Элективный курс «Английская литература»
- Программа курса 9-10 классы.
- Рецензия на программу
Программа 9-10 классы
|
утверждена на заседании МО учителей
иностранного языка гимназии №2
кафедра иностранных языков
Автор: Чулкина И.А.
Мурманск, 2004 |
Объяснительная записка
Элективный курс «Английская литература» рассчитан на 136 часов
для учащихся 9-10 классов.
Целью данного курса является подготовка учащихся
к знакомству как с классическими произведениями разных эпох и литературных
направлений, так и основами практического анализа структурных и
семантических особенностей художественных текстов, овладение современным
английским языком в области языкознания и литературоведения, а также
ознакомление с этапами формирования английского языка на примерах
литературных произведений разных жанров и разных исторических эпох.
Это предполагает:
- Формирование творческого отношения к прочитанному, а так же
способности учащихся отстаивать свою точку зрения о прочитанном
и обсуждать определенную проблему.
- Формирование умений рассматривать художественный текст как
средство коммуникации.
Задачи учебного курса:
- Развитие у учащихся умений читать оригинальную художественную
прозу, используя разные типы чтения.
- Совершенствование языковых навыков учащихся.
- Развитие межпредметных связей и повышение общего уровня общей
культуры и образованности.
- Повышение мотивации к овладению иностранными языками.
Наиболее эффективными методами, используемыми на занятиях,
являются:
- Проведение вводных бесед, занятий по темам курса.
- Домашний разбор отрывков из художественных текстов с целью
выработки и учащихся навыков самостоятельного анализа художественных
произведений и работы с дополнительными источниками информации.
- Выполнение различных творческих заданий с целью закрепления
навыков работы с художественным текстом.
- Проведение ролевых игр и драматических постановок отрывков
из произведений.
- Разбор отрывков из произведений с целью выработки собственного
взгляда на поставленную для обсуждения проблему.
В течение всего периода обучения по данному курсу учащийся выполняет
два проекта (по одному в год). Под проектом понимается творческая,
завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям и умениям
учащихся.
Работа над проектом включает в себя написание реферата по литературоведческой
теме, защита реферата в конце учебного года.
Предлагаемая тематика рефератов:
№ |
Тема |
1 |
The beginnings of English: old and middle English 600-1485. |
2 |
The legend of King Author. |
3 |
G. Chaucer: “What is the World? What asketh men to have?” |
4 |
The mystery of W. Shakespeare. |
5 |
John Milton: poetry and politics. |
6 |
The rise of novel. 16-17 centuries. |
7 |
The English poetry of the romantic age 1789-1832. |
8 |
Metre of the English poetry. |
9 |
Secret of Frankenstein. |
10 |
Charles Dickens – the greatest Victorian writer. |
11 |
The role of English drama at the end of the 18th century. |
12 |
Novels of adventure by R. L Stevenson. |
13 |
Important women writers of the 20th century. |
14 |
G. B. Show – the leading figure in English drama of the 20th
century. |
15 |
Popular writers or the contemporary period. |
Использование методов проектной и реферативной работы позволяет
на деле реализовать деятельный подход в обучении учащихся интегрировать
знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных
дисциплин на разных этапах обучения.
Таким образом, проектная работа должна не только сформировать
ряд практических умений и навыков, но и систематизировать все полученные
на занятиях знания.
В процессе работы учащиеся должны овладеть следующими умениями
и навыками:
- Читать и понимать аутентичные тексты различных жанров с использованием
различных видов чтения.
- Обобщать описанные события.
- Оценивать степень важности или достоверности прочитанной информации.
- Определять замысел автора.
- Понимать смысл текста и его проблематику.
- Участвовать в беседе о прочитанном, обмениваться информацией.
Высказывать свою точку зрения.
- Уметь излагать и анализировать прочитанное.
- Давать характеристику литературным героям.
- Ценить и уважать культурные обычаи и традиции других народов.
Курс ведется на английском языке. Имеет практическую
направленность, расширяет лексический запас, активизирует грамматические
навыки. Материал курса ориентирован на активные и интенсивные методы
обучения иностранным языкам: беседы за круглым столом, проблемные
задания, интервью, составление проектов, выступления с сообщениями,
написание рефератов, проведение заседаний дискуссионного клуба.
Большое внимание уделяется аудированию оригинальных текстов, для
чего используются аудиокассеты и видеофильмы.
Элективный курс по английской литературе не только углубляет знания
школьников по английскому языку и английской литературе, но и способствует
дальнейшему эстетическому и духовному развитию учащихся, способствует
познавательной активности и коммуникативной компетенции, формирует
способность работать с различными литературными источниками. Материалы
курса способствуют самообразованию, формированию гармоничного восприятия
мира, помогают поддерживать и развивать мотивацию к изучению английского
языка в условиях профильного образования в средней школе.
В содержании курса можно выделить следующие темы:
9 класс – 68 часов
№ |
Тема. |
1 |
Introduction |
2 |
Periods of English literature |
3 |
Poetry: Figures of speech |
4 |
Poetry: Imagery |
5 |
Poetry: Symbols |
6 |
Poetry: Sound features, part 1 |
7 |
Poetry: Sound features, part 2 |
8 |
Standard poetic forms: the ballad |
9 |
Standard poetic forms: the sonnet |
10 |
Layout |
11 |
Drama: dialogue |
12 |
Drama: soliloquy |
13 |
Drama: tone |
14 |
Drama: irony |
15 |
Drama: stage directions |
16 |
Video review |
17 |
Fiction: setting |
18 |
Fiction: character |
19 |
Fiction: plot |
20 |
Fiction: narrators and point of view |
21 |
Fiction: Theme |
22 |
Review: project work |
23 |
The old English period (428-1100). Historical background. |
24 |
“Beowulf”. |
25 |
Traditional ballad. “Robin Hood.” |
26 |
Traditional ballad. Part 2. |
27 |
Geoffrey Chaucer. Life story. |
28 |
Geoffrey Chaucer. “The Canterbury Tales”. |
29 |
Sir Thomas Malory. Literary scene. |
30 |
Sir Thomas Malory. “The death of Arthur.” |
31 |
Thomas More. Life story. |
32 |
Thomas More. “Utopia.” |
33 |
The Renaissance Period (1485-1660). Historical background. |
34 |
The beginning of the English theatre. |
35 |
Christopher Marlowe. “Doctor Faustus”. |
36 |
Sonnets. |
37 |
William Shakespeare. “Romeo and Juliet.” |
38 |
William Shakespeare. “A Midsummer Night’s Dream.” |
39 |
William Shakespeare. “Hamlet.” |
40 |
William Shakespeare. “Macbeth.” |
41 |
The neoclassic period.(1660-1798) Historical context. |
42 |
Social background. |
43 |
John Milton. Sonnets. |
44 |
John Milton. “ Paradise lost.” |
45 |
Daniel Defoe. “Robinson Crusoe”.
Part 1. |
46 |
Daniel Defoe. “Robinson Crusoe”.
Part 2. |
47 |
Jonathan Swift and Puritanism. |
48 |
Jonathan Swift. “Gulliver’s Travels”.
|
49 |
The romantic period(1798-1870). Historical background. |
50 |
Robert Burns. Poetry. |
51 |
William Blake. Poetry. |
52 |
William Wordsworth. Poetry. |
53 |
George Gordon Byron. Life story. |
54 |
George Gordon Byron. “Chide Harold’s Pilgrimage”. |
55 |
Jane Austen. “Emma’. |
56 |
Jane Austen. “Pride and Prejudice”. |
57 |
Mary Shelley. “Frankenstein”. |
58 |
Video quiz “Frankenstein”. |
59 |
Charles Dickens. Life Story. |
60 |
Charles Dickens. “Oliver Twist.” |
61 |
William Makepeace Thackeray. “Vanity Fair”. |
62 |
Drama Festival. |
63 |
Sisters Bronte. |
64 |
Charlotte Bronte. “Jane Eyre”.
|
65 |
Wilkie Collins. “The Woman in White”. |
66 |
Wilkie Collins. “The Moonstone”. |
67 |
Literary Conference. |
68 |
Literary Conference. |
10 класс – 68 часов
1 |
The realistic period(1870-1914). Historical background. |
2 |
Social and cultural life. |
3 |
Robert Luis Stevenson. Life story. |
4 |
“Treasure Island.” |
5 |
“The strange story of Dr. Jeckyl and Mr. Hyde”. |
6 |
“The Kidnapped”. |
7 |
Author Conan Doyle. Life story. |
8 |
“The Hound of Baskervilles”. |
9 |
“The Speckled Band”. |
10 |
“The five Orange Pips”. |
11 |
Oscar Wilde. The life story. |
12 |
“The Nightingale and the Rose”. |
13 |
Other fairy tales by Oscar Wilde. |
14 |
“The Picture of Dorian Gray”. |
15 |
Poetry of the Victorian age. Part 1. |
16 |
Poetry of the Victorian age. Part 2. |
17 |
Thomas Hardy. “Tess of the d’Urbervilles”. |
18 |
John Galsworthy. “The man of Property”. |
19 |
George Bernard Show. “Pygmalion”. |
20 |
Video lesson “Pygmalion”. |
21 |
Herbert George Wells. “The first Men in the Moon”. |
22 |
Herbert George Wells. “The War of the World”. |
23 |
The Modernist Period (1914-1965). |
24 |
Historical and social background. |
25 |
William Somerset Maugham. “Of Human Bondage”. |
26 |
William Somerset Maugham. “The Moon and sixpence”. |
27 |
Agatha Christie. The life story. |
28 |
Agatha Christie. “Ten Little Niggers”. |
29 |
Agatha Christie. “The murder at the Vicarage”. |
30 |
Agatha Christie. “Why didn’t they ask Evans?” |
31 |
Graham Greene. “The Quite American”. |
32 |
Graham Greene. “Our Man in Havana”. |
33 |
William Golding. “Lord of Flies”. |
34 |
Discussion. “Civilisation – barbarism”. |
35 |
Poetry of Modernism. Part 1. |
36 |
Poetry of Modernism. Part 2. |
37 |
Drama of Modernism Part 1. |
38 |
Drama of Modernism Part 2. |
39 |
Drama Festival. |
40 |
Drama Festival. |
41 |
The Contemporary Age. Historical and social background. |
42 |
The Contemporary Age. Cultural Life. |
43 |
Fiction – novel. |
44 |
Fiction – novel. |
45 |
Fiction – comic novel. |
46 |
Fiction – initiation novel. |
47 |
Fiction – magic novel. |
48 |
Fiction – magic novel. |
49 |
Fiction – regional novel. |
50 |
Fiction – picaresque novel. |
51 |
Poetry – sonnets. |
52 |
Poetry – sonnets. |
53 |
Poetry about work. |
54 |
Poetry about heroes. |
55 |
Poetry about expectations. |
56 |
Poetry about single-mindedness. |
57 |
Poetry Festival. |
58 |
Poetry Festival. |
59 |
Drama – modern tragedy. Part 1. |
60 |
Drama – modern tragedy. Part 2. |
61 |
Drama – modern comedy. Part 1. |
62 |
Drama – modern comedy. Part 2. |
63 |
Drama – theatre of absurd. |
64 |
Drama – theatre of absurd. |
65 |
Drama Festival. |
66 |
Drama Festival. |
67 |
Literary Conference. |
68 |
Literary Conference. |
Список литературы:
- R. Carter. The Penguin Guide to Literature in English.
- N. Gordeeva. The English Literature.
- D. Delaney. Fields of Vision.
- Macmillan Literature Guide.
- Longman WordWise Dictionary.
- Longman Dictionary of English Language and Culture.
- WWW.PENGUINREADERS.com
Рецензия на программу
элективного курса «Английская литература».
Предлагаемая программа предназначена для занятий по английской
литературе с учащимися 9-10 классов.
Программа разработана учителем английского языка гимназии № 2
г. Мурманска Чулкиной Ириной Анатольевной.
Программа спецкурса рассчитана на 136 часов (в 9 классе – 68 часов,
в 10 классе – 68 часов).
В структурном отношении в программе представлены:
- объяснительная записка,
- определены цели и задачи курса,
- содержание,
- наиболее эффективные методы проведения занятий,
- предлагаемая тематика рефератов,
- требования к выработке умений и навыков учащихся.
Представлен список используемой и рекомендуемой литературы для
учащихся.
Содержание курса подтверждает главную цель обучения иностранным
языкам – формирование и развитие коммуникативной компетентности
учащихся, которая предполагает совершенствование языковых навыков
учащихся, развитие межпредметных связей, повышение уровня общей
культуры и образованности, повышение мотивации к овладению иностранными
языками и формирование умения рассматривать литературу как средство
коммуникации и выработка творческого отношения к прочитанному, т.
е. способность учащихся отстаивать свою точку зрения о прочитанном
и обсуждать литературные произведения, что ведет к включению школьников
к диалогу культур.
Выше изложенное определяет актуальность и необходимость проведения
курса английской литературы с учащимися гимназий и общеобразовательных
школ.
Настоящая программа рекомендована к использованию в учебном процессе.
Программа и рецензия утверждена на заседании кафедры английского
языка МГПУ от 29.09.2004 года (протокол №1) и на Совете факультета
иностранных языков МГПУ от 24.09.2004 года (протокол №1).
|
Рецензент:
Декан факультета иностранных языков МГПУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Лисицина Татьяна Николаевна. |
|