Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / История / Методическая копилка /

Р.В.Ермаков, учитель истории и обществознания МОУ лицея №1

 

Пояснительная записка

Класс: 10.

Профиль: гуманитарно-лингвистический (история, ин-яз).

Форма урока: семинар.

Учебник: А.Сахарова, В.Буганова, ПЗырянова. История России в 2-х частях, профильный уровень. М., 2008.

Предметная сторона опричнины и эпохи Ивана Грозного уже пройдена и сегодня учащиеся должны выйти на новый уровень обобщений периода его царствования, самого сложного и противоречивого в оценках – опричнины.

Урок дается в форме семинара, подобная форма регулярно используется в классическом вузовском виде.
Что решает ряд важных образовательных задач:
• индивидуальная подготовка по теме,
• самостоятельная работа с источниками,
• отбор и структурирование материала,
• отработка приемов выступлений, дискуссий и т.п.
• это дает возможность более глубокого погружения в историческую проблематику,
• как элемент подготовки к вузовскому обучению.

Цель урока - изучить различные историографические взгляды о сути опричнины Ивана Грозного, на основе чего учащиеся должны сформировать свое отношение к этой проблеме.

Сверхзадача урока – выйти на качественно новый уровень обобщения материала, преобразовав знание фактов теоретически обоснованные концептуальные выводы.

Методический комплекс достаточно широк, здесь используются методы анализа, синтеза, эвристический, элементы метода – индивидуального проекта.

Организация урока, на мой взгляд, позволить решить значительный комплекс образовательных, воспитательный и развивающих задач, перечень которых определен требованиями Гос. стандарта и Примерной программы предъявляемых к ученику.

Историография опричнины Ивана IV Грозного

Тема нашего сегодняшнего семинарского занятия – историография опричнины Ивана Грозного.
Но прежде чем приступим к ее изучению, давайте определимся с предметом разговора.

Что такое историография?

Историография (от греч. historia — «рассказ о прошедшем» и grapfo — «пишу») история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвящённых определённой эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих единством содержания (например, российская, французская историография).

Т.о., что является предметом нашего сегодняшнего изучения?
- взгляды историков на опричнину Ивана Грозного.

Cледовательно, цель урока: изучить различные историографические взгляды о причинах опричнины Ивана Грозного, на основе чего сформировать свое отношение к этой проблеме.
Отсюда вытекает главный вопрос урока:
- в чем заключалась причина опричнины Ивана IV (ваше мнение).
Записываем тему семинара.
Начнем с эпилога в виде небольшого видеофрагмента (видео) /Эйзенштейн «И.Грозный»/

Что такое опричнина?
Даты опричнины?

Опричнина – это террор, какие 4 волны террора мы выделяли?

А кто первым пытался дать оценку действиям царя Ивана (с кого начинается историография этого вопроса)?

- князь Андрей Курбский – Повесть о Великом князе Московском, где он стал обличать Ивановы беззакония, ну и письма Курбского Ивану.

Теперь обратимся непосредственно к маститым историкам и их взглядам на причины опричнины.
Ваша задача: слушать выступления, делать записи по ходу сообщения и задать вопросы докладчикам по аспектам которые вам показались туманными, не вполне ясными!
Выступающим – регламент – до 5 минут.

  1. Н.М.Карамзин об опричнине.
    - вопросы.

  2. С.М. Соловьев об опричнине.
    - вопросы

  3. В.О.Ключевский об опричнине.
    - вопросы.

Теперь обобщим услышанное.

  1. Что во взглядах троих историков общего, в чем они сходятся? (осуждение методов!)
  2. Кто видит положительные элементы в действиях Ивана, почему? (Карамзин и Соловьев, укрепление государства! Они представитель гос.школы, поэтому прогрессивно, то, что содействует усилению гос. Начал.)
  3. С каких позиций В.О.Ключевский дает оценку? (с точки зрения личности Ивана, борьба за власть Ивана с теми, кто мог ему помешать ее удержать).

Теперь, по цепочке отвечаем на главный вопрос урока- в чем заключалась причина опричнины Ивана IV.


Домашнее задание – эссе,

1 вариант = «Я согласен с…»
2 вариант «Я не согласен с…»
Выбирайте позицию любого историка и пишите (возможна корректировка фразы «Я ОТЧАСТИ согласен/не согласен с…»).
Структура эссе традиционна.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений