Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

 

Тема урока: «Голосеменные растения»

Программа авторского коллектива под рук. В.В. Пасечника

6 класс


Учитель: Шачнева Н.Б., учитель биологии высшей категории МОУ гимназии № 6 г. Мурманска

Цели:

  1. сформировать у учащихся знания о семенных растениях, приспособлениях к среде обитания, об усложнении голосеменных по сравнению с папоротниками; познакомить учащихся с многообразием голосеменных и их значением в природе и жизни человека;

  2. развивать у учащихся умения отбирать главное в изучаемом материале, сравнивать биологические объекты, давать аргументированный рассказ, проводить простейшие исследования.

Ход урока:

1. Актуализация знаний учащихся, введение в тему.
Ребята, вы конечно же знаете, что я держу в руках? (янтарь)
О происхождении янтаря сложено много легенд. Послушайте одну из них.
Юный сын древнегреческого бога Солнца Гелиоса, Фаэтон, однажды уговорил отца дать ему проехать по небу на своей сияющей колеснице. Но, не справившись с огнедышащими крылатыми конями, запряжёнными в неё, он сорвался вниз и погиб. Оплакивали гибель Фаэтона его сёстры. Слёзы дочерей бога Солнца падали в воду и превращались в кусочки янтаря.
Так гласит легенда. Но таково ли происхождение янтаря, в действительности?
Ответы учащихся (Нет, это застывшая смола древних голосеменных растений)

Беседа с учащимися.

  • К какой группе относят голосеменные растения?
  • Дайте характеристику низшим растениям, приведите пример.
  • Дайте характеристику Высшим растениям.
  • По размножению высшие растения делятся на какие группы?
  • Дайте характеристику споре.
  • Дайте характеристику семени.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности внешнего строения, многообразие и значение голосеменных растений. Их распространение в природе и приспособленность к среде обитания.

2. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя
Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений. Появились они 300 млн.л.н., своего расцвета они достигли около 150 млн.л.н.
Это исключительно наземные вечнозелёные, реже листопадные деревья, кустарники, лианы.
Своё название они получили потому, что их семена лежат голо, открыто на поверхности чешуи шишек. Весной на молодых ветках развиваются шишки двух типов. Мужские – зеленовато-жёлтые и красноватые – женские. Женские шишки растут, древеснеют, сначала они становятся зелёными, затем коричневыми. В них созревают семена, затем чешуи шишек раскрываются и семена высыпаются.
В настоящее время известно около 750 видов голосеменных. Наиболее распространены из них хвойные.
- Как Вы думаете, почему они так называются?
- Какие хвойные растения Вам известны?
Посмотрите на карту растительности. Фиолетовым цветом показаны территории, где произрастают хвойные.
- Где в большей степени распространены хвойные?
- Каковы климатические особенности этих территорий?
Просмотрите кинофрагмент, ответьте на вопрос.

  • К каким климатическим условиям адаптированы хвойные?
  • Какие хвойные произрастают на Кольском полуострове?

2. Лабораторная работа «Изучение особенностей строения хвойных»

- Как звучит проблемный вопрос?
- Какие Вы можете предложить гипотезы?
Выполните лабораторную работу. В вашем распоряжении 15 минут.

3. Проверка лабораторной работы
- Охарактеризуйте хвою голосеменных растений.
- Какие особенности хвойных позволили им распространиться в природе и обитать в суровых условиях?
- Как Вы думаете, какой вид хвойных наиболее распространён в природе?
Оказывается, что это лиственница, она составляет 45% площади всех хвойных лесов.
- Почему эту породу называют лиственницей? (видеофрагмент)

4. Человек издревле использовал в своей хозяйственной деятельности хвойные – строил корабли, например, до наших дней дошли легенды о великолепных дворцах Давида и Соломона, многие архитектурные детали которых были сделаны из древесины хвойных. Широко известны скрипки Страдивари и Амати.
- Каково значение хвойных в настоящее время в природе и жизни человека?
Итак, хвойные – неотъемлемый компонент природы, важны в хозяйственной деятельности человека.
Человек оказывает сильное влияние на лесные сообщества.
- Каковы отрицательные последствия воздействия человека на хвойные леса?
Чтобы ярче продемонстрировать этот факт, посмотрите ещё один видеофрагмент (в\фр «Леса в районе Мончегорска»).
- Почему именно хвойные в большей степени подвержены влиянию загрязнения среды обитания?
- Какой мы можем внести вклад в охрану хвойных в природе?
- Сделайте вывод по сегодняшнему уроку.

3. Домашнее задание: параграф 16, вопросы в конце параграфа, № 51 в рабочей тетради.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений