10 г. Мурманска
Учитель: Подмятникова Л.С., учитель биологии, победитель конкурса лучших учителей РФ (НППО)

7 класс

Цели:

  1. Учащиеся должны усвоить понятия «костные рыбы, отр осетрообразные, трескообразные, сельдеобразные, лососеобразные, камбалообразные, кистепёрые, проходные рыбы», знать представителей отрядов, особенности биологии, значение в жизни природы ичеловека, охряняемые виды рыб Кольского полуострова..
  2. Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь между образом жизни животных и их особенностями строения, сравнивать отряды рыб, распознавать представителей разных отрядов, работать с разными источниками информации.
  3. . Способствовать формированию научного мировоззрения, коммуникативных качеств обучающихся.
    Оборудование: программа «notebook» + интерактивная доска («Класс Костные рыбы»), натуральные объекты (летучая рыба, рыба - шар).

Ход урока.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

На прошлом уроке мы познакомились с классом Хрящевых рыб. Давайте вспомним их биологические особенности
- Какие признаки свидетельствуют о их примитивности?
- Какие особенности помогают хрящевым рыбам процветать?
Сегодня мы познакомимся с классом Костных рыб.
- Как вы думаете, почему этот класс получил такое название?
- Какие ещё признаки характерны для костных рыб?
Этот класс включает около 20 000 видов рыб. Костные рыбы отличаются огромным многообразием: обитают в пресных, солёных водах, есть свои карлики (филиппинский бычок – до 11 мм) и гиганты (белуга - до 7 м), имеют как невзрачную, так и яркую окраску, могут передвигаться с разной скоростью, некоторые переносят пересыхание водоёмов и т.п. (notebook, с 1).
В чём причина многообразия Костных рыб?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Классификация Костных рыб (notebook, стр 2) – рассказ.
К Костным рыбам относятся более 36 отрядов рыб. Классификация рыб ещё недостаточно разработана. Мы познакомимся с представителями всего 6 отрядов.
- Как вы думаете, а почему выбраны именно эти отряды?
В экономике нашей области представители этих отрядов играют важную роль как предмет промысла.
В ходе совместной работы вы должны будете выполнить задание 1.

Задание 1. Заполните таблицу «Многообразие костных рыб», проанализируйте её, сделайте вывод (см вопрос урока)

Название отряда Условия обитания Особенности Представители

2. Отр. Осетрообразные – рассказ (notebook, стр 3)
Осетрообразные распространены только в северном полушарии, другое их название – костно-хрящевые рыбы. Костно-хрящевые рыбы представляют собой остаток нескольких древних групп, которые предшествовали расцвету остальных отрядов костных рыб. Наиболее известными представителями являются (notebook, стр 3): русский осётр, белуга, севрюга, стерлядь. Они характеризуются многими древними чертами в строении: основа скелета – неокостеневающая хорда, тела позвонков отсутствуют, хвостовой плавник гетероцеркальный, бока покрыты ганоидной чешуёй, на теле располагается 5 рядов костных пластинок, череп хрящевой, в кишечнике – спиральный клапан, имеется рострум, рот нижний. Внешним обликом костно-хрящевые рыбы похожи на акул, но это только внешнее сходство. В водоёмах России встречаются осетровые. Тело их удлинённое, веретенообразное. Зубов нет, на нижней стороне рыла 4 усика. Эти рыбы относятся к долгожителям (белуга – до 100 лет, осётр – 50 и более). Все осетровые откладывают икру в пресных водоёмах с быстрым течением, галечным дном. Такие рыбы называются проходными. Основная пища осетровых – донные беспозвоночные. Лишь самые крупные белуга и калуга – хищники. Важнейшие районы нагула осетровых – север каспийского моря, Азовское море, моря Дальнего Востока. Осетровые – национальное богатство России (90 % мировой добычи).
3. Другие отряды Костных рыб – работа в группах, 10 мин.
1 группа – Лососеобразные (см рабочий лист)
2 группа - Трескообразные
3 группа - Сельдеобразные
4 группа – Камбалообразные
Проверка выполнения (notebook, стр 4 -7)
4. Кистепёрые рыбы – рассказ (notebook, стр 8)
Надотряд Кистепёрых рыб включает один современный вид – латимерию. В 1938 г. у берегов Южной Африки была выловлена первая рыба. Несмотря на все усилия до настоящего времени поймано всего около 100 экземпляров. Характерная черта – длинная мясистая лопасть в основаниях парных плавников. Такие плавники напоминают конечности наземных позвоночных. У латимерии нет позвонков, плавательный пузырь в виде трубки, в кишечнике – спиральный клапан, характерно яйцеживорождение. Подвижность плавников позволяет ей переползать через подводные камни. Вымершие родственники - целаканты, в силуре были весьма многочисленны. Представляет научный интерес (процесс выхода животных на сушу).
Вывод. Причинами многообразия Костных рыб являются: приспособленность к разнообразным условиям обитания, разнообразному образу жизни, характеру питания.
5. Место Костных рыб в системе животного мира - работа в «notebook», стр 9
Задание 2. Определите место Хрящевых рыб в системе животного мира.

III ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Итак, мы познакомились с наиболее примитивной группой хордовых, но несмотря на примитивность, рыбы находятся в прогрессирующем состоянии.

IV. Д\З § 23, повт. § 22 - 22.
- Чем объясняется успешная конкуренция рыб с другими водными животными?
Красная Книга МО.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений