Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / История / Методическая копилка /

Р.В.Ермаков, учитель истории и обществознания МОУ лицея №1

 

Структурно-аксиологический анализ учебника
истории России 1945-2008, для 11 класса (2-е издание)

под редакцией А.Данилова, А.Уткина, А.Филиппова, Изд. «Просвещение», 2008.

 

1. Общие данные.

  • Учебник по истории России 1945-2008, под редакцией А.Данилова, А.Уткина, А.Филиппова, для 11 класса (2-е издание). Изд. «Просвещение», 2008.

  • для учащихся общеобразовательных учреждений,

  • с грифом: допущено министерством образования РФ,

  • учебник охватывает 2-ю половину курса отечественной истории (1945-2008), по сути являясь второй частью, хотя в самом издании часть не обозначена.

2. Вводный текст учебника.

- ставятся исторические проблемы, освещенные в данном учебнике, как то:

= Как отразилась наша победа 1945 г. на др. странах и народах,

= Почему СССР с ведущих позиций мира дошел до распада? И другие. Всего таких вопросов 7, они вполне логичны и отражают узловые проблемы второго периода новейшей истории России.

- четко заявлена позиция авторов как противников концепции тоталитаризма (что выделено жирным шрифтом) и этот тезис обосновывается тем, что подобная формулировка в применении к СССР приравнивает его к нацистской Германии. И далее на протяжении 3-х абзацев доказывают этот тезис

3. Аппарат ориентировки.

- Оглавление расположено в начале книги, что достаточно удобно.
Оно делится на 6 глав, выделенных жирным шрифтом, а главы - на параграфы, их 25.
Принцип деления – хронологический, он дублирует устоявшиеся подходы к периодизации советской и постсоветской истории. Формулировка названий глав и параграфов также достаточно типична.
Имеется словарь терминов, библиография по вышеуказанному периоду и приведены важнейшие даты по истории, данный материал расположен в конце учебника.

4. Основной текст.

Текст учебного материала изложен в линейно-хронологическом порядке в сочетании с проблемным изложением.
История нашей страны описывается в общероссийском контексте, что вполне понятно, но при этом проводятся параллели с развитием мировой истории, вкрапленные в контекст повествования достаточно органично.
Форма повествования – монологовая, являющаяся достаточно распространенной для учебников и учебных пособий, подтвердившая свою эффективность.
Авторы используют разнообразные приемы изложения: присутствует описание, повествование, объяснение, творческие приемы стилизации и иные. Данные подходы призваны усилить воздействие учебного материала на сознание обучающихся для более прочного усвоения излагаемых фактов. Подобная комбинаторность приемов изложения находится в русле современных образовательных подходов.
В отборе исторических фактов, изложенных в учебнике, на мой взгляд, авторы приводят достаточно традиционный набор для учебников 11 класса (не очень значительный по дробности), желая выйти на логические связи, весь вопрос, в каком контексте они преподнесены. А контекстная задача определена самими авторами еще в предисловии и сводится к идее показать лучшие и великие страницы нашей истории, нивелировав негативные проявления, а где это не уместно или просто невозможно (скажем репрессии) делается попытка некого оправдания метода, исходя из общемирового контекста развития, как некая историческая закономерность процесса. Хотя, в тоже время, в оценке современного периода прослеживается большая двойственность: например события 1993г.: «Многие современные специалисты считают, что действия Ельцина были незаконными, но на его стороне была выраженная на референдуме поддержка большинства проголосовавших граждан России, что придавало действиям Ельцина легитимность», а в пункте «Запрет КПСС и прекращение существования СССР» (с.225-226) излагаются только факты совершенно без оценочно, что на мой взгляд не соответствует замыслу учебника, заявленному в предисловии.
Поликультурная сторона истории имеет место в учебнике: победы и достижения России связаны с ее народом, его трудом. Не могу сказать, что выражены русофильские элементы, скорее преподносится этнический конгломерат в виде суперэтноса – советского народа и в этом контексте подобный подход оправдан и политкорректен.
Но в то же время есть ностальгия по статусу сверхдержавы, цитата: «1945-1991 гг. Москва была столицей не только нашей страны, но и целой мировой системы, включавшей в себя и в орбиту своих интересов десятки государств» - это то, что называют великодержавным шовинизмом или мессианской ролью, которая есть у любого суперэтноса, весь вопрос в подходе к оценке. Однако оговорюсь, что подобное заявление авторов учебника, безусловно, является социальным заказом, востребовано государством, лежит в русле современной идеологемы России, необходимо главное - не впадать в крайность.
Количественный объем материала, число параграфов органично вписывается в Примерную государственную программу.

5. Дополнительный текст.

Дополнительный текст представлен достаточно активно, имеет место в среднем на каждом листе (т.е. на 2-х страницах учебника), выделен жирным шрифтом, отформатировано смещенным к краю страницы (рис.1). По своему характеру он является уточняющим, детализирующим некоторые аспекты основного материала. И исходя из контекста урока, учитель может воспользоваться им или пропустить (при чтении) без потери смысловой, логической цепочки, имеющейся в основном тексте. Подобный подход сегодня является очень распространенным среди учебной литературы и не только по истории.
Так же дополнительный текст представлен выдержками из документов, научно-популярных, публицистических, художественных текстов, статданными, расположенными в конце каждого параграфа. По форме текст представлен на бежевом фоне, со значком в виде раскрытой книги. При этом он сопровождается вопросами (рис.2).
Такой текст в среднем занимает полторы страницы (4-6 выдержек) и сопровождается (в среднем) пятью вопросами.
Подобное обилие дополнительного материала открывает перед учителем значительные возможности вариативности в представлении материала и работе с ним.

рис.1 рис.2

6.Иллюстаративный материал.

Иллюстративный материал – это одно из важнейших и совершенно неоспоримых достоинств учебника.
В учебнике представлены:

  • изобразительные репродукции художественных произведений,
  • фотографии,
  • плакаты,
  • карикатуры,
  • рисунки,
  • карты,
  • схемы,
  • таблицы.

Материал учебника очень ярко иллюстрирован и сопровождает текст практически на каждой странице, помогая лучше понять как эпоху в целом, так и отдельные изучаемые события. Иллюстрации выполнены высококачественно как в черно-белом, так и в цветном варианте, что является редкостью для учебников старшего звена.

Подбор иллюстраций выполнен очень точно, и в определенной степени они способны даже подменить содержание учебника, т.к. на мой взгляд, не просто дополняют материал, но сами являются учебным материалом.

Не могу не отметить тот факт, что карты идут непосредственно за учебным текстовым материалом, а не во вклейках, оторванных от содержания. Методически это важно: позволяет не терять время на уроке при поиске карты «во вклейках».

Масштабы карт и репродукций вполне приемлемы и значительно более крупные, чем обычно размещаются (если вообще таковые имеются) в учебниках старшего звена.

7. Методический аппарат.

Наименование параграфов и глав представлены в яркой, но строгой цветовой гамме, что позволяет хорошо ориентироваться на визуальном уровне в тексте, в поиске необходимого раздела.
Каждый параграф предваряет раздел «давайте вспомним» и «попробуйте», что помогает припомнить ранее пройденное для подготовки учащихся к изучению нового материала, при этом, не дублируя вопросы после параграфа.

Каждый параграф заканчивается набором вопросов, которые можно разделить на 3 группы сложности:

  1. репродуктивные, на основе содержания параграфа;
  2. назовем их «эвристическими», они предполагают поиск необходимого материала в литературе и Интернете;
  3. проблемные вопросы.

Число предлагаемых вопросов велико и это концептуальная идея авторов, призванная более широко изучить проблему исходя из возможностей класса, отдельных учеников и подходов самого учителя

Спектр вопросов направлен на развитие:

  • знаний (хронологии, картографии, теоретических положений),
  • умений (хронологических, картографичесикх, логических, образных, оценочных, коммуникативных),
  • ценностных установок,
  • опыт творческой деятельности.

Недостатком является, то, что авторами не предусмотрены вопросы на обобщение после глав учебника.
Наличие словаря и основных дат по истории, представленные в конце учебника, очень удобны, НО мне думается, более целесообразным размещение понятий с определениями (выделенными) в тексте параграфов с дублированием в словаре.

Заключение.

Вышеозначенный учебник имеет свои достоинства, но не лишен и недостатков.
Содержание учебника, кол-во параграфов соответствуют Примерной программе и расчасовке учебного курса истории России в 11 классе.
Качество бумаги, шрифт, оформление, общая композиция учебника выполнены на высоком профессиональном полиграфическом уровне.
Методический комплекс представлен широко и разнообразно, давая возможности творчества учителю и ученику.

Однако, наличие некоторой одиозности в оценках, даже претенциозности (правда выраженных в учебнике менее, нежели они изложены в Книге для учителя) является, на мой взгляд, основным минусом данной работы.
Хотя авторы не требуют от учителя «слепо» копировать материал учебника, оставляя за ним право, самостоятельно отбирать учебный материал, благо проблем с этим в современном информационном обществе нет.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений