Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / История / Методическая копилка /

Система гимназических работ
по предметам гуманитарного цикла:
 история, литература, английский язык
  5 -11 класс

(из опыта работы МБОУ гимназии №1 г.Мурманска)
Пояснительная записка.

Гимназией №1 города Мурманска разработана система гимназических работ по предметам гуманитарного цикла –литература, история, английский язык с 5 го по11 класс. Цели гимназической работы по истории:
  -овладение методами исторического познания,
  -совершенствовать умения работы с историческими источниками,
  - развитие исторического мышления,
  - развитие познавательного интереса к истории и литературе,
  -совершенствование навыков самостоятельной деятельности.
            Проведение гимназической работы по истории в 5 классе является первой ступенькой гимназического компонента гуманитарного профиля учебного заведения. Данный вид деятельности позволяет сформировать дополнительный интерес к истории и литературе. 
            В курсе  "История Древнего мира" происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими культурными достижениями цивилизаций древнего мира. В программе данного курса имеется раздел "Древняя Греция", в котором изучается тема "Мифы древних греков о богах и героях", поэтому обучающимся предлагается  в качестве гимназического компонента прочтение дополнительной литературы: в пятом классе необходимо прочесть книгу, посвященную культурному наследию античной цивилизации, (например: Н.Кун "Легенды и мифы Древней Греции" (автор книги может быть другой: В.Успенский и другие).
            Формами  подведения итогов самостоятельной учебной деятельности по профилю ОУ для учащихся среднего школьного возраста является ролевая учебно-интеллектуальная игра и  проверочный тест, один вариант которого в качестве рефлексии учащиеся решают командами на данном уроке а второй (индивидуальный) будет предложен на следующем уроке в течении 25 минут по данной теме, что позволит  проверить полученные знания.
            Данный урок был апробирован на семинаре "Обновление содержания исторического образования" для учителей истории, слушателей курсов повышения квалификации при МОИПКРО и К 3 февраля 2011года в гимназии №1г.Мурманска и получил высокую оценку коллег Мурманской области.

Учебная интеллектуальная развивающая игра

Тема:

Мифы и легенды Древней Греции


Цели урока:  
  • обобщить знания учащихся о литературе, культуре, истории Древней Греции.
  • подвести учащихся к пониманию того, что эллинская культура является одной из основ единой культуры современного человечества.

Задачи:

  • развивать умения осмысливать литературные произведения, исторические факты, явления и творчески их применять
  • развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе, выражения собственной позиции
  • приобщая к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуальной и духовно богатой, развитой личности.

Форма урока: игра.

Тип урока:  командная игра.

Этапы:

I.  Объяснение правил, условий.
II. Приветствие.
III. Разминка
IV. Фраза с крыльями.
V. Найди ошибку.
VI. Чёрный ящик.
VII. Узнай бога(фоторяд)
Подведение итогов.

Условия:В игре принимают участие учащиеся 5-го класса. До начала игры школьники знакомятся с правилами, ее этапами, разбиваются на группы. Играют 4 команды по 6-7 человек в каждой, учащиеся выбирают капитанов и названия для своих команд. Учитель приглашает в жюри трех старшеклассников (они осуществляют техподдержку и фиксируют баллы - скрепки).

Оборудование:TV, проектор, конверты с заданиями, “чёрный ящик” (с предметами: яблоко, пояс, фигурки змеи, лошади, быка), слайды с изображением богов, скрепки  для создания цепочки.

 Вводное слово учителя: Задумывались ли вы когда-нибудь о смысле имен и названий, буквально на каждом шагу, окружающих вас в повседневной жизни? Утром, спеша в школу, вы садитесь в автобус, который называется « Икарус», за стеклом проносятся вывески: кафе «Золотое руно», салон красоты «Афродита», дизайн -студии «Дедал»; вы приезжаете в Санкт-Петербург проезжаете мимо старинного доходного дома, своды которого подпирают каменные атланты…  В старших классах на уроке астрономии вам будут рассказывают о созвездии Андромеды, Кассиопеи… на уроках МХК вы будете знакомиться с эпохой культуры ВОЗРОЖДЕНИЯ где тема мифов звучит у многих живописцев .МИФЫ знаем ли мы их историю, насчитывающую уже несколько 1000 лет? В чем секрет их бессмертия?  Почему появились мифы, и чем они отличаются о т сказок или вымышленных историй? Формирование древнегреческих мифов началось около 1500 лет до нашей эры. В те далекие времена люди по – другому объясняли себе природные и общественные явления. За каждым конкретным событием они видели проявление воли конкретного бога или богини, беды или удачи читались ими, как знаки ниспосланные людям за их слова и поступки. Миф – это правда, в которую верил древний человек. Сегодня, благодаря мифам мы можем представить ту картину мира, которую создали древние греки.

Iэтап. Приветствие команд.
Капитан команды называет и объясняет название своей группы (например: Троянцы, Калипсо, Млечный путь, Аргонавты. Варианты названий могут быть другие)

Разминка.

В течении 2-3х минут командам задаются простые вопросы. За каждый правильный ответ учащийся получает цветную скрепку и формирует цепочку.

Примерные вопросы для разминки:

  • С её приходом на Землю начинается весна (Персифона)
  • Её вершина скрыта облаками. Там живут Боги. (Олимп)
  • Был хитроумным. Провёл в странствиях 2о лет. (Одиссей)
  • Бог, с которым поспорила Афина за покровительство над городом (Посейдон)
  • Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую)
  • Кто такой Минотавр (Человекобык)
  • Кто был отцом Геракла (Зевс)
  • Как появилась на свет Афродита (из морской пены)

Крылатые фразы.

В конвертах лежат карточки из слогов.
Цель: собрать и объяснить крылатые выражения (на доске написано понятие крылатой фразы и примеры из Древней Греции). 

 

Найди ошибку.
В конверте текст с ошибками. Исправь и прочитай правильно, а пока основная команда работает мы слушаем стихи посвящённые подвигам Геракла (стихи готовили дома).

Найди ошибку. В тексте в каждом предложении одна ошибка. Требуется указать ошибку и написать правильный вариант ответа. Варианты текста с ошибками могут быть другие.

1.Геката богиня добра и милосердия )Геката страшная богиня,именем которой греки пугали детей
2. Геракл совершил 10 подвигов. )12.
3. Прометей был обласкан богами за то что раскрыл людям тайну огня- Страшно наказан на вечные муки
4.Властитель горы Арарат был верховным Богом .-горы Олимп
5. Из пасти Кербера капала целительная слюна, и там, куда она падала, вырастали прекрасные цветы. )ядовитые растения
6.Бога Солнца звали Аид. Бога подземного царства мертвых
7. Геракл стал слугой царя Коринфа. )Аргосского царства
8.Чтобы совершить десятый подвиг, Геракл победил трехглавого пса Кербера 10. Подвиг назывался Быки Гериона и хитрый великан Какос
9..Лернейская гидра имела 100 голов. Девять голов
10.Перья Стимфалийских птиц были из золота. Из чистой меди

Вариант стихотворения
«В Древней Греции, друг мой,
Жил отважнейший герой
По имени Алкид (он же Геракл) –
Избранный богами.
Ни у кого не было сильней атак,
Он прославился меж всеми городами!
Был подвиг за подвигом на его плечах.
Царь Эврисфей не по человеческим силам задачи поручал.
Геракловский выстрел, удар – не промах.
Оттого и справлялся он и с немейским львом, гидрой лернейской, и победу над кентавром одержал!
Даже яблоки Гесперид
Достать смог
Наш великий Алкид!
Горомовержец  Зевс сыну помог-
Послал к нему на землю дочь Афину-Палладу.
Прекрасная богиня войны помощь оказала брату.
И вскоре Геракл средь богов на Олимпе
Вино распивал с Дионисом,
Моря-океаны бороздил с Посейдоном,
Сражался с титанами грозными!»

Чёрный ящик.

Назовите и кратко перескажите содержание мифов каким либо образом связанных с этим предметами

Варианты:

1)Пояс
2)Яблоко
3)Фигурка змеи
4)Лошади
5) Быка.

Фотогалерея.
Просмотр фото фрагментов с изображением богов (можно заменить на картины).
Смотри приложение

Резюме.
Культура всех современных европейских народов, в том числе русского, многое восприняла из культуры античного мира. Творческому усвоению истории и культуры Древней Греции мы посвятили многие уроки истории и литературы, и учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в древнегреческой мифологии, овладели историческими сведениями о Древней Элладе и её культуре, осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний. Многие задания были проблемными нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку ребята справились с ними. В конце капитаны команд демонстрируют цепочку по длине которой определяется победитель.

Проверочные тесты

урок скачать

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений