Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Чередник Вера Вячеславовна, учитель географии лимцей № 2 г. Мурманска

Методическая разработка урока географии в 11 классе с использованием ЭОР по теме «Италия»

скачать материалы

  • Предмет: «география, урок – изучение нового материала»
  • Тема: «Италия».
  • Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
  • Класс: 11.
  • Технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология.
  • Цели (деятельностная, содержательная), формируемые УУД.

Деятельностная цель – формирование способности у учащихся самостоятельно составлять комплексную характеристику страны (Италии), с учетом особенностей географического положения, населения и хозяйства.
Содержательная цель – формирование системы географических особенностей страны, а именно географического положения, административно-территориального устройства, населения, уровня экономического развития и хозяйства.
Формируемые УУД:
Регулятивные:

  • Поиск и привлечение необходимых ресурсов (слайдов, ссылок), текстовой информации учебника, карт атласа в познавательной деятельности;
  • отбор, анализ, обобщение информации, ее оценка;
  • структурирование информации;
  • перевод графической информации (а также информацию таблиц, диаграмм) в текстовую;

Коммуникативные:

  • формирование умения взаимодействовать в группе (распределять задания, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность);
  • умение грамотно формулировать свои мысли в соответствии с поставленными задачами перед учеником конкретно, и группой;

Познавательные:

  • формирование навыка чтения карт различной тематики по теме «Италия» («Физическая карта Европы», «Народы Зарубежной Европы», «Религии Европы», «Зарубежная Европа. Политическая карта», «Зарубежная Европа. Экономическая карта»);
  • чтение и анализ таблиц, графиков и диаграмм («Динамика численности населения Италии», «Динамика и структура миграций населения Италии»)

   Личностные:

  • формирование умения проявлять понимание и уважение кценностям итальянской культуры;
  • Аннотация:Презентация к уроку «Италия» содержит материал для проведения урока в 11 классе в теме «Зарубежная Европа» раздела «Страны и регионы мира». Данный электронный ресурс содержит:
  • набор иллюстративного материала (географических карт, картинок) для реализации метода наглядности изучаемого материала;
  • графических объектов (таблиц, диаграмм, графиков), требующих чтения, анализа, решения простых задач, что позволяет показать метапредметные связи географии с математикой, демографией;
  • сайты, использование которых в сети интернет, поможет ученику обнаружить недостающие данные предложенных таблиц, для получения правильного ответа при решении заданий, тем самым реализуя метод проблемного обучения.
  • использование предложенных сайтов для домашнего задания дает возможность учащимся осознанно и творчески подойти к оформлению домашнего задания, реализуя интерактивный метод, т.е. создание маршрута с использованием видеофрагментов либо видеофильма, слайд-шоу и т.д. Технические особенности и условия использования представляемой разработки: презентация составлена в программе «Microsoft PowerPoint».

 

      Условия для использования: проведение урока в компьютерном классе (кабинет информатики) или мобильном классе,  наличие выхода в интернет и интерактивной доски.

  • Практическая реализация.

Проведение данного урока позволяет:

  • сократить время на изучение материала (с учетом того, что в 10-11 классах на реализацию данного учебного предмета отводится 1 урок в неделю) 
  • изменить характер обучения от  заучивания материала к его познанию;
  • формировать осознанную познавательную мотивацию;
  • реализовать развивающие цели урока;
  • формирование УУД.

Описание работы с ЭОР:
Урок по теме «Италия»
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Целеполагание.
Деятельность учителя: постановка цели, через создание проблемной ситуации.
3.Организация мыслительной деятельности учащихся.
Деятельность учителя: формирование рабочих групп учащихся; постановка конкретной учебной задачи для каждой группы.
Деятельность учеников:

  • работают в группах, распределяя задания по конкретной учебной задаче;
  • анализируют материал, предоставленный в презентации (карты, диаграммы, таблицы, графики);  различные источники информации, а именно сайт http://countrymeters.info/ru/Italy;
  • систематизируют, обобщают  полученную информацию.

Используя, слайд №3   + используя  атлас, стр.25 (изд-во «Геодезии и картографии») или стр.33 (изд-во «Дрофа») учащиеся выполняют задания карточки № 1

  • Географическое положение Италии:

а) в каком субрегионе Зарубежной Европы расположено государство;
б) на каком полуострове расположена Италия;
в) какие острова входят в состав территории Италии;
г) какова площадь Италии (используйте форзац учебника);
д) как вытянута территория государства с севера на юг и с запада на восток;
е) сколько морей, и какие, моря омывают Италию;
ж) с какими государствами граничит Италия, какие из этих государств являются анклавами;
з) назовите столицу Италии;

Используя, слайд №4-7  , сайт ru.wikipedia.org + используя форзац учебника,  учащиеся выполняют задания карточки № 2
II. Административно-территориальное устройство Италии:
а) какая форма государственного строя в Италии;
б) какая форма административно-территориального устройства Италии;
в) кто в настоящее время является президентом и премьер-министром Италии;
г) выберите флаг Италии из предложенных флагов стран мира. Что обозначает цветовая гамма флага;
д) охарактеризуйте государственный символ Италии – герб (в каком году был утвержден, его значение).

III. Используя карты атласа+ слайд № 8-12, составьте комплексную характеристику природных условий и ресурсов Италии, ответив на вопросы:
а) Используя физическую карту Зарубежной Европы, назовите горные системы, расположенные на территории Италии. В чем заключается особенность расположения форм рельефа на территории страны;
б) В каких климатических поясах расположена Италия;
в) Используя климатические карты Евразии,  по цветовой гамме определите среднюю температуру января и июля, количество осадков по сезонам года;
г) Сделайте вывод о типе климата на территории государства;
д) Какими природными ресурсами обладает территории Италии (карта «Физическая карта», «Минеральные ресурсы Зарубежной Европы» и др.).
е) Сделайте вывод об обеспеченности природными ресурсами Италии.

Используя, слайды №13-16 , сайт http://countrymeters.info/ru/Italy + предложенные в презентации статистические данные; карты атласа, опишите население Италии
VI.  Общая характеристика населения Италии.
А) Используя данные таблицы №1 «Естественное движение населения Италии», сравните показатели рождаемости, смертности, определите естественный прирост (ЕП). Сравните ЕП Италии со среднемировым показателем. Сделайте вывод о типе воспроизводства населения Италии.
Таблица №1 «Естественное движение населения Италии на 2015 г.»
выполняется с использованием счетчика населения страны
сайт http://countrymeters.info/ru/Italy


Показатели

Количество человек

Естественный прирост

Коэффициент рождаемости

            ?рождений /1000 человек

 

?

Коэффициент смертности

            ?смертей /1000 человек

*Среднемировой показатель ЕП= 15 рождений /1000 человек
б) Используя данные таблицы №2 «Изменение численности населения Италии», проследите динамику численности населения Италии. Сделайте вывод. 

Таблица №2 «Изменение численности населения Италии»
выполняется с использованием счетчика населения страны
сайт http://countrymeters.info/ru/Italy


Год

Численность населения, млн.чел.

1931 г.

41,2

1960 г.

51,0

1977 г.

56,3

2000 г.

57,7

2007 г.

60,1

2008 г.

59,9

2009 г.

60,2

2015 г.

?

в) Одна из наиболее важных причин изменения численности населения Италии – миграции.
Используя, данные таблицы №3 и диаграммы  №4, охарактеризуйте динамику миграций населения Италии. Назовите народы, иммигрирующие в Италию. Как влияет миграция на численность населения Италии.
Таблица №3 «Динамика миграций населения на территорию Италии»


Год

Количество иммигрантов, в %.

2011 г.

6,5

2012 г.

7,0

2013 г.

16

диаграмма №4 «Структура иммиграции в Италии»

г) Используя график №1, проанализируйте возрастной состав населения Италии. Сделайте вывод.
Как возрастной состав влияет на демографическую ситуацию в Италии.

График  №1 «Возрастная структура населения Италии»

г) Используя карты атласа «Народы Зарубежной Европы», «Религии мира», определите этнический и религиозный состав населения Италии.
Д) Используя карты атласа «Плотность населения мира», «Уровень урбанизации», определите:
-  как размещено население на территории Италии в зависимости от рельефа;
- какова средняя плотность населения Италии;
- каков уровень урбанизации населения Италии;
- крупнейшие города Италии.

Используя, слайд №17-20 +используя карты атласа стр.33 (изд-во «Дрофа) или стр. 27 (изд-во «Геодезии и картографии) и предложенный текст составьте характеристику хозяйства Италии
VI. Общая характеристика хозяйства Италии.
Италия входит в десятку наиболее развитых стран мира. В промышленности страны преобладает тяжелая индустрия при ведущей роли в ней машиностроения, химической и текстильной промышленности.
А)  охарактеризуйте машиностроение Италии по плану:

  • Какими подотраслями представлено машиностроение Италии
  • На какие факторы ориентируется размещение предприятий отрасли (например, сырьевой, потребительский, наукоемкость и т.д.);
  • Производимая продукция, крупнейшие концерны,  центры – города по выпуску продукции.

Б) охарактеризуйте химическую промышленность по плану:

  • На какие факторы ориентируется размещение предприятий отрасли (например, сырьевой, потребительский, наукоемкость и т.д.);
  • Производимая продукция, крупнейшие концерны,  центры – города по выпуску продукции.
  • На какие факторы ориентируется размещение предприятий отрасли (например, сырьевой, потребительский, наукоемкость и т.д.);
  • Производимая продукция, центры – города по выпуску продукции.

Г) Опишите сельское хозяйство Италии по плану:

  • Какие агроклиматические факторы способствуют развитию сельского хозяйства в Италии;
  • В какой части страны преимущественно преобладает сельское хозяйство;
  • Назовите причины того, что сельское хозяйство составляет малую часть в общем хозяйстве страны;
  • Какая отрасль преобладает в сельском хозяйстве Италии;
  • Назовите экспортную продукцию сельского хозяйства страны.

На основе полученной характеристики отраслей промышленности и сельского хозяйства сделайте вывод о внутренних различиях хозяйства в стране и об экономическом положении Италии на мировой арене.

4.Представление результатов мыслительной деятельности учащихся.
Деятельность учителя:логическое выстраивание последовательности ответов групп. Контроль времени ответов учащихся.
Деятельность учеников:Каждая группа (лидер группы) представляет полученную информацию по рассматриваемому вопросу. Другие группы фиксируют полученную информацию в опорных конспектах.
Тема: «Италия»
1.Географическое положение и АТУИталии:

Показатель географического положения

Характеристика

1.Субрегион Зарубежной Европы

 

2.Расположение государства на полуострове, островах

 

3.S Италии (тыс.км²)

 

4.Протяженность государства

………………………км

5.Морские границы

Омывается  …. Морями

  • на з ….
  • на в….
  • на ю …

6.Сухопутные границы

Граничит с   …     государствами

  • на с-з …
  • на с…
  • на с-в …

Внутри страны анклавы - ….

7.Столица

 

8.Форма государственного строя и АТУ

 

9.Президент, премьер – министр

 

10.Флаг и герб

 

2.Природные условия и ресурсы Италии:

Полезные ископаемые_____________________________

Климат  Италии

Характеристика

1.Тип климата

 

2.Лето

 

3.Зима

 

Внутренние воды Италии
Реки_________________________________________ Озера________________________________________

3.Население Италии:

Показатели населения

Характеристика

1.Численность населения

 

2. ЕП, тип воспроизводства населения

 

3.Национальный состав

 

4.Религиозный состав

 

5.Размещение населения

 

6.Миграции населения

 

4.Хозяйство Италии:           Распределение отраслей хозяйства по уровню ВВП
Отрасли хозяйства____________________________________________________
Марки автомобилей___________________________________________________
Сельское хозяйство___________________________________________________
Основные выращиваемые культуры_____________________________________
____________________________________________________________________
Транспортная система:________________________________________________
____________________________________________________________________
Во внутренних перевозках лидирует______________________________________
Второе место__________________________________________________________

Общий вывод о стране:

5.Контроль и оценка.
Деятельность учителя:проверка качества полученных знаний на уроке, умений и навыков приобретенных на уроке, формируемых в течение изучения всего курса географии.
Деятельность учеников:исправление ошибок в тексте и заполнение пробелов, предложенных учителем (в письменной форме), взаимоконтроль.
Задание по теме: «Италия»
Исправьте ошибки в тексте и заполните пробелы.

Италия – развивающаяся страна, распложенная на Пиренейском полуострове в Южной Европе.
В состав Италии входят островные территории – это _____________ и_______________.
Страна омывается  4 – мя морями Тихого океана: __________________________________
_____________________________________________________________________________.
На территории Италии расположены анклавы – Ватикан и Монако.
Граничит Италия на северо-западе с Францией, на севере с Швецией и Австрией, на востоке с Словакией.
Италия является федеративной республикой. Президент Италии – Марио Монти, премьер- министр –  Джорджо Наполитано. 
Флаг страны представляет собой три горизонтальные полосы, зеленого, белого и красного цвета, символизирующих ____________________________________.
Рельеф страны преимущественно равнинный. В центральной части страны протянулись горы Альпы.
Климат на большей части субтропический, средиземноморский с умеренно-холодной зимой и жарким летом.
По национальному составу Италия - ________________ государство.
Италия – центр католичества в Европе и во всем мире.
Численность населения страны уменьшается с 2001 года.
Основными причинами уменьшения численности населения являются невысокий естественный прирост и отток населения из страны. Крупнейшие города Италии _________________________.
Основными отраслями промышленности страны являются _____________________________________________________________________________.

6.Обсуждение результатов. Рефлексия.
Деятельность учителя:контроль результата учебной деятельности, оценка знаний учащихся по итогам работы указанной в предыдущих пунктах. Выяснение моментов в работе вызвавших затруднения у учащихся.
Деятельность учеников:подведение итогов урока, осознание алгоритма действий на уроке по составлению комплексной характеристики страны, затруднения вызванные работой как самостоятельно, так и в группе,  пути их решения.
7.Домашнее задание: составление туристического маршрута по Италии в группах с использованием материала, предоставленного на сайтах (или других источников информации с их указанием)

 

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений