Чередник Вера Вячеславовна, учитель
географии лимцей № 2 г. Мурманска
Методическая разработка урока географии в 11 классе с использованием ЭОР по теме «Италия»
скачать материалы 
- Предмет: «география, урок – изучение нового материала»
- Тема: «Италия».
- Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
- Класс: 11.
- Технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология.
- Цели (деятельностная, содержательная), формируемые УУД.
Деятельностная цель – формирование способности у учащихся самостоятельно составлять комплексную характеристику страны (Италии), с учетом особенностей географического положения, населения и хозяйства.
Содержательная цель – формирование системы географических особенностей страны, а именно географического положения, административно-территориального устройства, населения, уровня экономического развития и хозяйства.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
- Поиск и привлечение необходимых ресурсов (слайдов, ссылок), текстовой информации учебника, карт атласа в познавательной деятельности;
- отбор, анализ, обобщение информации, ее оценка;
- структурирование информации;
- перевод графической информации (а также информацию таблиц, диаграмм) в текстовую;
Коммуникативные:
- формирование умения взаимодействовать в группе (распределять задания, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность);
- умение грамотно формулировать свои мысли в соответствии с поставленными задачами перед учеником конкретно, и группой;
Познавательные:
- формирование навыка чтения карт различной тематики по теме «Италия» («Физическая карта Европы», «Народы Зарубежной Европы», «Религии Европы», «Зарубежная Европа. Политическая карта», «Зарубежная Европа. Экономическая карта»);
- чтение и анализ таблиц, графиков и диаграмм («Динамика численности населения Италии», «Динамика и структура миграций населения Италии»)
Личностные:
- формирование умения проявлять понимание и уважение кценностям итальянской культуры;
- Аннотация:Презентация к уроку «Италия» содержит материал для проведения урока в 11 классе в теме «Зарубежная Европа» раздела «Страны и регионы мира». Данный электронный ресурс содержит:
- набор иллюстративного материала (географических карт, картинок) для реализации метода наглядности изучаемого материала;
- графических объектов (таблиц, диаграмм, графиков), требующих чтения, анализа, решения простых задач, что позволяет показать метапредметные связи географии с математикой, демографией;
- сайты, использование которых в сети интернет, поможет ученику обнаружить недостающие данные предложенных таблиц, для получения правильного ответа при решении заданий, тем самым реализуя метод проблемного обучения.
- использование предложенных сайтов для домашнего задания дает возможность учащимся осознанно и творчески подойти к оформлению домашнего задания, реализуя интерактивный метод, т.е. создание маршрута с использованием видеофрагментов либо видеофильма, слайд-шоу и т.д. Технические особенности и условия использования представляемой разработки: презентация составлена в программе «Microsoft PowerPoint».
Условия для использования: проведение урока в компьютерном классе (кабинет информатики) или мобильном классе, наличие выхода в интернет и интерактивной доски.
Проведение данного урока позволяет:
- сократить время на изучение материала (с учетом того, что в 10-11 классах на реализацию данного учебного предмета отводится 1 урок в неделю)
- изменить характер обучения от заучивания материала к его познанию;
- формировать осознанную познавательную мотивацию;
- реализовать развивающие цели урока;
- формирование УУД.
Описание работы с ЭОР:
Урок по теме «Италия»
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Целеполагание.
Деятельность учителя: постановка цели, через создание проблемной ситуации.
3.Организация мыслительной деятельности учащихся.
Деятельность учителя: формирование рабочих групп учащихся; постановка конкретной учебной задачи для каждой группы.
Деятельность учеников:
- работают в группах, распределяя задания по конкретной учебной задаче;
- анализируют материал, предоставленный в презентации (карты, диаграммы, таблицы, графики); различные источники информации, а именно сайт http://countrymeters.info/ru/Italy;
- систематизируют, обобщают полученную информацию.
Используя, слайд №3 + используя атлас, стр.25 (изд-во «Геодезии и картографии») или стр.33 (изд-во «Дрофа») учащиеся выполняют задания карточки № 1
- Географическое положение Италии:
а) в каком субрегионе Зарубежной Европы расположено государство;
б) на каком полуострове расположена Италия;
в) какие острова входят в состав территории Италии;
г) какова площадь Италии (используйте форзац учебника);
д) как вытянута территория государства с севера на юг и с запада на восток;
е) сколько морей, и какие, моря омывают Италию;
ж) с какими государствами граничит Италия, какие из этих государств являются анклавами;
з) назовите столицу Италии;
Используя, слайд №4-7 , сайт ru.wikipedia.org + используя форзац учебника, учащиеся выполняют задания карточки № 2
II. Административно-территориальное устройство Италии:
а) какая форма государственного строя в Италии;
б) какая форма административно-территориального устройства Италии;
в) кто в настоящее время является президентом и премьер-министром Италии;
г) выберите флаг Италии из предложенных флагов стран мира. Что обозначает цветовая гамма флага;
д) охарактеризуйте государственный символ Италии – герб (в каком году был утвержден, его значение).
III. Используя карты атласа+ слайд № 8-12, составьте комплексную характеристику природных условий и ресурсов Италии, ответив на вопросы:
а) Используя физическую карту Зарубежной Европы, назовите горные системы, расположенные на территории Италии. В чем заключается особенность расположения форм рельефа на территории страны;
б) В каких климатических поясах расположена Италия;
в) Используя климатические карты Евразии, по цветовой гамме определите среднюю температуру января и июля, количество осадков по сезонам года;
г) Сделайте вывод о типе климата на территории государства;
д) Какими природными ресурсами обладает территории Италии (карта «Физическая карта», «Минеральные ресурсы Зарубежной Европы» и др.).
е) Сделайте вывод об обеспеченности природными ресурсами Италии.
Используя, слайды №13-16 , сайт http://countrymeters.info/ru/Italy + предложенные в презентации статистические данные; карты атласа, опишите население Италии
VI. Общая характеристика населения Италии.
А) Используя данные таблицы №1 «Естественное движение населения Италии», сравните показатели рождаемости, смертности, определите естественный прирост (ЕП). Сравните ЕП Италии со среднемировым показателем. Сделайте вывод о типе воспроизводства населения Италии.
Таблица №1 «Естественное движение населения Италии на 2015 г.»
выполняется с использованием счетчика населения страны
сайт http://countrymeters.info/ru/Italy
Показатели |
Количество человек |
Естественный прирост |
Коэффициент рождаемости |
?рождений /1000 человек |
? |
Коэффициент смертности |
?смертей /1000 человек |
*Среднемировой показатель ЕП= 15 рождений /1000 человек
б) Используя данные таблицы №2 «Изменение численности населения Италии», проследите динамику численности населения Италии. Сделайте вывод.
Таблица №2 «Изменение численности населения Италии»
выполняется с использованием счетчика населения страны
сайт http://countrymeters.info/ru/Italy
Год |
Численность населения, млн.чел. |
1931 г. |
41,2 |
1960 г. |
51,0 |
1977 г. |
56,3 |
2000 г. |
57,7 |
2007 г. |
60,1 |
2008 г. |
59,9 |
2009 г. |
60,2 |
2015 г. |
? |
в) Одна из наиболее важных причин изменения численности населения Италии – миграции.
Используя, данные таблицы №3 и диаграммы №4, охарактеризуйте динамику миграций населения Италии. Назовите народы, иммигрирующие в Италию. Как влияет миграция на численность населения Италии.
Таблица №3 «Динамика миграций населения на территорию Италии»
Год |
Количество иммигрантов, в %. |
2011 г. |
6,5 |
2012 г. |
7,0 |
2013 г. |
16 |
диаграмма №4 «Структура иммиграции в Италии»

г) Используя график №1, проанализируйте возрастной состав населения Италии. Сделайте вывод.
Как возрастной состав влияет на демографическую ситуацию в Италии.
График №1 «Возрастная структура населения Италии»

г) Используя карты атласа «Народы Зарубежной Европы», «Религии мира», определите этнический и религиозный состав населения Италии.
Д) Используя карты атласа «Плотность населения мира», «Уровень урбанизации», определите:
- как размещено население на территории Италии в зависимости от рельефа;
- какова средняя плотность населения Италии;
- каков уровень урбанизации населения Италии;
- крупнейшие города Италии.
Используя, слайд №17-20 +используя карты атласа стр.33 (изд-во «Дрофа) или стр. 27 (изд-во «Геодезии и картографии) и предложенный текст составьте характеристику хозяйства Италии
VI. Общая характеристика хозяйства Италии.
Италия входит в десятку наиболее развитых стран мира. В промышленности страны преобладает тяжелая индустрия при ведущей роли в ней машиностроения, химической и текстильной промышленности.
А) охарактеризуйте машиностроение Италии по плану:
- Какими подотраслями представлено машиностроение Италии
- На какие факторы ориентируется размещение предприятий отрасли (например, сырьевой, потребительский, наукоемкость и т.д.);
- Производимая продукция, крупнейшие концерны, центры – города по выпуску продукции.
Б) охарактеризуйте химическую промышленность по плану:
- На какие факторы ориентируется размещение предприятий отрасли (например, сырьевой, потребительский, наукоемкость и т.д.);
- Производимая продукция, крупнейшие концерны, центры – города по выпуску продукции.
- На какие факторы ориентируется размещение предприятий отрасли (например, сырьевой, потребительский, наукоемкость и т.д.);
- Производимая продукция, центры – города по выпуску продукции.
Г) Опишите сельское хозяйство Италии по плану:
- Какие агроклиматические факторы способствуют развитию сельского хозяйства в Италии;
- В какой части страны преимущественно преобладает сельское хозяйство;
- Назовите причины того, что сельское хозяйство составляет малую часть в общем хозяйстве страны;
- Какая отрасль преобладает в сельском хозяйстве Италии;
- Назовите экспортную продукцию сельского хозяйства страны.
На основе полученной характеристики отраслей промышленности и сельского хозяйства сделайте вывод о внутренних различиях хозяйства в стране и об экономическом положении Италии на мировой арене.
4.Представление результатов мыслительной деятельности учащихся.
Деятельность учителя:логическое выстраивание последовательности ответов групп. Контроль времени ответов учащихся.
Деятельность учеников:Каждая группа (лидер группы) представляет полученную информацию по рассматриваемому вопросу. Другие группы фиксируют полученную информацию в опорных конспектах.
Тема: «Италия»
1.Географическое положение и АТУИталии:
Показатель географического положения |
Характеристика |
1.Субрегион Зарубежной Европы |
|
2.Расположение государства на полуострове, островах |
|
3.S Италии (тыс.км²) |
|
4.Протяженность государства |
………………………км |
5.Морские границы |
Омывается …. Морями
|
6.Сухопутные границы |
Граничит с … государствами
Внутри страны анклавы - …. |
7.Столица |
|
8.Форма государственного строя и АТУ |
|
9.Президент, премьер – министр |
|
10.Флаг и герб |
|
2.Природные условия и ресурсы Италии:

Полезные ископаемые_____________________________
Климат Италии |
Характеристика |
1.Тип климата |
|
2.Лето |
|
3.Зима |
|
Внутренние воды Италии
Реки_________________________________________ Озера________________________________________
3.Население Италии:
Показатели населения |
Характеристика |
1.Численность населения |
|
2. ЕП, тип воспроизводства населения |
|
3.Национальный состав |
|
4.Религиозный состав |
|
5.Размещение населения |
|
6.Миграции населения |
|
4.Хозяйство Италии: Распределение отраслей хозяйства по уровню ВВП
Отрасли хозяйства____________________________________________________
Марки автомобилей___________________________________________________
Сельское хозяйство___________________________________________________
Основные выращиваемые культуры_____________________________________
____________________________________________________________________
Транспортная система:________________________________________________
____________________________________________________________________
Во внутренних перевозках лидирует______________________________________
Второе место__________________________________________________________
Общий вывод о стране: |
 |
5.Контроль и оценка.
Деятельность учителя:проверка качества полученных знаний на уроке, умений и навыков приобретенных на уроке, формируемых в течение изучения всего курса географии.
Деятельность учеников:исправление ошибок в тексте и заполнение пробелов, предложенных учителем (в письменной форме), взаимоконтроль.
Задание по теме: «Италия»
Исправьте ошибки в тексте и заполните пробелы.
Италия – развивающаяся страна, распложенная на Пиренейском полуострове в Южной Европе.
В состав Италии входят островные территории – это _____________ и_______________.
Страна омывается 4 – мя морями Тихого океана: __________________________________
_____________________________________________________________________________.
На территории Италии расположены анклавы – Ватикан и Монако.
Граничит Италия на северо-западе с Францией, на севере с Швецией и Австрией, на востоке с Словакией.
Италия является федеративной республикой. Президент Италии – Марио Монти, премьер- министр – Джорджо Наполитано.
Флаг страны представляет собой три горизонтальные полосы, зеленого, белого и красного цвета, символизирующих ____________________________________.
Рельеф страны преимущественно равнинный. В центральной части страны протянулись горы Альпы.
Климат на большей части субтропический, средиземноморский с умеренно-холодной зимой и жарким летом.
По национальному составу Италия - ________________ государство.
Италия – центр католичества в Европе и во всем мире.
Численность населения страны уменьшается с 2001 года.
Основными причинами уменьшения численности населения являются невысокий естественный прирост и отток населения из страны. Крупнейшие города Италии _________________________.
Основными отраслями промышленности страны являются _____________________________________________________________________________.
6.Обсуждение результатов. Рефлексия.
Деятельность учителя:контроль результата учебной деятельности, оценка знаний учащихся по итогам работы указанной в предыдущих пунктах. Выяснение моментов в работе вызвавших затруднения у учащихся.
Деятельность учеников:подведение итогов урока, осознание алгоритма действий на уроке по составлению комплексной характеристики страны, затруднения вызванные работой как самостоятельно, так и в группе, пути их решения.
7.Домашнее задание: составление туристического маршрута по Италии в группах с использованием материала, предоставленного на сайтах (или других источников информации с их указанием)
|